Оксана Шатравина
Познавательно-творческий проект «Моя Родина — Донская сторона»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- формирование у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае – и адекватного понимания места человека в нем.
- развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине
Задачи:
1. Образовательные:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных явлениях Донского края;
Публикация «Познавательно-творческий проект „Моя Родина — Донская сторона“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, их традициях, об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
2. Воспитательные:
- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с эталоном;
- воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношение к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
3. Развивающие:
- развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей;
- формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве, для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранении и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Актуальность проблемы: С возрождением казачества стала актуальной проблема духовно-нравственного воспитания детей. В настоящее время у нового поколения отсутствует интерес к познанию ценностей культуры и истории родного края; наблюдается заметное снижение качества духовно-нравственного воспитания.
Гипотеза проекта : Реализация данного проекта позволит воспитать и сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей невозможно без воспитания любви к маме, семье, родному уголку, родной стране – Родине.
Участники проекта : дети средней группы «Солнышко», воспитатели, родители.
Сроки проведения: 1 месяц.
Подготовительный этап:
Проблема исследования: отсутствие интереса к истокам своей малой Родины, к познанию ее культурных ценностей.
Задачи исследования проблемы:
- формирование у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нем.
- формирование личности выпускника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.
- развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине.
Информационные ресурсы: «Родники Дона» ЧумичеваР. М. ,Н. А Платохина, О. Л. Ведмедь,
Аналитический этап: Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций с изображением реки Дон, донских казаков и т. д. Продумать и написать конспекты занятий по ознакомлению детей с Донским краем, его главной рекой Дон. Организовать совместный поиск информации и сбор предметов старины, чтобы лучше проникнуть в быт Донского народа – казаков. Обратиться за помощью к родителям, бабушкам.
Основной этап:
План реализации проекта с детьми :
Познавательное развитие :
Мы родом из Донского края.
Люблю тебя - мой край родной
Знакомство с традициями родного края
С чего начинается Родина?
Покров на Дону
Конь- верный друг казака
Конспект НОД «Казачье подворье», «Казачий курень».
Просмотр видео презентации «Дон», «Донские казаки», «Чудеса донской природы», «Ростовская область»
Речевое развитие:
- знакомство с терминологией казаков,
- чтение стихов о казачестве,
- разучивание казачьих пословиц,
- знакомство с загадками жителей Дона.
- Чтение и обсуждение художественной литературы: Д. Долинский "Птички-странички", "Незнакомый насекомый", Н. Скребов "Толстопятые друзья", Н. Костарев "У нас на Дону", Сказки "Кот и лиса", "Казак и лиса";
- викторина «Мой край Донской»,
Физическое развитие:
- знакомство и разучивание игр и забав(«Лучшая хозяйка», «Подкова», «Заря-зарница» и т. д.).
Художественно-эстетическое развитие:
- лепка «Казачья утварь».
- рисование «Флаг Донского казачества».
- Рушники донских мастериц;
- Мы на луг ходили, мы лужок лепили;
- Костюм казака;
- Мастер-класс «Казачья изба – курень!»
- Мастер класс «Кукла – оберег».
Прослушивание музыкальных произведений: В. Красноскулов "Донские песни",И. Шишов "Степная симфония", народные донские песни. Разучивание казачьих песен, знакомство с танцевальными особенностями.
Экскурсии: в мини-музей детского сада «Малая Родина»
Дидактические игры:
- «Хорошо-плохо» (назвать, что в отношениях людей плохо к реке Дон, а что хорошо)
- «Найди отличия» (по картинкам)
- «Найди флаг казаков»
- «Что лишнее» и т. д.
Работа с родителями :
- Консультация для родителей : «Без прошлого нет будущего».
- Анкетирование родителей по региональному компоненту.
-Привлечь родителей к сбору предметов казачьего быта для создания патриотического уголка «Малая родина».
Совместно с родителями, изготовление красной книги Ростовской области.
Продукт проекта :
Инсценировка сказки «Как казак своё счастье искал».
Изготовление Красной книги Ростовской области.
Презентация проекта.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта воспитателем совместно с детьми была проделана огромная работа по ознакомлению с родным – Донским краем. Дети познакомились с происхождением реки Дон, природой и животными донского края, а так же с первыми жителями Донской стороны, познакомились с традициями донского народа, изучили костюмы казаков, произведениями донских писателей и музыкантов, разучили игры донских казачат, просмотрели видео презентации «Дон», «Донские казаки», «Чудеса донской природы», «Ростовская область» для наиболее точного представления о донской стороне, как о родном крае, и многое другое.
Полученные знания ребята закрепляли в игровой деятельности, в художественном творчестве. (лепили, рисовали, создавали коллективные аппликации и коллажи) Совместно с детьми старшей группы был создан уголок «Малая Родина» для того, чтобы каждый из воспитанников нашего детского сада, смог прикоснуться к истокам старины своего народа.
В результате работы дети стали более серьезно относится к Родному краю, его природе и ценностям. Реализация данного проекта способствовала формированию у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нем.
+ В Мои закладки