Наталья Устюгова
Познавательно — творческий проект «Ярмарка мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Детский сад № 217»
г. Барнаул
Познавательно - творческий проект
«Ярмарка мастеров»
(старшая группа «Морячки»)
Воспитатели: Устюгова Н. П., Каперская С. А.
Вид проекта: познавательно - творческий
Сроки реализации: долгосрочный
Разработчики проекта: воспитатели старшей группы «Морячки», музыкальный руководитель.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Публикация «Познавательно — творческий проект „Ярмарка мастеров“» размещена в разделах
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Актуальность:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта, продолжить знакомство детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством.
приобщение детей к родной культуре, посредством знакомства с народными промыслами и традициями страны.
Задачи проекта:
1. Дать детям представление об общности народных художественных промыслов России и их различиях, понимание форм бытования народных и крестьянских традиций в современной жизни;
2. Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, декоративное рисование развить воображение, память, мелкую моторику руки, чувство света, эстетическое восприятие
3. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
4. Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Подготовка материалов:
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи, народные изделия);
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Методы реализации проекта:
• Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
• Подбор материала по пяти образовательным областям («Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие») для реализации проекта;
• Подбор материала по взаимодействию с родителями;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
2. Основной этап:
• Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
- «Филимоновские игрушки – свистульки»;
- «Народные промыслы России»;
- «Волшебные узоры»;
- «Золотые руки мастеров»;
- «Дымковские мастера»;
- «Эти русские Матрёшки»;
- «Золотая хохлома»;
- «Гжель сине-голубое чудо»;
- «Веселый городец»;
- «Чудесные кони» (мезенская роспись);
- «Богородская деревянная игрушка»;
- «Чудеса из бересты»;
- «Резьба по дереву»;
- «Путешествие в Город Мастеров» («Гончарное дело»);
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек», «Жостово»,
«Матрешка» и др.
3. Рассматривание книг А. Алехина «Матрешки», Ж. Божеславна «Матрешкино платье», энциклопедий;
Речевая деятельность:
Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов:
Пермяк Е. «Золотые колечки», «Уральские были»; Н. Бедник «Хохлома» (отрывки из книги об истории хохломской росписи, М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод», В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»; П. Синявский «Хохломская роспись», «Гжель»; Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
Цель: Уточнять и углублять знания о народных промыслах, ремесленниках, народных умельцах. Приобщать детей к богатству русской речи, обогащать речь детей средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами). Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
Художественно - творческая деятельность:
1. Рассматривание наглядно - демонстрационного материала: «Городецкая роспись по дереву», «Дымковская игрушка», «Гжель»; «Каргопольская игрушка», «Золотая хохлома», «Полхов - майдан», «Филимоновская народная игрушка».
Наглядно-дидактический материал: «Музыкальные инструменты», «Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Музыкальная азбука», «Национальные костюмы»;
2. Лепка из пластилина: «Красивые птички», «Козлик», «Вылепи свою любимую игрушку», «Кувшинчик»;
3. Рисование: «Дымковская слобода», «Городецкая роспись», «Закладка для книги» («Городецкий цветок», «Роспись олешка», «Городецкая роспись деревянной доски», «По мотивам хохломской росписи», «Золотая хохлома», «Роспись кувшинчиков», «Знакомство с искусством гжельской росписи».
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры: «Иголочка да ниточка»,
2. Хороводные народные игры «Каравай», «У Миланьи, у старушки», «Ручеек», «Гуси-лебеди», «Гори, гори, ясно»;
3. Сюжетно - ролевая игра «Семья» игровая ситуация «Встречаем гостей»;
4. Развлечения: «Масленица», «Ярмарка мастеров».
Мероприятия по работе с родителями:
• Консультации для родителей «Знакомим дошкольников с народной культурой»;
• Привлечь родителей к организации выставки детских работ;
• Привлечение родителей к организации музейных экспозиций по народным промыслам.
• Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Художественный музей.
3. Обобщающий этап:
• Выставка детских рисунков и поделок «Русские узоры»;
• Экскурсии по музейным экспозициям;
• Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада.
Предполагаемый результат:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появится желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа.
Дети самостоятельно станут различать стили известных видов декоративной живописи; научатся создавать выразительные узоры по мотивам народных росписей на бумаге; умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
План работы с детьми по осуществлению проекта
Тематические беседы:
Цель: Развивать интерес к народным художественным промыслам России.
Развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих произведения искусств. Развивать способности различать стили в декоративном искусстве.
- «Народные игрушки»;
- «Филимоновские игрушки – свистульки»;
- «Народные игрушки»;
- «Волшебные узоры»;
- «Золотые руки мастеров»;
- «Дымковские мастера»;
- «Эти русские Матрёшки»;
- «Золотая хохлома»;
- «Гжель сине-голубое чудо»;
- «Городец»;
- «Чудесные кони» (мезенская роспись);
- «Богородская деревянная игрушка»;
- «Чудеса из бересты»;
- «Резьба по дереву»;
- «Путешествие в Город Мастеров» («Гончарное дело»);
Экскурсии по педагогическому музею (экскурсовод: воспитатель группы)
- Музейная экспозиция «Матрешка»;
- Музейная экспозиция «Золотая хохлома»;
- Музейная экспозиция «Гжель»;
Рассматривание наглядно - демонстрационного материала: «Городецкая роспись по дереву», «Дымковская игрушка», «Гжель»; «Каргопольская игрушка», «Золотая хохлома», «Полхов - майдан», «Филимоновская народная игрушка» и наглядно-дидактического материала: «Музыкальные инструменты», «Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Музыкальная азбука», «Национальные костюмы»; предметов быта, посуды, игрушек.
Речевое развитие
Чтение:
Пермяк Е. «Золотые колечки», «Уральские были»; Н. Бедник «Хохлома» (отрывки из книги об истории хохломской росписи, М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод», В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»; П. Синявский «Хохломская роспись», «Гжель»; Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». Цель: Уточнять и углублять знания о народных промыслах, ремесленниках, народных умельцах. Приобщать детей к богатству русской речи, обогащать речь детей средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами).
Разучивание стихотворений: «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
Использование картотеки загадок, пословиц;
Игры:
- Интерактивная игра – находилка «Музейный экспонат»;
- Дидактические игры: «Собери картинку» (матрешки, «Угадай, какая роспись?», «Собери хвост птице»;
- Словесная игра: «Доскажи пословицу». Цель: Приобщать детей к истокам родного истинного русского народного творчества. Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение,
индивидуальные способности детей.
- Сюжетно – ролевые игры: «Семья» игровая ситуация «Встречаем гостей»; «Магазин», «Ярмарка».
Цель: Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных традициях. Использовать игру для формирования новых интересов и способностей детей. Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей;
Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;
Продолжать работу по обогащению словаря детей;
Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей;
Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желание товарищей.
Слушание музыкальных произведений:
Песня на мелодию русской народной песни «Ой, вставала я…», «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; русский народный хоровод «Выйду ль я на реченьку» (обр. Ломовой, частушки.
Физическое развитие Подвижные игры: «Ручеек», «Гори, гори, ясно!», «Ловишка, бери ленту!», «Горелки», «Лапта», «Золотые ворота»;
Мероприятия по работе с родителями:
• Консультации для родителей «Знакомим дошкольников с народной культурой»;
• Привлечь родителей к организации выставки детских работ;
• Привлечение родителей к организации мини – музея в группе, музейных экспозиций Педагогического музея кукол в детском саду;
Продукт проектной деятельности
• выставка детского творчества «Русские узоры»;
• экскурсии группы на выставку;
• фото - презентация проекта;
Результаты проектной деятельности:
В результате проекта у детей:
• пополнились, систематизировались знания и представления о декоративно – прикладном искусстве;
• детей удалось активизировать по работе над проектом;
• возросла познавательная активность детей;
• в процессе работы над проектом, повысилась самооценка детей.
Подготовка материалов:
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи, картотеки загадок, пословиц);
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Мир народных промыслов»: