Екатерина Курманова
Познавательно-речевой проект для детей средней группы «Книжкина неделя»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Поколение нынешних дошкольников и школьников в массе не хочет читать книги. Таким положением вещей обеспокоены многие родители. Следует признать, что развитое телевиденье, «навороченные» телефоны, компьютеры и Интернет в основном не способствуют приобщению подрастающего поколения к книжной культуре, хорошей литературе. У детей формируется, в первую очередь, психологическая привязанность к телевиденью, Интернету, социальным сетям и мобильным терминалам. Всё так, но стоит ли драматизировать? Следует понимать, что чтение – вообще, достаточно непростой творческий акт, в котором задействованы сложные психические процессы: внимание, представление и воображение. В процессе и в результате чтения каждый человек по-своему представляет героев и события. Телевиденье и кино подаёт всё в готовом виде. Многие родители думают так: зачем ребёнку читать, если он может посмотреть кино, скачать ему мультфильмы из интернета и т. д. А педагоги бьют тревогу: дети безграмотно пишут, не умеют рассуждать, логически и последовательно излагать свои мысли. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Читающий человек - мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Публикация «Познавательно-речевой проект для детей средней группы „Книжкина неделя“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Неделя детской книги. Книжкины недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Проблемы, на решение которых направлен проект : дети мало интересуются книгами.
Участники проекта – дети, родители и воспитатель.
Тип проекта – познавательно-речевой.
Сроки проведения – краткосрочный( 1 неделя).
Цель:
Продолжать способствовать формированию интереса и потребности в чтении книг; приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихи, поддерживать интерес к слову в литературном произведении.
Задачи:
• Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно).
• Расширить представление детей о роли книги в жизни человека.
• Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
• Развивать традиции семейного чтения. Воспитывать с детства понятие слова «книга», желание бережного отношения к ней, а также брать пример с положительных героев.
• Учить слушать и анализировать произведения.
• Развивать грамотную речь при составлении описательного рассказа о любимых произведениях; мелкую моторику.
• Вызвать желание у детей создать книжку-малышку своими руками.
• Провести итоговое развлечение и викторину.
• Привлечь внимание родителей к данной теме.
I этап (подготовительный)
• Определение темы проекта.
• Приглашение к проекту.
• Беседы.
• Подбор материала по теме «Детские писатели».
• Подбор пословиц и загадок о книге.
• Подбор книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии.
II этап (основной)
• Знакомство с произведениями.
• Беседы с детьми в группе.
• Составление описательного рассказа: «Моя любимая книга».
• Консультации для родителей: «Как привить ребёнку интерес к чтению»
III этап (рефлексия, подведение итогов)
• Изготовление книжек-малышек;
• Проведение викторины по сказкам;
• Проведение развлечения.
Приложение к проекту
• Консультации для родителей.
• Конспект развлечения.
Предполагаемые результаты
• Развитие познавательной активности детей при взаимодействии всех участников образовательных отношений.
• Изготовление детьми книжек-малышек.
• Подведение итогов проекта, обсуждение результатов.
Реализация программы
Основные направления работы с детьми:
• совместная деятельность взрослого и детей;
• художественно-эстетическое развитие;
• речевое развитие;
• игры;
• развлечения.
Совместная деятельность взрослого и детей
Пополнение «Уголка для чтения»
Игровая деятельность.
• С / р «Семья»
Цель: обогащение социально - игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья».
Программное содержание:
• Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.
• Развивать интерес к игре.
• Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
• Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.
• Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.
• Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
• Учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал и атрибуты.
• Формировать доброжелательные взаимоотношения.
• С / р «Магазин книг»
Программные задачи:
• Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, подбирать и создавать недостающие для игры предметы.
• Развивать речь, творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников; продолжать формировать умение договариваться, обсуждать действия всех играющих.
• Продолжать укреплять здоровье детей, следить за осанкой.
• Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. Воспитывать любовь, развивать интерес к произведениям, а также бережное отношение к книге.
• С / р «Библиотека»
Задачи
• Формировать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры.
• Согласовывать тему; распределять роли.
• Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.
• Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
• Д / и «Собери картинку».
Задачи
• Воспитание умения сравнивать, обобщать, правильно называть предмет.
• Формирование сообразительности, сосредоточенности.
• Д / и «Новая книга».
Задачи
• Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой книге.
• Развитие связной речи.
• Д / и «Что книга рассказывает о себе».
Задачи
• Воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета.
• Развитие связной речи, внимания, воображения.
• Д / и «Узнай по описанию».
Задачи
• Воспитание умения описывать предмет по представлению.
• Развитие внимания, связной речи, сообразительности.
• Д / и «Составь рассказ по иллюстрациям».
Задачи
• Формирование умения составлять рассказ по картинкам.
• Развитие памяти, внимания, мышления.
Беседы
• «Откуда к нам пришла книга».
• «Моя любимая книга».
• «Где живут книги».
• «Важно ли уметь читать».
• Ситуативный разговор: «Книги плачут».
Рассматривание портретов детских писателей: С. Я. Маршак, А. Барто, К. Чуковский.
Трудовая деятельность «Книжкина больница».
Знакомство с пословицами и загадками о книге.
Знакомство с различными видами книг: энциклопедии, журналы, басни, и т. д.
Сотрудничество с семьёй
Образовательная деятельность
• Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в домашней библиотеке.
• Акция «Книга в подарок в книжный уголок».
• Образовательная деятельность
ФЦКМ
Дать представление о происхождении и изготовление книги, формирование интереса к книгам, воспитание бережного отношения к книгам.
Речевое развитие
Освоение детьми умения воспроизводить повествовательный рассказ по схеме.
Чтение художественной литературы
Формирование умения эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно - образные средства.
Художественно-эстетическое развитие
Формирование умения инсценировать содержание текста сказки, выполнять игровые действия.
Формирование умения отражать в рисунке несложный сюжет сказок, красиво располагать предметы на бумаге, развивать фантазию, воображение; передавать в лепке характерные особенности строения.
Социально-коммуникативное развитие
Показать детям как один и тот же поступок может иметь положительную или негативную окраску в разных ситуациях, воспитывать стремление совершать положительные поступки.
Труд
Формирование умения с помощью взрослого ремонтировать книги.
Безопасность
Формирование представлений о правилах обращения с предметами, необходимые при ремонте книг (ножницами) о том, что каждую вещь после работы нужно убирать на место.
Физическое развитие
Физическая культура - участие детей в физкультурных досугах, сюжетных занятиях по сказкам, художественным произведениям.
Здоровье
Формирование знаний о том, как нужно беречь своё здоровье (не читать лёжа, в темноте)
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме: с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности. Мы читали книги, играли в сюжетно-ролевые, дидактические игры, путешествовали по сказкам, рассматривали портреты детских писателей, показали кукольный спектакль, изготовили своими руками книжки-малышки.
Результат реализации проекта :
1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.
2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.
3. Были организованы для детей тематические выставки.
4. Дети научились ремонтировать книги.
5. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
6. Дети посмотрели спектакль по прочитанному произведению.
7. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.
Вывод. В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» дети стали любознательнее, у них повысился интерес к книгам. А главное - у детей появилась потребность в семейном чтении книги и это значит, что вся проведённая работа не прошла даром.