Голевко Елена Анатольевна
Познавательно-речевой проект «Музыкальная логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – речевой проект
Паспорт проекта
Вид проекта – познавательно – речевой.
Участники проекта : дети, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Образовательная область: речевое, художественно – эстетическое развитие.
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
Публикация «Познавательно-речевой проект „Музыкальная логоритмика“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А. И. Буренина.
Актуальность темы:
Актуальность проекта определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения. А восприятия музыки формирует положительный эмоциональный настрой. Через движение ребенок ярче и эмоциональнее воспринимает полученные знания.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Занятия проводятся два раза в месяц. Продолжительность от 20 до 30 минут, так как занятия являются интегрированными. Количество часов составляет 14 часов в год. Тема используется на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей.
Сюжетно - тематическая организация совместной деятельности позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей
Цель проекта : преодоление и профилактика речевых расстройств посредством музыкально - логоритмических игр и упражнений.
Задачи:
- развивать чувство ритма, зрительную и музыкальную память, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- развивать фонематическое восприятие и фонематическое представление,
слуховое внимание, расширять лексический запас;
- учить детей быть творчески активными в любой деятельности (исполнительское творчество, способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами интонации, мимики, выразительных движений и т. д.);
- способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий; созданию условий для совместной деятельности и формированию уважительного отношения к сообществу детей и взрослых;
Планируемый результат:
- сформировать правильное речевое и физиологическое дыхание, правильно артикулировать звуки речи, знания по лексическим темам, умения выполнять движения в соответствии со словами и музыкой;
- способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела;
- свободно ориентироваться в пространстве, слушая музыкальное сопровождение, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега;
- сформировать готовность к совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми, развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Этапы реализации проекта
Форма работы Участники
Подготовительный этап
- Выбор темы;
- постановка проблемы;
- разработать комплексную музыкально-педагогическую систему, включающую развитие связной речи детей;
- составить комплексно-тематическое планирование проекта по развитию связной речи через логоритмические упражнения, музыкальные игры и упражнения;
- разработка плана мероприятий проекта (подбор литературы, пособий, атрибутов, аудиоматериалов, изучение материалов интернет - ресурсов по теме проекта, выбор игр);
- познакомить с планированием проекта воспитателей группы;
- разработать конспекты занятий с элементами логоритмики;
- подбор консультаций и рекомендаций для родителей.
Музыкальный руководитель,
учитель – логопед,
дети, родители
Основной этап
Работа с детьми
- Слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- подвижные и малоподвижные игры;
Разнообразные виды упражнений:
- артикуляционная (логопедическая) гимнастика;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
НОД: «Краски Осени», «Как коза в лесу избушку построила», «Дед Мороз построил дом», «Теремок-холодок», «Гуси - лебеди», «Кем быть?», «Космическое путешествие», «История о том, как гном построил дом», «Волшебное зеркальце».
Дети, музыкальный руководитель,
учитель – логопед
Работа с родителями:
- Рекомендации для родителей.
- Консультация для родителей: «Значение логоритмики в развитии детей с ОНР», «Речедвигательные техники в обучении грамоте».
- Консультации offline : «Что такое музыкотерапия?», «Как слушать музыку?» «Логоритмические упражнения в режимных моментах».
- Памятка для родителей «Логоритмические упражнения дома».
- Видео-кейс «Занятие музыкальной логоритмикой в домашних условиях».
- Выступление на педагогическом часе: «Музыкальная логоритмика как эффективное средство развития музыкально-ритмических способностей и коррекции речи дошкольников».
- Дистанционная работа (выставление материала по проекту) на сайте, в группе.
Заключительный этап
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе работы над проектом.
Развлечения: «В гостях у Снежной Королевы», «Весеннее путешествие».
Изготовление дидактических пособий для развития речевого дыхания.
Составление картотек: - логоритмические игры и упражнения; - пальчиковые, дидактические и подвижныеигры - мимические, артикуляционные и дыхательные гимнастики - дыхательно – голосовые упражнения - детские песни - картотека музыкальных игр
Обобщение материала по реализации проекта. Презентация.
Музыкальный руководитель, учитель – логопед,
воспитатели,
дети, родители.
В результате реализации данного проекта ребенок является полноценным участником образовательных отношений, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Усовершенствовался навык ведения диалога, расширилось развитие и формирование познавательного интереса. Выработался навык творчески исполнять роли, импровизировать в играх. Умеет выполнять упражнения под музыку, развиты пластичность, выразительность, плавность и ритмичность движений детей.