Ольга Чижикова
Познавательно-творческий проект «Театр теней» для детей старшего дошкольного возраста
Познавательно-творческий проект
на тему: «Театр теней»
/для детей старшего дошкольного возрастТип проекта : творческий практико-ориентированный, групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта : 07.02.22-11.02.22
Актуальность проекта :
Публикация «Познавательно-творческий проект „Театр теней“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Театр теней своими руками
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, раскрепощает ребенка, способствует самовыражению. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Огромный интерес у детей вызывает теневой театр, но он мало используется в дошкольном образовании. Теневые театрализованные игры оказывают огромное значение на развитие детей дошкольного возраста. Они развивают речь и мелкую моторику рук, развивают коммуникативные навыки и творческие способности, формируют умения взаимодействовать с окружающими, развивают эмоционально-волевую сферу, устойчивый интерес к художественной литературе, книге, развивают целеустремленность, волю.
Театр теней — это синтез различных видов искусства: изобразительного (цвет, слайды-рисунки, музыки, кино и т. д. Вместо готового изображения дошкольники получают силуэт, намек, символ. Ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Этот вид театрального искусства привлекателен, таинственен и загадочен.
Цель проекта :
познакомить детей с теневым театром и средствами изображения в теневом театре. Активировать словарь детей, диалогическую речь.
Задачи проекта :
1. Образовательные – формировать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, познакомить с новым видом театра – Теневой.
2. Развивающие – развивать память, мышление, внимание, творческие способности. Развивать артистические способности.
3. Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к товарищам.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации задач по воспитанию и развитию у ребенка театральной деятельности предполагается, что дети приобретут:
-необходимый минимум знаний по сказкам;
-желание читать новые сказки;
-научатся находить своё отражение и представления об окружающем мире, и отношение к той или иной проблемной ситуации;
-овладеют навыками теневого театра;
Этапы проекта
Этапы Содержание работы
1. Подготовительный
(разработка проекта) - Оборудование и материалы – ширма для театра теней изготовленная родителями, куклы на шпажках для театра теней, черный картон, ножницы, клей, шпажки, настольная лампа.
2. Основной Вхождение детей в проблему. Совместное целеполагание и планирование деятельности.
Обсуждение тема проекта. (Как появляются тени? Как можно играть тенями с помощью рук? Фигурок) опыт с фонариком.
Подбор материалов для реализации проекта.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
3. Итоговый Форма презентации проекта.
Продукты проектной деятельности – театр теней показ сказки «Колобок» для воспитанников средней группы.
Практическая значимость результатов проекта – участие родителей в изготовлении ширмы и разных плоскостных фигур. Дети научились самостоятельно ставить театральное представление.
Перспективный план работы с детьми по проекту
День недели Методические приёмы
Понедельник
Беседы: «История театра» (презентация) ; «Как вести себя в театре»
Дид. игры: «Загадай мы отгадаем», «Театральное лото»
С-Р игра: «Мы идем в тетр»
Разыгрывание стихотворение Б. Заходера: «Плачет киска…»
Игра драм. : «Колобок» (кукольный)
Чтение худ. лит. :
Продуктив. деят. : «Изготавливаем атрибуты: букетики, билеты, игровые деньги.»
Вторник
Беседы: «Разные виды театра» ; «Профессия – актер»
Дид. игры : «Загадки без слов»
Игра драм. : «Веселый Старичок-Лесовичок».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Рисование теней (штриховка по трафаретам черным или простым карандашом).Раскраски по сказкам.
Рассказывание сказок собственного сочинения.
Оформление стенда: «Китайский театр теней»
Среда Беседы: «Есть ли тень в пасмурный день», «Кто такой декоратор»
Игра : «Поиграем. — угадаем» (АБосева)
Д. И: «Посчитай тени», «Найди похожую тень»
Просмотр видео теневого театра.
Разучивание сказки «Колобок на новый лад», рассказывание по ролям.
Изготовление плоскостних фигур и декораций для теневого театра.
Четверг Беседы: «Есть ли зимой тень» .
Игра «Телефон»
Д. И: «Найди тень от дерева, куста…», «Придумай свою тень»
Опыты: «Сделай тень от веточки, лопатки, ведёрка…»
Репетиции теневого представления
Пятница Мастер класс для родителей: «Домашний театр теней»
Показ представления.
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Роль театрализованной деятельности в развитие дошкольников»
Изготовление родителями ширмы для теневого театра.
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование и материалы – ширма для театра теней изготовленная родителями, куклы на шпажках для театра теней, черный картон, ножницы, клей, шпажки, настольная лампа.
Формы работы с детьми:
• Образовательная деятельность.
• Показ спектаклей, драматизация сказ
Список литературы:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М. : АРКТИ, 2001.
5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : Школьная пресса, 2000.