Наталья Гордеева
Познавательно-творческий проект для детей старшей группы «Что такое Новый год?»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект для детей старшей группы.
«Что такое Новый год?»
Воспитатель: Гордеева Н. И. 2020г.
Тип проекта: познавательно – творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный (4 недели) 30 ноября– 27 декабря
Место реализации: МБДОУ детский сад «Берёзка»
Возраст детей: старшая разновозрастная группа
Участники проекта: воспитатели, дети, их родители.
Публикация «Познавательно-творческий проект для детей старшей группы „Что такое Новый год?“» размещена в разделах
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Актуальная значимость проекта: Анализируя знания детей группы о новогоднем празднике, выявлено, что они не знают об истории появления этого праздника, не имеют представления о праздновании Нового года в других странах. Представления о празднике расплывчатые.
Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Участие детей в проекте позволит им стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, расширит представление о традициях и обычаях празднования нового года, его сказочных персонажах, поможет им полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Цель: Расширять представления о любимом зимнем празднике – Новом годе.
Задачи:
1. Расширить знания детей о праздновании Нового года в России и в других странах.
2. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года.
3. Дать сведения о том, кто такой Дед Мороз.
4. Развивать творческие способности детей при подготовке к празднику через изготовление поделок, разучивание стихов, чтение сказок, рассказов, рассматривание картин и иллюстраций.
5. Познакомить детей с произведениями художественной литературы о праздновании Нового года (сказки, рассказы, стихотворения);
6. Вызвать желание готовить подарки, сюрпризы друзьям, родным к предстоящему празднику.
7. Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление пособий, поделок) .
8. Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
9. Вовлечь родителей в подготовку праздника.
Методы проекта:
1. Наглядные
2. Игровые
3. Словесные
4. Практические.
Виды деятельности:
- познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, развитие речи,ознакомление с предметным и социальным окружением,ознакомление с природой в детском саду);
Средства:
- дидактические игры и подвижные игры на зимнюю тематику;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы;
- просмотр мультфильмов на зимнюю тематику;
- чтение книг и стихотворений;
- просмотр презентаций по теме;
- работа с «лэпбуком»
- пальчиковые игры;
- артикуляционная гимнастика;
- консультации для родителей;
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «История возникновения празднования Нового года».
2. Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников
3. Конкурс для родителей «Новогодняя поделка»
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с традициями празднования Нового года;
Дети активно участвуют в подготовке к празднику и его проведению.
Дети под руководством педагога получат знания о том, что такое Новый год, как его празднуют. Кто такой Дед Мороз. Проявляют интерес к чтению сказок просмотру «добрых, старых» мультфильмов про Новый год, изготовлению новогодних поделок и подарков.
1. Подготовительный этап
- Сбор информации по теме;
- Подбор аудио – и видеоматериала;
- Подбор художественной литературы;
- Подбор дидактического материала;
- Подбор загадок по теме;
- Изготовление лэпбука «Новый год»
- Оформление папок – передвижек для родителей;
2. Основной этап
1 неделя
- Чтение словацкой сказки «Двенадцать месяцев».
Цель: Поддерживать интерес к чтению детской литературы, познакомить со словацкой сказкой в обработке С. Маршака.
- Беседа с детьми «Зима».
Цель: Систематизировать представления детей о зимних явлениях зимой, учить устанавливать связь между температурой воздуха, состоянием воды, земли, растений, жизни животных, птиц.
- Физкультминутка «Зимой».
Цель: предупреждение и снятие утомления, повышение активного внимания и работоспособности.
- Рисование в нетрадиционной технике «Зимнее дерево».
Цель: Учить рисовать зимнее дерево нетрадиционными способами рисования. Развивать творческое воображение.
- Дидактическая игра «Лабиринты и головоломки»
Цель: развивать логическое и пространственное мышление, формировать умение анализировать, развивать внимание.
- Чтение и разучивание стихотворения Я. Акима «Первый снег».
Цель: Создать праздничное настроение. Развивать память.
- Изготовление гирлянды из снежинок.
Цель: Формировать умение детей создавать объёмные снежинки из конусов; вызвать желание у детей работать в коллективе, создавая единую работу; вызвать желание украсить группу к Новому году.
- Дидактическая игра. "Мемори - снежинки».
Цель: Развивать память, зрительное восприятие, внимание.
- Чтение стихотворений о новом годе.
Цель: Познакомить детей со стихотворениями о новом годе, приобщить их к высокой поэзии.
- Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».
Цель: Воспитывать интерес к прослушиванию сказки. Положительное отношение к героям сказки.
- Беседа «Безопасность зимой».
Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения в зимнее время года. Познакомить с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках.
- Изготовление новогодних фонариков для гирлянды.
Цель: Формировать умение аккуратно вырезать по линии, соединять две полоски в одну.
- Дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам».
Цель: формировать умение составлять сюжетный рассказ по картинкам, определяя нужную последовательность.
- Дидактическая игра ««Назови геометрические фигуры и составь снеговика и ёлку».
Цель: Закрепить знание геометрических фигур. Развивать воображение.
2 неделя
- Чтение стихотворения Р. Кудашова «Зимняя песенка».
Цель: Создать праздничное настроение. Развивать память, речь.
- Познавательная беседа «Что такое новый год».
Цель: закладывать основы праздничной культуры. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику.
- Изготовление бумажной гирлянды.
Цель: Формировать умение создавать гирлянду из полосок цветной бумаги; развивать чувство цвета, композиции.
- Дидактическая игра «Собери пазлы».
Цель: формировать умение визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображенных объектов; развивать мелкую моторику, пространственное мышление и логику.
- Чтение сказки Б. Гримм «Госпожа Метелица».
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством писателей разных стран.
- Загадывание загадок о зиме, о Новом годе.
Цель: Развивать мышление, речь, память.
- Украшение новогодней игрушки на районную ёлку.
Цель: побуджать желание участвовать в украшении районной ёлки.
- Математические задания «Укрась ёлочку».
Цель: формировать умение создавать множества из разных элементов; разбивать множества на части и воссоединять их; закреплять счёт до 10; Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения.
- Разучивание стихотворение К. Чуковского «Ёлка».
Цель: Создать радостное настроение от приближающегося праздника.
- Беседа «Новогодняя ёлка».
Цель: ознакомление детей с историей происхождения елки, подвести к пониманию, что на новогоднем празднике – елка необходимый атрибут.
Воспитание любови и уважения к русским народным традициям.
Развитие любознательности, наблюдательности.
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Ёлочка».
- Конструирование «Ёлки из картона и ниток».
Цель: Развивать умение делать аппликацию, используя картон и нитки; вызвать желание украсить группу к Новому году; формировать у детей эстетическое восприятие действительности; умение составлять несложные композиции.
- Дидактическая игра. Математический пазл «Ёлочка».
Цель: составление целого из частей; систематизировать знания чисел от 1 до 10; закреплять навыки счёта в пределах 10; развивать память, внимание, логическое мышление.
3 неделя
- Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Цель: Вспомнить знакомую сказку. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
- Просмотр мультфильма «Снегурочка».
Цель: Вызвать интерес к просмотру мультфильма. Закрепить знание содержания сказки через яркие мультипликационные образы.
- Лепка из пластилина «Снегурочка».
Цель: вызвать интерес к зимней и новогодней тематике и желание создавать выразительный образ Снегурочки;
- Дидактическая игра. Лото «Новый год».
Цель: формировать умение находить парные картинки; развивать внимание; воспитывать терпение.
- Чтение сказки «Мороз Иванович».
Цель: Продолжать развивать интерес к чтению детской литературы.
- Новогодние приметы.
Цель: Знакомить детей с традициями встречи нового года. Формировать познавательный интерес.
- Беседа «Символы нового года» Просмотр презентации.
Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года.
- Конструирование из бумаги «Бычок».
Цель: активно и творчески применять ранее усвоенные способы аппликации; вызвать желание украшать группу к новому году.
- Математические задания «Укрась ёлочку».
Цель: формировать умение создавать множества из разных элементов; разбивать множества на части и воссоединять их; закреплять счёт до 10; Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения.
- Разучивание стихотворения В. Берестова «Новогоднее происшествие».
Цель: Поддерживать интерес к чтению детской литературы.
- рассматривание карточек «братья Деда Мороза».
Цель: познакомить детей с Дедами Морозами из разных стран.
- Презентация «Новый год в других странах».
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями празднования Нового года в разных странах.
- III Чемпионат дошкольников «Новогодний переполох». Цель: Ответить на занимательные вопросы из истории о традициях праздника, о зимних играх и забавах, выполнить необычные задания на смекалку, вспомнить новогодние стихи и встретимся с любимыми новогодними героями.
4 неделя
- Просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето».
Цель: Прививать интерес к просмотру старых добрых мультфильмов. Создать праздничное настроение.
- Подвижная игра «Два Мороза».
Цель: Развивать смелось, выносливость. Учить соблюдать правила игры.
- Беседа «Кто такой Дед Мороз? Дед Мороз – добрый волшебник»
Цель: Формировать представление о Дедушке Морозе, его образе жизни. Прививать уважение к народным традициям.
- Аппликация «Дед Мороз».
Цель: Создавать образ Дед Мороза, передавая форму и пропорциональное соотношение его частей. Вызвать желание украшать группу к празднику.
- Д/И "Назови транспорт деда мороза".
Цель: продолжать знакомить детей с разными видами транспорта.
- Чтение Н. Носова «Бенгальские огни».
Цель: Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова. Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.
- Подвижная игра «Заморожу».
Цель: Развивать двигательную активность. Учить действовать по сигналу.
- Беседа на тему «Правила поведения с опасными предметами (хлопушками, бенгальскими свечами).
Цель: Формировать представление об опасных развлечениях.
- Большая раскраска-аппликация «Новый год у ёлки».
Цель: Формировать умение правильно держать кисточку, убирать излишки воды; закреплять приёмы вырезания, развивать чувство композиции, творческие способности.
- Настольные игры «Ходилка – Бродилка».
Цель: Закрепление пространственных отношений на листе бумаги (вправо, влево, вниз, вверх). Подготовка к написанию графических диктантов. Развитие свойств внимания.
- Чтение сказки С. Козлова «Как ослик, ежик и медвежонок Новый год встречали».
Цель: Познакомить детей с произведениями художественной литературы о праздновании Нового года.
- Физкультминутка «Новый год».
- Просмотр выставки «Новогодняя игрушка».
- Рассматривание книжки – малышки «Новогодние истории».
Цель: Обогащать представления о праздновании Нового года, о символах и традициях праздника.
Цель: Развивать интерес к творчеству своих родителей.
- Сюжетно-ролевая игра «Семья. Готовимся к новому году».
Цель: Учить отображать в игре действия взрослых. Учить использовать в игре правила поведения за столом.
3. Заключительный этап
- Оформление выставки рисунков;
- Выставка новогодних поделок;
- Новогодний утренник.
Результаты:
В ходе реализации проекта "Что такое Новый год?» предполагаемые результаты были достигнуты:
Дети знают о том, как зародилась традиция празднования нового года на Руси, о происхождении главных персонажей – деда Мороза и Снегурочки; когда день рождение у деда Мороза, в каком городе «живет» и как выглядит его дом; почему наряжают ель или сосну; как и чем можно наряжать новогоднюю ёлку; зачем дарить подарки; какие символы нового года существуют и что они означают. Дети могут составлять описательный рассказ о празднике, знают подвижные игры со словами и с удовольствием в них играют. Дети совместно с родителями приняли активное участие в выставке «Новогодние поделки».
Проводимая работа объединяла детей, создавала праздничную предновогоднюю атмосферу в коллективе. Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились полученными знаниями с родителями и друзьями. Мы пришли к выводу, что проведенные в процессе реализации проекта мероприятия объединяют детей впечатлениями, переживаниями. А также то, что дети получили много новых знаний, расширился их словарный запас, возрос познавательный интерес.