Папки-передвижки

Познавательно-творческий проект «Чудо-самовар»

Марина Моцонко
Познавательно-творческий проект «Чудо-самовар»
▼ Скачать

Познавательно-творческий проект

Дети будут уметь определять самовар по внешнему виду.

Актуальность:

Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного

детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с

народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.

Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар.

Едва ли найдется другой символ, несущий в себе и быт, и душу народа.

Являясь украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое

место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского

Публикация «Познавательно-творческий проект „Чудо-самовар“» размещена в разделах

чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал

почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей.

Актуальность:

Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного

детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с

народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.

Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар.

Едва ли найдется другой символ, несущий в себе и быт, и душу народа.

Являясь украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое

место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского

чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал

почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей.

Участники проекта :

дети, родители и воспитатели старшей группы.

Вид проекта :

групповой, краткосрочный, творческий.

Цель:

Расширять знания детей об истории самовара, предметах народного

промысла. Побуждать любовь к народной культуре.

Посещения

краеведческого музея

Расширять знания детей о самоваре.

·

Формировать умения узнавать новую информацию.

·

Познакомить детей с историей возникновения самовара.

·

Развивать воображение, творческое мышление, фантазию.

·

Продолжать знакомить детей с элементами русского народного быта.

·

Развивать личность ребёнка и его творческие и художественные

способности.

·

Воспитывать умение слушать друг друга, задавать вопросы по теме.

·

Привлечь внимание родителей к истории самовара и культуре своего

народа.

Ход беседы:

У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те,

которые любят все: и взрослые, и дети. Одним из таких обычаев

является чаепитие. Такой обычай есть у всех народов, был он и

на Руси. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чём

речь.

Стоит толстячок,

Подбоченившийся бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит.

Что же это за толстячок, вы догадались, о чем идет речь?

Вы правы, это самовар. Давно на белом свете.

Живет годами стар, Поэтами воспетый

Пузатый самовар. Сиянье излучая,

Морозным зимним днем. Он сердце согревает. Особенным

теплом.

А для чего же служит самовар? Ответы детей (для приготовления

чая)

Самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам

варит» — отсюда и слово "Самовар" произошло.

Только на Руси пили чай из самовара.

Самовар кипит, уходить не велит.

С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.

Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые,

сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и

раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В

специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался

заварной чайник.

Со временем самовары стали делать разной формы

Раньше лакомством был сахар и баранки, которые стряпали

хозяйки сами. Готовые баранки нанизывали на верёвку и когда

садились пить чай на самовар вешали баранки.

1 этап

Беседа «Знакомство с самоваром»

Программное содержание: Приобщать детей к русской народной

культуре. Познакомить детей с самоваром. Воспитывать через

устное народное творчество положительные нравственные

качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность,

щедрость, гостеприимство)

Материалы: Самовар

Ход беседы:

У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те,

которые любят все: и взрослые, и дети. Одним из таких обычаев

является чаепитие. Такой обычай есть у всех народов, был он и

на Руси. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чём

речь.

Стоит толстячок,

Подбоченившийся бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит.

Что же это за толстячок, вы догадались, о чем идет речь?

Вы правы, это самовар. Давно на белом свете.

Живет годами стар, Поэтами воспетый

Пузатый самовар. Сиянье излучая,

Морозным зимним днем. Он сердце согревает. Особенным

теплом.

А для чего же служит самовар? Ответы детей (для приготовления

чая)

Самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам

варит» — отсюда и слово "Самовар" произошло.

Только на Руси пили чай из самовара.

Самовар кипит, уходить не велит.

С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.

Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые,

сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и

раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В

специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался

заварной чайник.

Со временем самовары стали делать разной формы

Раньше лакомством был сахар и баранки, которые стряпали

хозяйки сами. Готовые баранки нанизывали на верёвку и когда

садились пить чай на самовар вешали баранки.

2 этап

Чтение сказки М. Горького «Самовар»

Программное содержание: продолжать развивать интерес детей к художественной

литературе.

Помочь

почувствовать

красоту

выразительность

языка

произведения;

Прививать чуткость к художественному слову. Формировать умение бережно относиться к народным традициям.

Лепка: "Баранки-бараночки

3 этап

Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»

Программное содержание:

Развивать сценические способности детей;

Воспитывать в детях желание интересно проводить время;

Способствовать

гармонизации отношений между детьми и родителями посредством

включения в совместную деятельность.

Материалы: Самовар, посуда для инсценировки с/р игры.

Ход игры:

Воспитатель организует сюжетно – ролевую игру. Ребята, в

середине трудовой недели, отдохнуть мы все вместе решили. Друзей в гости

пригласили, поделиться настроеньем, сладким к чаю угощеньем.

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званые, желанные!

Заходите, проходите,

В нашей ‘’Чайной” посидите!

Ребята само продолжают игру

Ожидаемые результаты (продукт проекта) :

Дети будут знать назначение и историю самовара; особенности

внешнего вида; разновидности;

Дети будут уметь определять самовар по внешнему виду.

Активизируется словарный запас детей;

Развитие познавательного интереса, мышления и речи детей

старшего дошкольного возраста;

Пополнится уголок с дидактическими играми

Заключительный этап.

Организация в группе чаепития в русских народных традициях

Воспитывать в детях желание интересно проводить время; Способствовать

гармонизации отношений между детьми и родителями посредством

включения в совместную деятельность.

Материалы: Самовар, посуда для инсценировки с/р игры.

Ход игры: Воспитатель организует сюжетно – ролевую игру. Ребята, в

середине трудовой недели, отдохнуть мы все вместе решили. Друзей в гости

пригласили, поделиться настроеньем, сладким к чаю угощеньем.

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званые, желанные!

Заходите, проходите,

В нашей ‘’Чайной” посидите

Список литературы.

1. Железнова Е. Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русским бытом и традициями Руси».

2. Иванова Е. А., Русские самовары. - Л. – 1971.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».

4. Лаврентьева Л. С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор. -СПб. :Паритет, 2004.- 448с.

5. Лобанева Т. А., Русский самовар // Декоративное искусство СССР. – 1969. - № 142. - С. 43-46.

6. Москалева Л. А, Ашевский С. Д., Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.

7. Попова А., Энциклопедия для детей «Просто о простом».Русский самовар/Сост. А. А. Гилодо. - М. : Советская Россия, 1991 - 225 с. Русские самовары/Сост. Е. А. Иванова. - Л. : Художник РСФСР, 1971. – 164 с.

8. Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М: Белый город. – 2007.

9. Тихонова А. С., Тульский самовар – Тула: Приокское книжное издательство, 1989 – 175 с.

10. Щербаков Р., Самовар мой кипит на дубовом столе. – Очаг. – 1995. - №3. – с. 23.

Публикации по теме:

Познавательно-творческий проект «Февральские окна»Познавательно-творческий проект «Февральские окна» Тип проекта: познавательно-творческий Участники проекта: - воспитанники разновозрастной группы; - воспитатели группы; - родители.

Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?»Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?» Проект создан в соавторстве с Насоновой Еленой Ивановной Тема проекта: «Как рождается сказка?». Вид проекта: познавательно-творческий. Продукт.

Познавательно-творческий проект «Мой любимый город»Познавательно-творческий проект «Мой любимый город» Познавательно - творческий проект «Мой любимый город» Место проведения - МДОАУ города Нефтеюганска "Детский сад №26 - "Радость" Участники.

Познавательно-творческий проект «С. Я. Маршак — детям»Познавательно-творческий проект «С. Я. Маршак — детям» Паспорт проекта: Участники проекта: • воспитанники группы №2, дети 5-6 лет; • педагоги; • родители. Срок проведения: краткосрочный - 3 недели.

Познавательно-творческий проект «Снеговик-почтовик»Познавательно-творческий проект «Снеговик-почтовик» Познавательно-творческий проект «Снеговик-Почтовик» Младшая группа Информационная карта проекта. Полное название проекта: Познавательно-творческий.

Познавательно-творческий проект «Светлая Пасха»Познавательно-творческий проект «Светлая Пасха» Участники проекта: - воспитанники подготовительной группы - воспитатели группы - родители воспитанников Цель: Знакомство с историей и традициями.

Познавательно-творческий проект «В гостях у моря»Познавательно-творческий проект «В гостях у моря» Вид проекта – познавательно-творческий. Время проведения – лето (каникулы, отдых с родителями на море). Участники проекта – воспитатель,.

Познавательно-творческий проект «Волшебная пуговица»Познавательно-творческий проект «Волшебная пуговица» Участники проекта: дети группы; воспитатель группы; родители воспитанников. Срок реализации: краткосрочный (2 недели) Цель: Заинтересовать.

Проект «Что за чудо — самовар» для детей дошкольного возраста подготовительной группы ПРОЕКТ «ЧТО ЗА ЧУДО – РУССКИЙ САМОВАР» проект составила Слизкая Юлия Евгеньевна воспитатель МБДОУ №46 «Аленушка» Актуальность: Многие праздники,.

Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш».Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш». Проект "Ландыш" Фото отчёт. Вид проекта: творческий, познавательно -исследовательский. Продолжительность : краткосрочный. Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Чудо-самовар»
Опубликовано: 2 сентября 2023 в 10:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-творческий проект «Чудо-самовар»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Моцонко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД