Екатерина Маркина
Познавательно-творческий проект «Донская сторона. Дон-батюшка» (подготовительная группа)
▼ Скачать
Познавательно-творческий проект
«Донская сторона. Дон-батюшка»
срок проведения: октябрь-ноябрь
Воспитатель: Маркина Е. Д.
Цели:
- формирование у детей целостного представления о малой Родине – Донскомкрае – и адекватного понимания места человека в нем.
- формирование личности выпускника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Донская сторона, Дон-батюшка“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине
Задачи:
1. Образовательные:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных явлениях Донского края;
- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, их традициях, об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
2. Воспитательные:
- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с эталоном;
- воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношение к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
3. Развивающие:
- развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей;
- формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве, для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранении и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Актуальность проблемы: С возрождением казачества стала актуальной проблема духовно-нравственного воспитания детей. В настоящее время у нового поколения отсутствует интерес к познанию ценностей культуры и истории родного края; наблюдается заметное снижение качества духовно-нравственного воспитания.
Гипотеза проекта: Реализация данного проекта позволит воспитать и сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей невозможно без воспитания любви к маме, семье, родному уголку, родной стране – Родине.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Пчелки», воспитатель, родители.
Сроки проведения: 2 месяца.
Меж предметные связи: познавательная, художественно-творческая деятельность.
Подготовительный этап:
Проблема исследования: отсутствие интереса к истокам своей малой Родины, к познанию ее культурных ценностей.
Задачи исследования проблемы:
- формирование у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нем.
- формирование личности выпускника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.
- развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине.
Средства реализации проекта: познавательные занятия, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видео презентаций «Река Дон», «Донские казаки», «Чудеса Донского края», художественно-творческая деятельность, экскурсия в мини-музей детского сада «Малая Родина», просмотр иллюстраций о жизни донских казаков.
Информационные ресурсы: «Родники Дона» Н. А Платохина, О. Л. Ведмедь,
Аналитический этап: Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций с изображением реки Дон, донских казаков и т. д. Продумать и написать конспекты занятий по ознакомлению детей с Донским краем, его главной рекой Дон. Организовать совместный поиск информации и сбор предметов старины, чтобы лучше проникнуть в быт Донского народа – казаков. Обратиться за помощью к родителям, бабушкам.
Основной этап:
План реализации проекта с детьми:
«Познание»:
НОД
1. Познавательная деятельность «Люблю тебя - мой край родной»
2. «С чего начинается Родина?» рисование
Праздник
«Покров на Дону»
«Экскурсии»: в мини-музей детского сада «Малая Родина»
«Дидактические игры»:
- «Хорошо-плохо» (назвать, что в отношениях людей плохо к реке Дон, а что хорошо)
«Чтение художественной литературы»: Д. Долинский "Птички-странички", "Незнакомый насекомый", Н. Скребов "Толстопятые друзья", Н. Костарев "У нас на Дону", Сказки "Кот и лиса", "Казак и лиса"; стихотворение донских поэтов, пословицы и поговорки о казаках.
«Слушание музыкальных произведений»: В. Красноскулов "Донские песни",И. Шишов "Степная симфония", народные донские песни.
«Игры донских казачат»:
Работа с родителями: привлечь родителей к сбору предметов казачьего быта для создания мини-музея детского сада «Малая родина»
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта воспитателем совместно с детьми была проделана огромная работа по ознакомлению с родным – Донским краем. Дети познакомились с происхождением реки Дон, природой и животными донского края, а так же с первыми жителями Донской стороны, познакомились с традициями донского народа, изучили костюмы казаков, произведениями донских писателей и музыкантов, разучили игры донских казачат, просмотрели видео «Дон», «Донские казаки», «Чудеса донской природы», «Ростовская область» для наиболее точного представления о донской стороне, как о родном крае, и многое другое.
Полученные знания ребята закрепляли в игровой деятельности. (Совместно с детьми других групп был создан мини-музей детского сада «Малая Родина» для того, чтобы каждый из воспитанников нашего детского сада, придя в музей смог прикоснуться к истокам старины своего народа.
В результате работы дети стали более серьезно относится к Родному краю, его природе и ценностям. Реализация данного проекта способствовала формированию у детей целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нем.
Конспект интегрированного занятия
«Люблю тебя - мой край родной»
подготовительная группа
подготовила воспитатель: Маркина Е. Д.
Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Ростовской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Ход занятия:
1. Аутотренинг "Мы - друзья природы"
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?
Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, посёлок)
Да, мы с вами живём на Дону, для нас он родной.
Донской край
Попов И. Н.
Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.
Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
2. Путешествие по родному краю
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей)
Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").
А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные.. (Ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый.. (Василёк).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные.. (Берёзки).
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.
Животные нашего края.
Дети подходят к столу, на котором разложены мягкие игрушки, изображающие животных. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.
Дидактическая игра с мягкими игрушками.
Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Ростовской области.
Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).
Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Дети садятся за столы).
Беседа о заповедных местах нашей Ростовской области.
Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".
Вопросы к детям:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Что такое заповедник?
- Какие заповедные места находятся на территории нашей области?
- Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?
- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"
Дети говорят хором
"НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ"!
Конспект занятия по рисованию
«С чего начинается Родина?»
подготовительная группа
подготовила воспитатель: Маркина Е. Д.
Цель: дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это то место, где он родился и где прошло его детство.
Задачи:
- прививать любовь к родным местам,
- вызывать чувство восхищения красотой родных мест, желание больше узнать о своем родном крае,
- закрепить навыки рисования разными изобразительными материалами;
- развивать речь детей, пополнять словарный запас.
Предварительная работа: оформление выставки «Калач-древний город»; прогулки по улицам Калача; рассматривание общественных и жилых зданий, памятных мест; экскурсия в музей под открытым небом; рассматривание книг и альбомов о Калаче.
Материал: открытки с видами Калача, выставка «Калач-древний город», стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края», песня «С чего начинается Родина» в записи.
Изобразительные материалы: альбомы для рисования, краски, цветные карандаши, фломастеры, баночки для воды.
Ход занятия
Звучит песня «С чего начинается Родина»
Воспитатель: Назовите поселок в котором мы с вами живем (Глубокий). А какой наш поселок? (Красивый, самый лучший, самый родной.). Посмотрите еще раз какой он красивый, величественный (рассматривание фотографий с видами п. Глубокий). Вы узнаете эти места? Кто там был? Кто хочет рассказать о красоте нашего поселка? (рассказы нескольких детей)
Молодцы, очень интересно рассказывали. Из ваших ответов я поняла – вы очень любите свой поселок.
п. Глубокий – районный поселок Каменского района. Он дорог каждому из нас. Наша малая Родина – место, где мы родились и живем. Где бы человек ни жил, он всегда вспоминает свою малую Родину, потому, что это место остается в его сердце навсегда как самое лучшее и любимое. Вы вырастите и, может быть, уедете в другой город учиться, работать, но всегда будете вспоминать п. Глубокий.
Послушайте стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края»
Жура - жура – журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? -
Отвечал он, пролетая,
- Лучше нет родного края!
Как вы понимаете слова «Лучше нет родного края?» (Ответы)
А теперь расскажите о своем поселке, но не словами, а с помощью красок, карандашей, фломастеров. Постарайтесь сделать это так, чтобы рисунок получился живописным и красочным.
Рисование на тему «С чего начинается родина?», оформление выставки, рассматривание детских рисунков.