Елена Бояринцева
Познавательно-творческий проект «Путешествие по странам мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по странам мира
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Познавательно – творческий проект
«Путешествие по странам мира"
Авторы:
Бояринцева Елена Михайловна,
музыкальный руководитель;
Трегубова Гульнара Фанавиевна,
педагог дополнительного образования;
Пруцакова Наталья Леонидовна,
воспитатель;
Иванова Галина Владимировна,
воспитатель;
Бикташева Рина Рафиловна,
старший воспитатель;
Орлова Оксана Владимировна,
воспитатель;
Шамсутдинова Суфия Хайлулловна,
Публикация «Познавательно-творческий проект „Путешествие по странам мира“» размещена в разделах
воспитатель.
г. Советский
2017 – 2018 учебный год
Структура проекта:
1. Пояснительная записка
1.1 Цель
1.2 Задачи.
1.3 Вид проекта.
1.4 Период реализации.
1.5 Принципы.
1.6 Участники.
1.7 Методы и приемы.
1.8 Предполагаемый результат.
1.9 Ресурсное обеспечение.
1.10 Этапы реализации проекта.
2. План мероприятий по проекту.
3. Перспектива развития проекта.
4. Список литературы.
5. Приложения.
Пояснительная записка
«Человек – это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими личностями – культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других».
Бахтин, Михаил Михайлович — русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства.
Актуальность проекта
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям. Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование культуры человека, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.
Для дошкольников приобщение к культуре разных народов – это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.
Новизна проекта.
Данный проект позволит организовать деятельность детей в познавательном, творческом направлении, материал, подобранный для изучения является дополнением к основной общеобразовательной программе детского сада, что позволит пополнить, расширить, обобщить знания детей по теме проекта.
1.1 Цель проекта: Через знакомство с особенностями культуры разных стран мира (России, Италии, Америки, Индии) способствовать познавательному, общекультурному, творческому развитию детей подготовительной к школе группы.
1.2 Задачи проекта:
Задачи области «Познавательное развитие»:
• Обогащать представления детей о многообразии народов мира, формировать представление детей об обычаях и традициях народов мира;
• Развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;
• Воспитывать у детей активную жизненную позицию и формировать положительное эмоциональное отношение к окружающему миру.
• Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей и уважение к их культурным традициям;
• Проводить работу с родителями, направленную на улучшение детско-родительских взаимоотношений, а также привлекать родителей воспитанников к толерантному воспитанию в семье.
Задачи области «Художественно-эстетическое развитие»:
• Обогащать музыкальный кругозор детей песнями, танцами и играми народов мира.
• Развивать музыкальные и творческие способности посредством исполнения народных песен и танцев, театрализованных постановок.
• Развивать способность слышать и различать средства музыкальной выразительности.
• Воспитывать интерес к фольклорному творчеству своей страны, музыкальному и творческому наследию других стан мира.
• Формировать у детей познавательный интерес к культуре разных народов через ознакомление с народными промыслами, искусством и архитектурой разных стран.
• Обогатить творческий опыт детей в различных техниках изобразительного искусства.
• Развивать стремление к самостоятельному творчеству.
• Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
• Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
1.3 Вид проекта: познавательно-творческий.
1.4 Период реализации: По продолжительности проект среднесрочный. Январь 2017 г. – Апрель 2017 г.
1.5 Принципы:
• принцип систематичности (регулярность занятий, рациональное чередование нагрузки и отдыха);
• принцип развивающей деятельности;
• принцип доступности, последовательности и системности, постепенного усложнения программного материала;
• принцип наглядности.
• принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
• принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
• принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
• принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
• принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека, думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
• принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
• принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
• принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
1.6 Участники проекта: дети подготовительных к школе групп, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, родители.
1.7 Методы и приемы:
• Наглядный – показ упражнений, демонстрация наглядных пособий, презентации, пример взрослого;
• Словесный – инструкции, описание, объяснение, указание, распоряжение, просьба, чтение художественной литературы;
• Практический – виды детской музыкальной деятельности: музыкально-ритмические упражнения, музицирование, слушание музыки, пение, игры, пляски, хороводы; пальчиковая гимнастика;
• Игровой – обучение через игру, музыкально – подвижные игры.
• Мотивационные методы – убеждение, поощрение, похвала.
1.8 Предполагаемые результаты в ходе реализации проекта:
• Сформированность у детей устойчивого интереса к культуре и традициям народов мира (Россия, Италия, Америка, Испания, Индия);
• Усвоение детьми пройденного материала и применение полученных знаний при дальнейшем обучении в школе;
• Развитие познавательной мотивации и творческого потенциала детей;
• Воспитание патриотических чувств к Родине, толерантного отношения к жизни народов мира;
• Установление партнерских взаимоотношений между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта.
1.9 Ресурсное обеспечение проекта: музыкальный зал, аудиоаппаратура, клавинова, информационно-коммуникативные технологии, кабинет изобразительной деятельности, методическая литература, наглядные пособия, праздничная атрибутика, карнавальные костюмы.
1.10 Этапы реализации проекта:
• Подготовительный этап: выявление проблемы, постановка цели и задач, сбор информации, подготовка методической литературы по теме проекта, составление перспективного плана. Январь 2017 г.
• Основной этап: проведение тематических занятий, разучивание песен, танцев, народных игр, участие в театрализованной деятельности, реализация продуктивной деятельности детей. Февраль – Апрель 2017 г.
• Заключительный этап: проведение итогового мероприятия с участием детей и родителей «Путешествие по странам мира», оформление выставки рисунков и поделок «Этот удивительный мир». Апрель 2017 г.
Подготовительный этап
1. Анализ условий для реализации проекта. январь 2017 г. Воспитатели,
музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования
2. Формирование творческой группы. Распределение обязанностей среди участников проекта. январь 2017 г. Воспитатели,
музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования
3. Подбор методической, научно-популярной литературы, музыкального репертуара, иллюстративного материала по теме проекта. январь 2017 г. Воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования
4. Составление конспектов НОД по областям «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», сценариев развлечений, оформление наглядного материала в тематические папки. январь 2017 г. Воспитатели,
музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования
5. Оформление родительских уголков в группах с размещением материала по теме проекта. январь - апрель 2017 г. Воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования
6. Выступления на родительских собраниях в подготовительных к школе группах на тему: «Реализация проекта «Путешествие по странам мира» январь 2017 г. Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования
Основной этап
1. Консультация для родителей «Толерантность в детском саду» январь 2017 г. Педагог дополнительного образования Трегубова Г. Ф. Приложение №1
2. Комплексная НОД по «Художественно-эстетическому развитию: Музыка», тема: «Русское народное музыкальное творчество» январь 2017 г. Музыкальный руководитель Бояринцева Е. М. Приложение №2
3. Викторина «Наша Родина – Россия» для детей подготовительной к школе группы. январь 2017 г. Воспитатель Пруцакова Н. Л. Приложение №3
4. Консультация для родителей: «С чего начинается Родина?» январь 2017 г. Воспитатель Пруцакова Н. Л. Приложение №4
5. Консультация для родителей «Черты толерантной личности» февраль 2017 г. Педагог дополнительного образования Трегубова Г. Ф. Приложение №5
6. НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие: Изобразительное искусство». Тема: Рисование «Жостовский поднос» январь 2017 г. Педагог дополнительного образования, дети Трегубова Г. Ф. Приложение №6
7. НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие: Изобразительное искусство». Тема: «Народные промыслы» февраль 2017 г. Педагог дополнительного образования Трегубова Г. Ф. Приложение №7
8. НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие: Музыка» Тема: «А в солнечной Италии мы с вами не бывали?» февраль 2017 г. Музыкальный руководитель Бояринцева Е. М. Приложение №8
9. НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Знакомство с Италией» февраль 2017 г. Воспитатель Орлова О. В. Приложение №9
10. Совместное творчество детей и родителей. Рисование «Достопримечательности Италии» февраль 2017 г. Трегубова Г. Ф. Выставка работ, фотоотчет
11. Консультация для родителей «Поучительный аспект итальянских народный сказок: читаем и обсуждаем» февраль 2017 г. Воспитатель Орлова О. В. Приложение №10
12. НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие: Изобразительное искусство». Тема: «Венецианская маска». февраль 2017 г. Педагог дополнительного образования Трегубова Г. Ф. Приложение №11
13. Интегрированное развлечение «Путешествие в Северную Америку» март 2017 г. Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования Бояринцева Е. М.
Трегубова Г. Ф. Приложение №12
14. НОД «Новый свет». Март 2017 г. Воспитатель Шамсутдинова Г. Ф. Приложение №13
15. Чтение детям «Народные сказки Америки» март 2017 г. Трегубова Г. Ф.
Приложение №14
16. Интегрированное развлечение «Загадочный Восток», март 2017 г. Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, дети Бояринцева Е. М., Трегубова Г. Ф. Приложение №15
17. НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Индийские сказки» март 2017 г. Воспитатель Иванова Г. В. Приложение №16
18. Чтение детям «Народные сказки Индии» март 2017 г. Воспитатель Иванова Г. В. Приложение №17
19. Теневой театр «Золотая рыба» март 2017 г. Воспитатели, дети, родители Иванова Г. В. Приложение №18
20. НОД «Культура и быт народов ханты и манси» апрель 2017 г. Воспитатель Бикташева Р. Р. Приложение №19
21. Развлечение «Такой далекий близкий Север» апрель 2017 г. Воспитатели, педагог дополнительного творчества, музыкальный руководитель, дети Бикташева Р. Р. Трегубова Г. Ф. Бояринцева Е. М. Приложение №20
22. Театрализация «Вороний день» апрель 2017 г. Воспитатели, дети, музыкальный руководитель Бикташева Р. Р. Бояринцева Е. М. Приложение №21
23. Индивидуальная работа с воспитанниками по подготовке творческих номеров к итоговому мероприятию. Март-апрель 2017 г. Музыкальный руководитель, дети Бояринцева Е. М.
Итоговое мероприятие Приложение №22 Видеоотчет
Заключительный этап 1. Оформление выставки творческих работ воспитанников в рамках проекта «Этот удивительный мир» апрель 2017 г. Воспитатели, педагог дополнительного образования Трегубова Г. Ф., Орлова О. В., Бикташева Р. Р., Пруцакова Н. Л., Иванова Г. В., Шамсутдинова С. Х. Выставка работ, фотоотчет
2. Оформление выставки «Сувениры из наших путешествий» апрель 2017 г. Педагог дополнительного образования, родители Трегубова Г. Ф. Фотоотчет
3. Составление сценария мероприятия, подготовка ведущих, оформление зала к итоговому мероприятию, подбор сценических костюмов для демонстрации творческих номеров воспитанников. Март-апрель 2017 г. Педагог дополнительного образования, Музыкальный руководитель, родители. Трегубова Г. Ф. Бояринцева Е. М. Фотоотчет
4. Предоставление продукта проекта. Итоговое мероприятие «Путешествие по странам мира» апрель 2017 г. Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, воспитатели, дети, родители. Приложение №22 Фотоотчет, Видеоотчет.
3. Перспектива развития проекта.
Способствовать развитию познавательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с особенностями культуры разных стран мира (России, Италии, Америки, Индии, их общекультурному и творческому развитию, а также мотивировать их к дальнейшему изучению данной темы в последующем обучении в школе.
Тесное сотрудничество с родителями в направлении творческого самовыражения каждого ребенка.
Презентация проекта на районном методическом объединении с целью распространения опыта работы по подготовке и реализации проекта. Размещение информации на интернет-сайтах для ознакомления педагогических работников с работой по данной теме.
Участие воспитанников в первом городском фестивале национальных культур.
4. Литература.
1. Алябьева Е. : Дошкольникам о праздниках народов мира. Сказки и беседы для детей 5-7 лет, Издательство Сфера, 2016;
2. Андрианова Н. А., Мир для детей (от 6 до 12 лет, Изд. Эксмо, 272 стр., 2016;
3. Андрианова Н. А., Я гражданин России, Изд. Эксмо, 240 стр., 2016;
4. Андрианова Н. А., Детские путеводители, Россия для детей, Изд. Эксмо, 192 стр., 2016;
5. Андрианова Н. А., Детские путеводители, Европа для детей, Изд. Эксмо, 199 стр., 2016;
6. Астафьева М. Д. Игры для детей, изучающих английский язык., Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008;
7. Астафьева М. Д. Праздники для детей, изучающих английский язык, Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;
8. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и дон. --- СПб. : ЛОИРО, 2000;
9. Вострухина Т. Н. «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения», Издательство Школьная Пресса, 2010;
10. Зацепина М. Б., Комарова Т. С., ФГОС Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада (2-7 лет, Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016;
11. Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет, Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006;
12. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD) Старшая группа издательство «Композитор» Санкт-Петербург. 2011.
13. Картушина М. Ю. Праздники народов мира в детском саду. Часть 1. Лето-осень. Издательство Скрипторий, 2009;
14. Картушина М. Ю. Праздники народов мира в детском саду. Часть 2. Зима-весна. Издательство Скрипторий, 2009;
15. Картушина М. Ю. Праздники народов мира в детском саду. Музыкальное приложение (CD) Издательство Скрипторий, 2003;
16. Колдина Д. Н., Рисование с детьми 6-7 лет., Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017;
17. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании., Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013;
18. Краснушкина Е. «Государственные символы Российской Федерации». Наглядно-дидактическое пособие, Изд. Мозаика-Синтез, 2013;
19. Пантелеева Н. Г. Народные праздники в детском саду, Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014;
20. Филиппова, Филиппов, Фирсова: Успех. Путешествие по миру. Энциклопедия для детей 5-7 лет, Изд. Просвещение, стр. 71, 2013;