Татьяна Колесова
Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Путешествие в Страну читалию»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект в подготовительной группе
«Давайте представим хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна – недотепы,
Что нет Айболита, и нет дяди Степы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!»
Юрий Энтин
Классификация проекта
Публикация «Познавательно-творческий проект в подготовительной группе „Путешествие в Страну читалию“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Образовательная область Речевое развитие
Тип проекта Познавательно - творческий
Вид проекта Исследовательско - творческий
По продолжительности Среднесрочный
Участники проекта Воспитатель, дети подготовительной группы, родители
Возраст участников 6-7 лет
Срок реализации 1 месяц
Проблемно-ориентированный анализ:
В процессе наблюдения за работой с детьми по речевому развитию и приобщению детей к книгам, было выявлено следующее:
Низкая заинтересованность книгами.
Дети плохо обращаются с книгами.
Дети не знают значение библиотек.
Детям мало читают дома.
У детей низкий уровень знаний детских произведений.
Проблема: Как помочь ребёнку осознать значение книги в жизни и развитии человека. Подвести к пониманию, того, что книга является источником знаний и для создания книги необходим труд многих людей.
Актуальность проекта :
Актуальность проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания. Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так иманит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т. д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь, к книге начиная с дошкольного возраста.
В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, детям нужно научиться понимать окружающий мир не через компьютер, планшет или средства массовой информации, а благодаря книгам, так как именно они учат прекрасному и важному, что необходимо в жизни. Педагоги и родители должны помочь им в этом. Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром и правильное направление его речевого, логического и эмоционального развития, что, конечно же, обеспечивает работа с книгой.
Цель проекта : Формирование у дошкольников потребности в общении с книгой, способствовать стремлению получать знания через книгу. Привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания детей.
Задачи проекта :
Образовательные:
– создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме;
– познакомить детей с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающими над книгой;
– познакомить детей с библиотекой, с правилами поведения в библиотеке; вызвать желание посещать библиотеку;
Развивающие:
– систематизировать знания детей о том, что книга – основной источник знаний; учить правилам общения с книгой;
– способствовать развитию памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков;
– развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;
Воспитательные:
– воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ним.
– воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
– привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания и обучения детей;
Ожидаемые результаты:
В отношении детей:
1. Расширены и систематизированы знания детей о детских писателях и их творчестве, важности чтения в жизни человека;
2. Сформировано бережное отношение к книгам, желание внимательно слушать произведения,
3. Сформирован эмоционально – мотивационный интерес детей на произведения художественной литературы;
4. Дети принимают активное участие в творческих конкурсах, рисуют иллюстрации к сказке.
5. Знакомство с детской библиотекой, с профессией библиотекарь.
Родителей:
1. Участие родителей в акции «Подари книгу в группу»
2. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
3. Получение консультаций по вопросам развития творческих способностей детей;
4. Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Этапы реализации проекта
I этап– Подготовительный
1. Выбор темы, определение целей и задач,
2. Подбор методической литературы для реализации проекта
3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, организация развивающей среды в группе.
4. Анкетирование родителей «В чем воспитательная сила книги в семье?»;
5. Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта;
6. Подбор материала и ознакомление с творчеством детских писателей.
Разработка плана мероприятий с детьми по ознакомлению с творчеством детских писателей;
7. Подготовить дидактические игры («Угадай сказочного персонажа»,
«Собери сказку по порядку», д/и «Собери картинку», «Вспомни сказку по отрывку»);
8. Создание презентаций («Путешествие в прошлое книги», «Как делают бумагу»);
9. Организация развивающей среды в группе (подготовка атрибутов к
сюжетно-ролевым играм «Библиотека», «Магазин Книги»).
II этап – Основной (реализация проекта)
Для реализации поставленных задач были проведены такие мероприятия, как:
НОД:
1. Познавательное развитие :
1. Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря».
Задачи: Расширять представления детей о профессии библиотекарь, о содержании и значимости труда библиотекаря. Обогащать словарь детей за счё т новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизировать в речи детей слова: читатели, книги, журналы, иллюстрации. Воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду библиотекаря. Воспитывать бережное отношение к книгам.
2. Тема: «Путешествие в прошлое книги».
Задачи: знакомство детей с историей происхождения и изготовления книги, дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики, воспитывать бережное отношение к книге.
3. Экскурсия в Воздвиженскую библиотеку – «Путешествие в Книгоград»
Задачи: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки, обогащение словаря за счё т новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, воспитывать интерес к книге, бережное
отношение и уважение к труду библиотекаря.
4. Речевое развитие:
Тема: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Пересказ р. н. сказки «Лиса и журавль» (Приложение 2)
Тема: Пересказ рассказа «Четыре желания» К Д. Ушинский.
Знакомство с творчеством писателя.
Цель: обогащать литературный багаж, высказывать своё отношение к произведению, умение слушать, принимать участие в беседе, определять жанр произведения. Знакомство с творчеством писателя.
5. .Художественное – эстетическое развитие
ИЗО – Тема: «Моя любимая сказка»
Лепка – Тема: Коллективная работа по сказке «Колобок», «Заюшкина избушка»
6. Совместная деятельность: «Закладка для книг»,
«Книжки-малышки» Задача: Предложить детям создать книгу своими руками при помощи техники выполнения на выбор (лепка, аппликация, рисунок).
7. Беседы:
Беседы с детьми о важности книги «Зачем нужны книги? «Как создается книга?», «Из чего состоит книга», рассказ воспитателя о книжных профессиях (писатель, корректор, наборщик, художник, печатник, переплетчик). Беседа: «Какие бывают книги»
8. Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно – ролевая игра «Библиотека» (Знакомство с сюжетно-ролевой игрой «Библиотека» через показ картин и создания мини-библиотеку в группе, «Магазин Книги».
Сюжетно – ролевая игра «Мастерская книг» – В мастерской дети
просматривают книгу и определяют, какой требуется ремонт. Делают ремонт
книги под руководством воспитателя (подбирают бумагу соответствующего
цвета и размера, подклеивают страницы и обложку).
9. Игры драматизации:
– сказка «Колобок», «Теремок» (Приложение 3)
– пальчиковый театр «Репка», «Заюшкина избушка»,
10. Литературный досуг: «Сказочный сундучок»
11. Развлечение: «Книга – твой лучший друг»,
Викторина «Викторина по сказкам» (Приложение 4)
12. Чтение художественной литературы: Рассматривание портретов детских писателей и поэтов; рассматривание иллюстраций к произведениям.
13. Презентация книжки-самоделки детьми.
14. Организация выставки «Книги разные бывают»
Цель: познакомить с разными жанрами произведений (стихи, рассказы, сказки, их особенности, учить определять жанровую принадлежность произведения
Ушинский «Четыре желания»,
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герои»
М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», «Косточка»
К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Муха-Цокатуха» и др.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Чтение русских народных сказок и авторских сказок.
Чтение и обсуждение загадок и пословиц о книге;
15. Трудовая деятельность.
«Книжкина больничка» – подклеивание страниц у книг.
Работа с родителями.
1. Заполнение анкеты «В чем воспитательная сила книги в семье?»
2. Родительское собрание «Роль семейного чтения в приобщении ребенка к книге»
3. Предоставление рекомендаций по семейному чтению и подборки книг для чтения ребенку
4. Совместное составление описательного рассказа с родителями на тему: «Мой любимый сказочный герой».
5. Сотворчество детей с родителями «Создание книжки – малышки дома»
6. Участие родителей в акции «Подари книгу детскому саду»
7. Консультации для родителей: «Зачем читать детям. Как обращаться с книгами», «Загадки – это не только игра, но и средство воспитания и развития», «Как организовать домашнее чтение», «Семья и книга»
Заключительный
Завершающим этапом проекта стало познавательно – развлекательное
мероприятие «Книга – лучший друг ребят», «Викторина по сказкам» - развлечение для детей. Вместе с воспитателями в группе и с родителями дома создавались рукотворные книжки-самоделки. Оформление выставки «Мы знаем и любим детских писателей»
Результативность проекта :
Реализовав проект через организованную образовательную деятельность, нам удалось, повысить интерес детей к чтению, приблизить к искусству посредством изучения творчества детских писателей, значительно расширить словарный запас детей, повысить уровень речевой активности детей.
Дети научились сопереживать, вживаться в роль героев произведений детских писателей, что позволило детям эмоционально раскрепоститься, усилилась сплоченность и дружелюбное отношение детей друг другу.
Постоянное привлечение изучения литературных произведений в образовательный процесс, может стать важным резервом в успешном всестороннем развитии детей.
В итоге дети являются активными участниками, в Стране Читалии, составляют иллюстрированную книжку, хорошо ориентируются по прочитанным произведениям.
Родители принимали активное участие в анкетировании, на собрании познакомились со списком рекомендуемой литературы и получили рекомендации для совместного чтения. Помогали в организации выставки.
Проводя работу с родителями, мы пришли к совместному выводу, что домашнее чтение укрепляет семейные традиции. В рамках реализации проекта увеличился интерес родителей к участию в жизни группы.
Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети принимали участие в занятиях с удовольствием. Практика показала, что при сопереживании взрослым вместе с детьми, дети в свою очередь, подражая взрослому, закрепляют звуки, запоминают определенные слова, учатся отвечать на вопросы.
Вывод:
В ходе работы по проекту я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность обогащают литературный багаж, расширяют знания об окружающем мире. Объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Я убедилась, что проводимая работа помогает детям полюбить книгу, формирует у детей желание читать и беречь книгу.
Список использованной литературы
1. Наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
4. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, Москва 2008 г.
5. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. – М. : Мозаика-Синтез, 2005 г.
6. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. – М. : Мозаика-Синтез, 2016 г.
7. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги».
8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. МОЗАИКА – СИНТЕЗ М 2010г.