Елена Шульга
Познавательно-творческий проект «Я иду в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Характеристика проекта
Тип проекта : информационный, практико-ориентированный
По продолжительности: краткосрочный
Сроки реализации: 05.05. 2023 г. – 19.05. 2023 г.
По характеру контактов: групповой
Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители
Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
2. Актуальность проекта
Публикация «Познавательно-творческий проект „Я иду в школу“» размещена в разделах
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни.
Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта : стимулирование развития познавательной активности и деятельности детей. Повышение интереса к школе и формирование у детей подготовительной группы положительного отношения к предстоящему обучению, подготовка к принятию новой социальной позиции «школьника», повышение грамотности и компетенции родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Задачи проекта :
1. Организовать процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе пред школьного образования с учетом потребностей и возможностей детей данного возраста.
2. Укрепить и развить эмоционально – положительное отношение ребенка к школе, желание учиться.
3. Формировать социальные черты личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Направления проекта совместной деятельности с детьми:
1. Уменьшение влияния психологического стресса перед школой
2. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других
3. Развитие речи и мелкой моторики
4. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте
5. Развитие элементарных математических представлений.
4. Принципы реализации проекта
- личностно-ориентированный подход в целенаправленном процессе воспитания положительного отношения к школе;
- научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
- единство содержания форм и методов работы;
- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей;
- принцип доступности;
- принцип системности и последовательности.
5. Содержание работы над проектом
1 этап – подготовительный:
-Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
-Составление плана работы по реализации проекта : «Я иду в школу!».
-Создание предметно–развивающей среды по теме проекта.
-Подбор методической, научно–популярной и художественной литературы по данной теме.
-Подбор в группе необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности.
-Подбор домашнего задания для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
-Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
2 этап - основной, организационно-практический этап:
Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
Работа с детьми:
Занятия, беседы, чтение художественной литературы (повести, рассказы, дидактические, настольно-печатные игры, творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование).
Работа с родителями:
• Фотоколлаж: «Мы тоже были школьниками».
• Родительское собрание: «Готовность детей к школе».
• Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу».
• Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
• Оформление памяток: «Шпаргалка для родителей, будущих первоклассников».
6. План работы с детьми по осуществлению проекта
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Индивидуальная деятельность с детьми Образовательная деятельность в режимных моментах
1 неделя Просмотр презентации «Школа».
Беседа о школе и правилах поведения в школе.
Беседа «Каким ты представляешь себя в школе».
Беседа «Чем школа отличается от детского сада»
Чтение «Три звонка» А. Барто; «Когда человеку шесть» О. Дриз; «Читалочка» В. Берестов;
«Что такое школа?» Л. А. Арсенова М. Зощенко «Пора вставать»; «В школу» А. Барто.
Знакомство с пословицами и поговорками об учении. Загадывание загадок
Рисование «Школа»
Лото «Школьные принадлежности»,
Дидактическая игра «Цепочка слов», «Что лишнее», «Расшифруй слова», составление рассказа по картине «В школу». Настольная игра «Собери из частей школьный предмет», «Морской бой», «Игры с пуговицами», «Составим цифры из счётных палочек», «Шашки».
«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ) Сюжетно-ролевые игры «Школа»,
Просмотр мультфильма «Наш друг пиши – читай», «В стране не выученных уроков». Рассматривание картины «Школа»
Слушание детских песен: «Первоклашка», «Буквы слова», «Дважды два – четыре». Рассматривание альбома с фотографиями о школьной жизни. Раскрашивание раскрасок на школьную тематику.
Конструирование на тему: «Портфель». Проинформировать родителей о проведении проекта.
Консультации для родителей: «Нам пора в школу», «Советы родителям будущих первоклассников».
Задача: знакомить и расширять представления детей о школе, создание положительных установок на школу
2 неделя Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня.
Чтение: «Незнайка учится» Н. Носов, «Первый день» А. Алексин
Рассматривание картин, иллюстраций о школе прошлого.
Ручной труд «Закладка для книг».
Чтение стихотворений о цифрах.
Вечер загадок «Скоро в школу».
Рисование «Цветы для учителя».
Аппликация «Мой будущий портфель». Дидактические игры: «Читаем предложения», «Числовые домики», «Кубики для всех», «Сложи портфель». «Логический поезд». Составление рассказа по картине «В школу».
«Почему я хочу учиться в школе» (монологический рассказ) Сюжетно-ролевые игры «Школьная библиотека», «Магазин. Школьные товары».
Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10», «Смешарики про школу», «Остров ошибок». Подвижные игры: «Светофор»,«Делай как я!», «Весёлая Эстафета», «Линеечка». Конструирование «Здание моей школы». Рассматривание рисунков первоклассников «Я учусь в школе». Раскрашивание раскрасок на школьную тематику.
Рассматривание иллюстративных книг. Оформление памяток: «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников».
Составление маршрута «Путь от дома до школы»
Пальчиковые игры: «Мы писали, мы писали», «Счет», «Карандаш», «Слова».
Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?».
Задача: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе
7. Заключительный этап
- Создание книги фантазийных рассказов «Мой первый день в школе?», фотоколлажа «Мы тоже были школьниками»;
- Оформление папки с материалами проекта;
- Схема-маршрут «Я иду в школу» (совместно с родителями);
- Совместное мероприятие родителей и детей подготовительной группы: деловая игра «Школьная жизнь»;
- Выступление на педагогическом совете о результатах работы проекта «Я иду в школу!».
8. Итоги реализации проекта :
Прогнозируемый результат реализации проекта :
1. Благоприятное течение адаптационного школьного периода;
2. Формирование у детей мотивационной готовности к школе;
3. Накопление большого багажа знаний о школе;
4. Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;
5. Повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе;
6. Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
Выводы:
Подводя итоги работы по проекту «Я иду в школу!», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей.
В первую очередь уделяется внимание мотивационной и личностной готовности ребенка к школе.
Список литературы:
1. Буре Р. С. Готовим детей к школе : Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987
2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
3. Губатова Л. Н. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению. //Дошкольная педагогика – 2010, №1
4. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010
5. Ваш ребенок идет в школу : Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б. Анисимова – Ростов н/ Д: Феникс, 2005
6. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе – М. : Генезис. 2003
7. Бурухина А. Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» — журнал «Воспитатель ДОУ» 2012
8. Павлов И. В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе СПб. : Речь, 2008
9. Панфилова М. А. Лесная школа. : Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2002
10. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
11. Ильина М. Н. Подготовка к школе : развивающие тесты и упражнения. — Спб. : Питер, 2004.-205с.
12. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. — М. : ТЦ Сфера, 2007.-128с.