Марина Моцонко
Познавательно-творческий проект «Чудо-самовар»
▼ Скачать
Познавательно-творческий проект
Дети будут уметь определять самовар по внешнему виду.
Актуальность:
Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного
детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с
народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.
Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар.
Едва ли найдется другой символ, несущий в себе и быт, и душу народа.
Являясь украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое
место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского
Публикация «Познавательно-творческий проект „Чудо-самовар“» размещена в разделах
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Самовар
- Темочки
чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал
почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей.
Актуальность:
Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного
детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с
народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.
Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар.
Едва ли найдется другой символ, несущий в себе и быт, и душу народа.
Являясь украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое
место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского
чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал
почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей.
Участники проекта :
дети, родители и воспитатели старшей группы.
Вид проекта :
групповой, краткосрочный, творческий.
Цель:
Расширять знания детей об истории самовара, предметах народного
промысла. Побуждать любовь к народной культуре.
Посещения
краеведческого музея
Расширять знания детей о самоваре.
·
Формировать умения узнавать новую информацию.
·
Познакомить детей с историей возникновения самовара.
·
Развивать воображение, творческое мышление, фантазию.
·
Продолжать знакомить детей с элементами русского народного быта.
·
Развивать личность ребёнка и его творческие и художественные
способности.
·
Воспитывать умение слушать друг друга, задавать вопросы по теме.
·
Привлечь внимание родителей к истории самовара и культуре своего
народа.
Ход беседы:
У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те,
которые любят все: и взрослые, и дети. Одним из таких обычаев
является чаепитие. Такой обычай есть у всех народов, был он и
на Руси. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чём
речь.
Стоит толстячок,
Подбоченившийся бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
Что же это за толстячок, вы догадались, о чем идет речь?
Вы правы, это самовар. Давно на белом свете.
Живет годами стар, Поэтами воспетый
Пузатый самовар. Сиянье излучая,
Морозным зимним днем. Он сердце согревает. Особенным
теплом.
А для чего же служит самовар? Ответы детей (для приготовления
чая)
Самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам
варит» — отсюда и слово "Самовар" произошло.
Только на Руси пили чай из самовара.
Самовар кипит, уходить не велит.
С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые,
сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и
раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В
специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался
заварной чайник.
Со временем самовары стали делать разной формы
Раньше лакомством был сахар и баранки, которые стряпали
хозяйки сами. Готовые баранки нанизывали на верёвку и когда
садились пить чай на самовар вешали баранки.
1 этап
Беседа «Знакомство с самоваром»
Программное содержание: Приобщать детей к русской народной
культуре. Познакомить детей с самоваром. Воспитывать через
устное народное творчество положительные нравственные
качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность,
щедрость, гостеприимство)
Материалы: Самовар
Ход беседы:
У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те,
которые любят все: и взрослые, и дети. Одним из таких обычаев
является чаепитие. Такой обычай есть у всех народов, был он и
на Руси. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чём
речь.
Стоит толстячок,
Подбоченившийся бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
Что же это за толстячок, вы догадались, о чем идет речь?
Вы правы, это самовар. Давно на белом свете.
Живет годами стар, Поэтами воспетый
Пузатый самовар. Сиянье излучая,
Морозным зимним днем. Он сердце согревает. Особенным
теплом.
А для чего же служит самовар? Ответы детей (для приготовления
чая)
Самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам
варит» — отсюда и слово "Самовар" произошло.
Только на Руси пили чай из самовара.
Самовар кипит, уходить не велит.
С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые,
сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и
раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В
специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался
заварной чайник.
Со временем самовары стали делать разной формы
Раньше лакомством был сахар и баранки, которые стряпали
хозяйки сами. Готовые баранки нанизывали на верёвку и когда
садились пить чай на самовар вешали баранки.
2 этап
Чтение сказки М. Горького «Самовар»
Программное содержание: продолжать развивать интерес детей к художественной
литературе.
Помочь
почувствовать
красоту
выразительность
языка
произведения;
Прививать чуткость к художественному слову. Формировать умение бережно относиться к народным традициям.
Лепка: "Баранки-бараночки
3 этап
Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»
Программное содержание:
Развивать сценические способности детей;
Воспитывать в детях желание интересно проводить время;
Способствовать
гармонизации отношений между детьми и родителями посредством
включения в совместную деятельность.
Материалы: Самовар, посуда для инсценировки с/р игры.
Ход игры:
Воспитатель организует сюжетно – ролевую игру. Ребята, в
середине трудовой недели, отдохнуть мы все вместе решили. Друзей в гости
пригласили, поделиться настроеньем, сладким к чаю угощеньем.
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости званые, желанные!
Заходите, проходите,
В нашей ‘’Чайной” посидите!
Ребята само продолжают игру
Ожидаемые результаты (продукт проекта) :
Дети будут знать назначение и историю самовара; особенности
внешнего вида; разновидности;
Дети будут уметь определять самовар по внешнему виду.
Активизируется словарный запас детей;
Развитие познавательного интереса, мышления и речи детей
старшего дошкольного возраста;
Пополнится уголок с дидактическими играми
Заключительный этап.
Организация в группе чаепития в русских народных традициях
Воспитывать в детях желание интересно проводить время; Способствовать
гармонизации отношений между детьми и родителями посредством
включения в совместную деятельность.
Материалы: Самовар, посуда для инсценировки с/р игры.
Ход игры: Воспитатель организует сюжетно – ролевую игру. Ребята, в
середине трудовой недели, отдохнуть мы все вместе решили. Друзей в гости
пригласили, поделиться настроеньем, сладким к чаю угощеньем.
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости званые, желанные!
Заходите, проходите,
В нашей ‘’Чайной” посидите
Список литературы.
1. Железнова Е. Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русским бытом и традициями Руси».
2. Иванова Е. А., Русские самовары. - Л. – 1971.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».
4. Лаврентьева Л. С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор. -СПб. :Паритет, 2004.- 448с.
5. Лобанева Т. А., Русский самовар // Декоративное искусство СССР. – 1969. - № 142. - С. 43-46.
6. Москалева Л. А, Ашевский С. Д., Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.
7. Попова А., Энциклопедия для детей «Просто о простом».Русский самовар/Сост. А. А. Гилодо. - М. : Советская Россия, 1991 - 225 с. Русские самовары/Сост. Е. А. Иванова. - Л. : Художник РСФСР, 1971. – 164 с.
8. Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М: Белый город. – 2007.
9. Тихонова А. С., Тульский самовар – Тула: Приокское книжное издательство, 1989 – 175 с.
10. Щербаков Р., Самовар мой кипит на дубовом столе. – Очаг. – 1995. - №3. – с. 23.