Ирина Гаврилова
Познавательно-творческий проект «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно–творческий.
Образовательные области:социально-коммуникативное, речевое познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Участники проекта : Дети 3-4 лет, педагоги, родители воспитанников.
Вид проекта : краткосрочный 10.12-23.12
Авторы составители: Гаврилова И. Е. воспитатель группы «Долина Муми-Троллей»ГБПОУ КМБ № 4 ДК 1
Москва 2019
Проблематемы проекта
Публикация «Познавательно-творческий проект „Домашние животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Рассматривая картинки о домашних животных, дети не смогли ответить на вопросы: «Как называют детёнышей животных?», «Кто, где живет?», «Кто за ними ухаживает?», «Чем питаются?», «Какую пользу они приносят человеку?» Дети не имели достаточных знаний. Чтобы ответить на эти вопросы мы решили провести проект «Домашние животные».
Актуальность темы проекта
В настоящее время не все имеют возможность держать домашних животных в доме. А любовь к животным у детей нужно воспитывать с раннего возраста. Поэтому проект позволяет расширять знания у детей о животных, содержащихся в домашних условиях и о их содержании. Экологическое воспитание формирует поведение и ответственность детей за природу. А животные – это первый источник знаний о природе. На основе представлений о животных, ребенок учится видеть взаимосвязь в природе и соответствующе действовать.
Цель проекта
- Формирование знаний детей о домашних животных.
- Создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка, инициативности, самостоятельности в каких-либо видах детской активности.
- Создание условий для развития любознательности и познавательной мотивации детей.
Задачи проекта
- Формировать навык действовать сообща, умение играть в коллективе;
- Формировать умение слушать художественные произведения, запоминать небольшие стишки, отгадывать загадки.
- Развивать у детей интерес к устному народному творчеству, русским народным сказкам о домашних животных.
- Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей, родителей и педагогов;
- Воспитывать у детей любознательность и чувство сопереживания к живым существам;
I. В проекте реализуются следующиезадачи:
1. В области социально-коммуникативного развития:
• Создание условий для формирования уверенности в своих возможностях, чувства собственного достоинства в процессе исследовательской деятельности.
• Формирование социально приемлемых норм и правил поведения при проведении бесед, игр, занятий.
• Формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других людей.
• Формирование умения делать общие выводы в процессе обсуждения, выбирать общее решение для поставленных задач.
• Развитие игрового опыта каждого ребенка,поддержка творческой импровизации в игре.
• Расширение игрового репертуара, формирование умения действовать с предметами-заместителями.
• Развитие ценностного отношения к окружающему миру, к природе, к другим людям.
• Развитие умения взаимодействовать с детьми с разными возможностями и особенностями развития.
• Развитие способности к сопереживанию к животным и готовности оказать необходимую помощь.
• Развитие способности радоваться успехам других детей, адекватно проявлять свои чувства.
• Формирование навыков самообслуживания и элементарных трудовых навыков при выполнении проектной деятельности.
• И другие
2. В области познавательного развития :
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в определенных видах деятельности.
• Развитие мыслительных операций, умения выдвигать гипотезы, делать выводы.
• Развитие логического мышления (умозаключения, анализ, рассуждения).
• Развитие у детей наблюдательности, умения мыслить и анализировать, способности самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
• Создание условий для обогащения ребенка новыми впечатлениями, удивлениями.
• Развитие тактильного восприятия, сенсорного опыта при взаимодействии с природными материалами.
• И другие
3. В области речевого развития:
• Знакомство детей с литературными произведениями по тематике.
• Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них, просить о помощи.
• Формирование навыков диалога и монолога.
• Развитие умения строить связные высказывания с опорой на план,опорную картинку, лэпбук и т. д.).
• Развитие уменияиспользовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, общения.
• И другие
4. В области художественно-эстетического развития:
• Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы.
• Развитие эстетического отношения к окружающему миру.
• Формирование навыков пения, ритмичного движения под музыку.
• Знакомство с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценировка сказок, стихов, по тематике проекта.
• Формирование навыков создания аппликаций, используя природный материал: песок, камешки, листики, веточки и т. д.
• Формирование навыков создания инсталляций, конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.
• И другие
5. В области физического развития:
• Создание условий для укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни.
• Развитие двигательной активности.
• Развитие мелкой моторики обеих рук при взаимодействии с мелкими игрушками.
• Развитие крупной моторики, моторной ловкости.
• Развитие координации, ловкости, равновесия.
• Формирование выносливости, владения основными произвольными движениями.
• Формирование способности контролировать свои движения и управлять ими.
• Формирование пространственных представлений через выполнение двигательных упражнений.
• И другие
II. В проекте реализуются следующие задачи для родителей детей:
1. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
2. Формировать логическое мышление детей (умозаключения, анализ, рассуждения) на основе полученного опыта.
3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
4. Организовать выставку детских работ.
5. Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
III. В проекте реализуются следующие задачи для воспитателей/ педагогических работников:
Создание мотивирующей образовательной среды (пространственно-временные, социальные, материально-технические и др. условия, доступная среда).
Расширение развивающей предметно-пространственной среды в рамках проектной деятельности.
Формирование профессиональной компетентности педагога.
Обеспечение специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в рамках проектной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта
Ребенок склонен наблюдать.
С ребенком можно договариваться, сотрудничать.
Ребенок соблюдает социальные правила и нормы поведения в свободной деятельности и в режимных моментах.
У ребенка развито чувство собственного достоинства, общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Родители включены в совместные мероприятия по данной тематике, помогают детям в выполнении заданий по проекту.
Повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам проектной деятельности.
У детей будет сформулировано понятие домашние животные. Дети будут правильно называть животных и их детенышей. Знать чем они питаются. Как надо за ними ухаживать. Какую пользу они приносят людям
Повысится познавательный интерес к животным, появится желание заботиться о них.
Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей.
Этапы проекта
Подготовительный. Определение цели и задач проекта. Составление плана детской учебно-образовательной деятельности в рамках проекта.
Основной. Выдвижение предположений, отбор способов проверки предположений, экспериментирование.
Заключительный. Анализ полученных в ходе проверки результатов и формирование выводов.
План деятельности по достижению цели
1. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
2. Пополнениеразвивающей предметно-образовательной среды:
подбор иллюстраций;
составление картотеки опытов;
подбор литературы, по теме (использование интернет – ресурсов).
3. Разработка цикла мероприятий по теме проекта.
Таблица – Планирование деятельности при разработке и выполнении проекта
Этапы Содержание
Подготовительный этап
Подготовительный 1. Подбор методической литературы по теме проекта.
2. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
3. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, дидактических игр, материала и оборудования, подбор загадок, стихов по теме «Домашние животные».
4. Подбор демонстрационного материала, набор игрушек домашних животных.
5. Привлечь родителей к работе над проектом : изготовление макета «Домашние животные».
6. Разработка рекомендаций для воспитателей.
Разработка рекомендаций для родителей.
Основной этап
Основной
1. Беседа с детьми: «Домашние животные».
2. Создать совместно творческую выставку: «Мое домашнее животное».
3. Формирование игровой среды в группе и деятельности детей.
4. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий по теме.
5. Чтение художественной литературы: сказки и рассказы, стихи и загадки о воде.
6. Проведение НОД по теме.
Заключительный этап
Заключительный
1. Анализ полученных в ходе проверки результатов и формирование выводов.
2. Выставка поделок.
3. Механизм реализации проекта.
4. Показ презентации проекта.
Основная работа
Тема «Домашние животные и их детёныши».
Цели: Расширить представления детей о домашних животных и их детёнышах. Уметь различать разных животных по характерным особенностям. Обогащать представления детей о поведении, питании домашних животных. Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными. Развивать эмоциональную отзывчивость.
Тема «Домашние птицы».
Цели: Закреплять знания о домашних птицах (внешний вид, способ передвижения, среда обитания, названия детёнышей). Учить использовать в речи слова: цыплята, пёрышки, крылышки. Побуждать внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по его содержанию.
Исследовательская деятельность «Что ест кошка?»
Коммуникация.
НОД. Тема «Кто как кричит?»
Цели: связная речь: учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ;
грамматика:учить называть детёнышей животных, образовывать слова с помощью суффикса –онок-;
словарь: различать слова с противоположным значением (большой-маленький);
звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука «и», учить регулировать высоту голоса.
Тема «Рассказывание по картине «Кошка с котятами»». Чтение народнаяпотешка «Кисонька-мурысонька».
Цели: Учить составлять небольшой рассказ с помощью взрослого. Активизировать в речи прилагательные и глаголы. Закрепить употребление в речи уменьшительно-ласкательных названий детёнышей животных.
Рассматривание плаката, иллюстраций, картин о домашних животных. Беседа «Домашние животные», о внешнем виде, образе жизни, проживании, уходе за ними.
Составление рассказов «Узнай, кто я?»
Ситуативный разговор «Как умываются животные?», «Если бы не было домашних животных?» «Как я забочусь о домашних животных».
Словесные игры: «Назови животное», «У кого кто?», «Назови ласково», «Кто как кричит?»
Составление загадок.
Художественная литература.
Чтение «Коза-дереза», «Козлята и волк», «Курочка-ряба»,Е. Чарушин «Про Тюпу», В. Сутеев «Кто сказал мяу?», «Цыплёнок и утёнок», С. Михалков «Котята», Е. Благинина «Котёнок», С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Берестов «Курица с цыплятами».
Проговаривание потешки «Как у нашего кота».Заучивание «Я люблю свою лошадку», «Киска, киска, киска брысь»
Отгадывание загадок
Безопасность.
Беседа «Не трогай незнакомых животных», «Не дразни собак», «Не обижай животных».
Здоровье.
Беседа «Мой руки после общения с животными»
Социализация.
Д/и «Собери семейку», «Кто, что любит?», «Где моя мама?», «Кто, где живёт?», «Кого не стало?», «Наведи порядок»
Настольные игры: кубики, лото, пазлы по теме проекта.
Игра-драматизация «Два весёлых гуся», «Весёлый концерт».
Настольный театр «Курочка ряба», «Кот, петух и лиса».
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие к бабушке в деревню». «Семья» - мне на день рожденье подарили котёнка (щенка). «Ветлечебница», «На ферме».
Конструкторские игры: строительство «Скотный двор», «Конура для собаки», «Загончик для Бурёнки».
Просмотр мультфильма «Котёнок по имени Гав».
Двигательная деятельность.
П/ и: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Кошка с цыплятами», «Воробушки и кот», «Угадай по движению», «Лиса в курятнике».
Пальчиковая гимнастика.
Продуктивная деятельность.
Рисование «Пушистый котёнок», «Цыплёнок» - Цель: упражнять в рисовании предметов округлой формы гуашью методом тычка.
Лепка «Около курочки много цыпляток». Цель: упражнять в лепке предметов округлой формы. Побуждать отщипывать маленький кусочек пластилина для клюва, скатывать шарик и правильно прикреплять его.
Аппликация: «Наседка с цыплятами», «Овечки на лугу».
Оригами «Щенок». Цель: учить использовать разнообразные аппликативные техники.
Трафареты, раскраски по теме проекта.
Поделки из природного и бросового материала по теме проекта.
Музыка.
Подбор голосов домашних животных.
«Серенькая кошечка» муз. В. Витлина сл. Н. Найдёновой.
«Собачка» М. Раухвергер.
Слушание песенки «Кто пасётся на лугу» муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных.
Социум.
Принять участие в изготовлении макета «Домашние животные».
Чтение детям произведений, загадок по теме проекта.
Изготовить шапочки-маски для подвижных игр и игр драматизации.
Оформить стенд на тему «Наши любимцы».
Заключительный этап. Результат проекта.
Создан макет «Домашние животные».Изготовлена книга «Животные рядом с нами». Оформлен стенд «Наши любимцы».
В результате проекта :
1. У детей сформировалось и обогатилось представление о домашних животных. Дети узнают животное по внешнему виду, знают, где они живут, чем питаются, как называются детёныши домашних животных, как надо за ними ухаживать.
2. Изготовление макета позволило наглядно представить среду обитания домашних животных
3. Пополнился словарный запас детей.
4. Расширились коммуникативные и творческие способности детей.
5. Дети стали любознательными, бережно относятся к животным, проявляют заботливое отношение к ним.
Литература:
1. Е. А. Косаковская «Игрушка в жизни ребенка».2005г.
2. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»2011г.
3. А. Барто «Игрушки» 2000г.
4. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
5. Кряжева Н. Л. развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004г.
6. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дёмина Е. С. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
7. Воспитание детей в игре. /под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979г.
8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. Новосёловой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г.