Инна Волчок
Познавательно-речевой проект «Наш город Санкт-Петербург»
Проект: «Наш город Санкт-Петербург»
Сроки проведения: 24.05 – 28.05
Тип проекта: познавательно-речевой
Цель: Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой деятельности.
Задачи:
- формировать интерес к своей "малой родине"
Публикация «Познавательно-речевой проект „Наш город Санкт-Петербург“» размещена в разделах
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- расширять представления детей о достопримечательностях родного города
- приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта
- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество
Актуальность:
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного, физического развития ребенка. Наша цель в воспитании юного петербуржца не только в том, чтобы дать детям целостное представление о родном городе, пробудить в них любовь к городу, но так же помочь им осознать значение Санкт-Петербурга.
Предполагаемый результат:
- Повышение у детей интереса к родному городу.
- Дети имеют представления о Санкт-Петербурге, о его основателе, о достопримечательностях города и культуре поведения в городе.
- Развитие гуманного отношение и патриотическое чувства к своему городу.
Этапы реализации проекта.
1 этап - подготовительный.
1. Определение темы проекта, ее актуализация, планирование работы.
2. Формулировка цели и задач проекта.
3. Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.
3. Подбор иллюстративного материала по теме, дидактических и подвижных игр.
4. Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно - исследовательской деятельности.
5. Ознакомление родителей с темой проекта для дальнейшего их включения в него.
Основной этап.
1. Музыкально-эстетическая деятельность.
2. Познавательно-исследовательская деятельность.
3. Речевое развитие.
4. Игровая деятельность.
5. Двигательная деятельность.
Направления развития:
«Познавательное развитие»
Расширить знания детей о городе Санкт-Петербург, о достопримечательностях и известных людях.
Познакомить детей с историей создания нашего города, символикой Петербурга,
Расширить знаний о культуре поведения
Развивать воображение, творческое мышление.
Активизировать внимание и память детей.
Формирование целостной картины мира.
-«Санкт-Петербург и его символы (герб, гимн)» -рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций, слушание гимна.
-«Петр 1 и создание города» - Рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций
- «Основные достопримечательности города» (Адмиралтейство, Дворцовая площадь, Медный всадник, Петропавловская крепость, разводные мосты) – презентация
-«Как вести себя в общественных местах, транспорте, музее» -беседа
- «Мои любимые места» - рассказы детей
Рассматривание открыток, иллюстраций, карты города
Дидактические игры:
-Лото: «Архитектурные шедевры Санкт-Петербурга», «Прогулки по городу»
-«Я начну, а ты продолжи»
-Настольная игра: «Наш город»
-Пазлы с достопримечательностями
-Транспортные лабиринты
-«Хорошо или плохо» (Правила поведения в городе)
«Речевое развитие»
• Развивать умение давать содержательный ответ на вопрос.
• Познакомить с произведениями о Санкт-Петербурге.
• Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.
Чтение художественной литературы
-А. С. Пушкин: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Поэма «Медный всадник»
-"Путешествия по Петербургу с Аликом и Гусариком. Сказка-путеводитель. " Шиф Л.
-Н. Носов «Метро»
-Стихи о Санкт-Петербурге. - С. Скаченков, Е. Ефимовский, Вячеслав Кузнецов.
Развитие монологической речи:
Рассказ «Мои любимые места в городе»
«Художественно – эстетическое развитие»
• Развивать художественное восприятие
• Воспитывать художественно-эстетический вкус.
• Слушать музыкальные произведения.
• Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в творчестве.
• Продолжить развивать навык рисования.
• Продолжить развивать навык лепки.
Рисование:
«Наш город»
Аппликация:
Коллективная работа «Мой любимый город»
Музыка.
Слушание и разучивание песен о Санкт-Петербурге.
«Социально – коммуникативное развитие»
Сюжетно – ролевая игра:
«Экскурсия по городу»
Подвижные игры:
-«По болоту Петр шел»
- «Каменный лев»
-«Искатели»
«Физическое развитие»
• Сохранение и укрепление физического развития;
• Развитие физических качеств (ловкость, выносливость, координация, скорость, сила)
• Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
Комплекс упражнений для гимнастики
Количество повторов каждого упражнения – по пять раз.
разминка
Ходьба по кругу, ходьба на носках, ходьба на пятках, легкий бег, смена направления, ходьба приставными шагами, ходьба с препятствиями.
Комплекс упражнений для мышц плечевого пояса и рук
Упражнение «Ушки»:
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, смотреть вперед.
Выполнение: 1- наклон головы к правому плечу, не поднимая плеч. 2- вернуться в исходное положение. 3- наклон головы к левому плечу, не поднимая плеч. 4- вернуться в исходное положение
Упражнение «Птички»:
Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.
Выполнение: развести руки в стороны и помахать ими, чередуя широкие махи («как орел») и маленькие («как воробушек»). Опустить руки.
Упражнение «Поезд едет»:
Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки свободно опущены.
Выполнение: сгибание и разгибание рук в локтях (делаем круговые движения, как будто крутим колеса паровоза при движении).
Комплекс упражнений для мышц туловища
Упражнение «Птички поют»:
Исходное положение: ноги расставлены шире плеч, руки опущены вниз
Выполнение: наклон вперед, руки отвести назад, сказать «карр», выпрямиться в исходную позицию.
Упражнение «Смотрим в окошко»:
Исходное положение: сидя на стульчике, ноги параллельно, руки на коленях.
Выполнение: наклон вперед, руки немного согнуть в локтях; повороты головой вправо-влево (будто выглядываем в окошко). В конце упражнения выпрямиться.
Упражнение «Охи-вздохи»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Выполнение: 1-поворот вправо, развести руки в стороны, сказать: «Ох!». 2- вернуться в исходное положение. То же в левую сторону.
Комплекс упражнений для мышц ног
Упражнение «мячик»
Произвольные подскоки на месте, чередуемые с ходьбой.
Упражнение «с горки на горку»:
Полуприседания, чередуемые с ходьбой - будто поезд едет с горки на горку.
Упражнение «Струнка»:
Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.
Выполнение: подняться на носки, вытянуться вверх (как струнка, вернуться в исходную позицию.
Дыхательные упражнения
«Воздушный шарик» (диафрагмальное дыхание)
Исходное положение: стоя, ладонь на животе.
Выполнение: На вдохе живот выпячивается вперед. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, произнося звук [с]. Повторить 3 раза.
«Насос» (мышечный тренинг)
Исходное положение: стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки.
Выполнение: Наклониться вниз с прямыми ногами, сделать выдох, произнося звук [ш]. Выпрямляясь, сделать вдох через нос. Повторить 6 – 8 раз.
Упражнения для осанки
Лежа на животе, оторвать плечи от пола, руки развести в сторону.
Положить на голову мешочек, набитый песком, и походить (просто так, затем на носках, на пятках, сесть на пол и встать.
Упражнения для правильного формирования стопы
Сидя, перекладывать с места на место мяч, захватив его ступнями ног.
Как канатоходец, походить (боком и прямо) по лежащей на полу палке.
Работа с родителями:
• Посетить с ребенком изученные мета в городе.
• «Петербургская семья», изготовление семейного древа с фотографиями членов семьи.
• консультации: - «Рекомендации по проведению экскурсий выходного дня»
• Папки –передвижки: «Историческая справка. Это интересно знать»
• Подготовить рассказ о любимом месте в городе.
Заключительный этап:
Выставка творческих работ: Подарок городу, «Петербургская семья»
СХЕМА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
День
недели Непосредственно образовательная деятельность Содержание
Понедельник
25.05 «Познавательное развитие»
«Художественно - эстетическое развитие» (музыка) (по плану муз. руководителя)
Подвижные игры «Санкт-Петербург и его символы (герб, гимн)» -рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций, слушание гимна.
«Каменный лев»
«Искатели»
Выставка совместного творчества детей с родителями «Петербургская семья»
Вторник
26.05 «Художественно - эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
Дидактические игры Коллективная работа «Мой любимый город»
«Основные достопримечательности города» (Дворцовая площадь, Медный всадник, Петропавловская крепость, разводные мосты) – презентация
Транспортные лабиринты
«Какой - какая»
Среда
27.05 «Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно - эстетическое развитие».
Подвижная игра Чтение рассказов о Санкт-Петербурге.
День Рождения города!
«Петр 1 и создание города» - рассказ воспитателя.
Создание подарков городу. (Выставка)
«По болоту Петр шел»
Четверг
28.05 «Речевое развитие»
Дидактические игры:
«Художественно - эстетическое развитие» (музыка) (по плану муз. руководителя) Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, чтение стихов о Санкт-Петербурге.
Рассказы детей о любимых местах в городе
Лото: «Архитектурные шедевры Санкт-Петербурга», «Прогулки по городу»
Пятница
29.04 «Познавательное развитие»
«Художественно - эстетическое развитие» (рисование)
Сюжетно – ролевая игра
Дидактические игры
«Как вести себя в общественных местах, транспорте, музее» - беседа
«Наш город»
«Экскурсия по городу»
Настольная игра - викторина: «Наш город».
«Хорошо или плохо» (Правила поведения в городе)
Выставка творческих работ детей и совместного творчества с родителями «Петербургская семья»,
Приложе
ние[/b]
Стихи о Санкт-Петербурге
Сергей Скаченков
«Ночью на Невском»
Город спит,
И Невский стройный
Уплывает в темноту.
Только кони не спокойны
На Аничковом мосту.
Страшно мне:
Рвануться кони!
Кто таких коней догонит
«Ночной ветер»
Ветер, ветер, ты какой?
Петербургский я, морской.
На заливе разгулялся,
А теперь до вас добрался.
В переулках я свищу,
Кто из вас не спит, - ищу!
«У причала»
У причала «Летний сад»
Теплоходы встали в ряд.
Самый белый пусть прокатит.
На просторе дух захватит.
«Осень»
Всем знакомо это место
Возле самых невских вод,
Где игла Адмиралтейства
Зашивает небосвод.
Рвётся он теперь всё чаще:
Осень в город наш пришла,
Сеет дождик моросящий…
Нет, не справилась игла:
Не зашила, не смогла.
«Лебяжья канавка»
Лебяжья канавка.
Где много людей,
Лебяжья канавка,
Где нет лебедей.
Они улетели.
Куда же куда?
Нам не сказала
Об этом вода.
«Летний сад»
В этот сильный снегопад
Ну куда нам деться?
Мы, наверно, в Летний сад
Побежим погреться.
Но зимою Летний сад
Сам погреться был бы рад.
«На Петроградский – листопад»
Вы приходите на прогулку
Туда, где плещется Нева.
На Петроградской, в переулках
Свой праздник празднует листва.
Деревья щедро сыплют листья,
Асфальт от листьев золотой,
А солнцу хочется умыться
Студёной невскою водой.
Ещё мгновенье и потонет
Октябрьский закат,
А ветер чуть деревья тронет,
И листья звонко полетят.
Клён раздаёт на память звёзды,
Под дубом жёлудь ждёт ребят…
Идите к нам, ещё не поздно,
На Петроградский - листопад
«Прогулка»
Одеты не по-зимнему –
Уже почти по-летнему,
Проходим мимо Зимнего,
Идем мы к саду Летнему.
Туда идем, где невскою
Волной гранит исхлестан,
Потом пойдем по Невскому
И погуляем просто
«Свиристели»
Когда ты нежишься в постели,
Тебе вставать не хочется,
Уже проснулись свиристели,
И им вовсю хлопочется.
Живут весёлые семейства
У нас в саду Адмиралтейства,
Живут в Сосновке, на Поклонной,
В саду, где Смольного колонны,
И в Летнем тоже свиристели
Зимою этой свиристели.
И пусть морозно на дворе,
Они поют и в январе.
«На Петропавловской в двенадцать»
В классе ушки на макушке:
Вот-вот-вот пальнут из пушки!
Не пропустит пушка сроки-
У неё свои уроки.
Ей служить совсем не лень:
Воз каникул – каждый день!
Стрелки встретятся в двенадцать,
И бабахнет, - будь здоров!
Хорошо на Петроградской-
Знаем время без часов.
«Кораблик Адмиралтейства»
Маленький кораблик
в городе огромном,
в небе над Невою
Синем и просторном.
Маленький кораблик
высоко плывет –
это символ города,
здесь рождался флот.
«Фонари»
Весь год они без устали горят.
За это вот, наверное, в награду,
Когда июнь идёт по Ленинграду,
Каникулы им дарит Ленинград.
«Возле Кировского моста»
Удивительный пейзаж –
Ледяной морозный пляж!
Здесь в январский лютый холод
Не случайно лёд расколот.
Пар от проруби идёт,
Собирается народ.
- Кто тут плавает, скажи?
- Петербургские моржи!
«На Неве сверкает лёд»
На Неве сверкает лёд,
Голубой, хрустальный,
Дед Мороз в ладоши бьёт,
Серебрит кустарник.
По Неве тропа идёт –
Лов подлёдный начат.
Здесь задумчивый народ
Клёва ждёт, - рыбачит.
Был мороз всегда один –
Зим российских господин.
А теперь глядит с тоской:
“Что такое над рекой?
Вечер стыл и розов,
И над лунками сидят
Сразу сто Морозов”.
Вячеслав Кузнецов
«Петровская баллада»
Корабль — над городом плывет
по облакам, через столетья,
и в парусах грохочет ветер,
лохматя синь балтийских вод.
Тверда петровская рука,
Она умела в бурю править…
… О наша быль, о наша память –
Фрегат – связующий века!
Корабль — над городом плывет
И видит нас внизу, в пучине.
По этой, может быть, причине
К нему мы рвемся, в небосвод.
Е. Ефимовский
«Петропавловский шпиль»
Раздумал, видно, ангел улететь -
И вот застыл, пространство не осиля.
Ему на город весело глядеть
С вершины Петропавловского шпиля.
Под ним течет красавица Нева,
И волны омывают пляж знакомый.
А в невских водах - неба синева.
Здесь всё своё. Он в Петербурге - дома!
«Праздник на Неве»
Праздник на Неве
Как вода прохладой дразнит
В этот жаркий летний час.
На Неве сегодня праздник
Корабли в гостях у нас.
Кораблям Нева знакома.
Позади штормят моря.
На Неве они, как дома,
Здесь отдали якоря.
Посмотри - проносит быстро
Катер невская вода!
Наш Исакий шлем начистил
И горит как никогда.
Он - солдат поры военной
И морскую славу чтит -
Так сияет вдохновенно,
Так он празднично блестит!
Ветры Балтики прохладны,
Ветры флаги теребят.
Вид Невы такой нарядный -
Даже львы - и те не спят.
Подвижные игры
«Каменный лев»
Дети:
Лев из камня любит спать.
Будем мы года считать:
Год спит, два спит,
Двадцать лет подряд храпит.
Как пройдет сто пятьдесят.
Лев начнет ловить ребят.
Раз, два, берегись,
В лапы льву не попадись!
"Лев" начинает ловить ребят: Я тебя не отпущу, в твердый камень превращу!
Кого "лев" поймал, застывает на месте. Они становятся "каменными львами".
«По болоту Петр шёл»
Водящий находится в середине круга.
(Дети идут по кругу, со словами)
.
По болоту Петр шел
Остров заячий нашел.
Он собрал рабочий люд
И построил крепость тут.
Крепость новая стоит
Пушками врагу грозит.
Бам, бам, бам, бам!
Не осталось зайцев там.
«Петр» - ребенок
Я по острову пойду,
Шевельнется кто - найду.
Дети – замирают. «Петр» - удаляет из игры тех «зайцев», которые пошевелились.
«Петр» - зайцы пушек испугались,
По кустам все разбежались.
(Дети убегают на места) .