салыева наталья
Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в процессе приобщения к культуре, истории и природе родного края
Познавательно – речевое развитие старших дошкольников в процессе приобщения к культуре, истории и природе родного края.
Адрес педагогического опыта: для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Автор: воспитатель 1 категории Салыева Наталья Николаевна
Публикация «Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в процессе приобщения к культуре, истории и природе родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время четко обозначилась тенденция направленности движения современной цивилизации к отражению общечеловеческих ценностей, национальной культуры, духовности. В соответствии с социально – образовательным заказом одной из главных задач является воспитание гармонично развитой личности ребенка. Одним из направлений при воспитании личности дошкольника является краеведение, которое содействует нравственному, эстетическому и физическому воспитанию детей. Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, ветеранам войны и тыла, живущим рядом. Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, живет, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. И нам необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Чем лучше ребенок будет знать свою малую Родину, тем лучше поймет значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представит будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время. Белые пятна в истории, забытые добрые традиции и положительный опыт старших – все это властно требует от нас по – новому взглянуть на место и роль человека в масштабе социума, региона, страны. Многонациональность Южного Урала, в частности города Златоуста, одна из причин осознанной нами необходимости привить уважение и интерес к культуре, обычаям, традициям, истории края.
И мы, осознавая важность этой темы для детей, исследовали эту проблему, изучая труды других педагогов, разработали свои материалы. Работа была направлена на то, чтобы зажечь искорку любви и интереса к жизни народов родного края в разное историческое время, к его истории и культуре, природе родного края, а также созданию воспитательно – образовательной среды, способствующей полноценному духовному и нравственному воспитанию дошкольников – это и является целью нашего исследования.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Способствовать расширению детских знаний о культуре народов Южного Урала (интерес к фольклору, традициям народов Южного Урала; познакомить с национальными жилищами народов Урала и расширить представление о русской избе).
2. Дать детям сведения об отношении народа к природе, воспитывать бережное отношение к природе, предметам искусства и быта.
3. Знакомить детей с народными играми, сезонными забавами.
4. Развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.
5. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.
Степень новизны: использование краеведческого подхода в образовании дошкольников; организация кружковой работы по воспитанию чувства патриотизма посредством организации работы по краеведению в рамках реализации регионального компонента в образовании; использование компьютерных технологий (презентации, игры); создание творческих работ каждым ребенком (каждым ребенком создается индивидуальный альбом «Юный Златоустовец», куда помещаются все творческие работы ребенка, его сочинения, сказки и стихи им сочиненные).
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. В. А. Сухомлинский отмечал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоту и величия». Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края, города (а через них Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Антонова Т. Н., Зубова Т. Т., Арнаутова Е. П. и др., осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (Козлова С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е. и др., восприятия детьми мира предметов (Артамонова О. А., формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (Крулехт М. В.) и т. д.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем, городом станет возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Работая по данной теме, мы вывели ряд требований по воспитанию дошкольников на краеведческом материале:
- ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс;
- введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку к менее близкому – культурно – историческим фактам;
- развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего;
- выбор детьми самим той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, проведение экскурсий и др.);
- привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с жителями Златоуста – носителями традиций в области ремесел, танца, песни и т. п. ;
- осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную, речевую и эмоциональную активность;
- создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал;
- организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Златоусту должны передаваться детям.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению с родным городом мы старались учитывать следующие принципы: принцип историзма (прошлое и настоящее, принцип гуманизации (встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, принцип интегративности (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т. п., естественное включение краеведческого материала в базовые программы ДОУ.
Успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания. Анализ литературы и собственный опыт показали: предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной и речевой активности и их самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебно – воспитательный процесс. К таким методам относятся следующие:
1. Циклы занятий, включающие различные виды деятельности на основе единого содержания.
2. Беседы (в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формой работы с детьми). Содержание бесед разное:
-жизнедеятельность детей в семье, общение с родственниками;
- наблюдения в ходе экскурсий, досугов и др. ;
- итоговые беседы, суммирующие и уточняющие знания детей.
3. Видеопросмотры, которые позволяют создать у детей наглядные образы жизни, расширить кругозор.
4. Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой (обостряют наблюдательность, восприятие, чувственный опыт и формирет неподдельный интерес к этнокультурным явлениями.
5. Фольклорные концерты и театральные представления (можно смело утверждать, что именно в концертно – театральной деятельности находят свое отражение быт, искусство и культура народов, их специфика).
6. Целевые прогулки, экскурсии (позволяет детям получить живые впечатления и усвоить достаточно обобщенные знания краеведческого характера.
И, конечно же, не только мы можем знакомить дошкольников с этнокультурным многообразием, но и родители детей. Именно в семье формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам, без чего этнокультурная осведомленность детей так и останется на уровне теории. Мы используем потенциал семьи через:
- привлечение родителей к проведению занятий (знакомство с обычаями народов, обучение детей какому – нибудь ремеслу и т. п.);
- участие родителей в выставках семейного творчества;
- устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;
- предоставление родителями фотографий, альбомов, видеоматериалов, предметов быта и искусства, создание «Родословного древа»;
- создание мини – музеев (например, семейные коллекции, семейные династии – семьи железнодорожников);
- проведение родителями прогулок и экскурсий по маршрутам, предложенным воспитателем;
- совместное с детьми участие в фольклорных концертах, «Телевизионных играх» («Мой ребенок», «Златоустовское телевидение»);
- выступление взрослых членов семьи в качестве информаторов с целью знакомства детей с традициями и обычаями народа, представителями которого они являются;
-ведение вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с
дальнейшим представлением ее результатов в образовательном процессе.
Таким образом, родители детей обязательно должны стать – и становятся – полноправными участниками образовательного процесса.
В своей работе мы делаем упор на методы, направленные на повышение познавательной, речевой и эмоциональной активности дошкольников как наиболее эффективные для формирования у них этнокультурной осведомленности. Используя различные игры (дидактические, словесные, ролевые, подвижные и др.) мы органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Например, для уточнения знаний детей о родном городе можно провести игру – путешествие «Мой Златоуст», а о декоративно – прикладном искусстве – Игру – экскурсию «Город мастеров». Не менее важно является возможность сопровождения познавательной деятельности эвристической беседой, в основе которой лежат как метод вопросов, так метод сравнения.
Таким образом, для успешного формирования этнокультурной осведомленности детей необходимо использовать разные методы и формы обучения и воспитания.
Чем старше становятся дети, меняются их возрастные особенности и стиль общения. Это мы в нашей работе отслеживаем и строим организованную и совместную деятельность, учитывая это.
Результативные параметры.
Работа по данной теме проводилась в МАДОУ – детский сад комбинированного вида №2. Основная работа проводилась в данном учреждении в старшей – подготовительной группе, но курировалась и в средней группе. В данном исследовании участвовали дети (20 человек, педагоги (воспитатель, педагог – психолог, учитель – логопед).
Мы пришли к выводу, что в наше время много обращается внимания на современный путь воспитания и обучения: компьютеры в детском саду; детские сады с изучением иностранного языка, с художественным и музыкальным наклоном. И выпускается одно, очень важное направление – любовь к Родине, к родной земле, на которой родился и живет ребенок. А ведь на этом строятся многие нравственные качества, развивается и художественный вкус и уважение к людям. Учитывая актуальность темы краеведения, мы провозгласили свой девиз: «Родной край люби и знай!».
Мы стараемся уделять много времени проблеме приобщения детей к культуре, истории и природе родного края.
В начале работы по теме мы провели диагностику, выявляющую компетентность детей в этом вопросе. Результаты были неутешительными: 20% детей – высокий уровень, 80% детей – средний уровень. После работы на протяжении протяжённого времени, на конец исследования мы провели повторную диагностику, которая показала успешное усвоение детьми полученных знаний (95%-высокий уровень, 5% - средний уровень).
Мы пришли к выводу: чтобы детям было интересно, они пополняли свои знания и делали это с удовольствием, необходимо использовать разнообразные методы и приемы, грамотно распланировать работу, обогатить предметно - развивающую среду.
Чтобы работа проходила ровно и давала хороший результат, мы разработали проект «Наш Златоуст», целью которого является систематизация знаний детей о родном городе, его прошлом и настоящем. На фоне проекта был создан подпроект «Любознайка», дополняет и обогащает цели и задачи самого проекта. На конец года результат работы кружка показал оптимальный уровень сформированности у детей патриотических чувств при переходе на следующую ступень образования.
Центром по патриотическому воспитанию дошкольников в группе является краеведческий центр «Мой Златоуст», целью которого является всестороннее изучение родного края, города Златоуста. Центр выполняет ряд задач:
- учить детей понимать, что у людей и у вещей есть своя история;
-прививает чувство любви к своему городу, уважение к его обычаям и традициям;
-пробуждает у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру и помочь осознать ребенку место в нем.
Работа в центре краеведения развивает речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, пробуждает любовь к родному городу, краю, России.
Материал, содержащийся в краеведческом центре:
1. Альбомы («Прогулки по Челябинску», «Кировка», «Челябинский зоопарк», «Златоуст – город крылатого коня», «Знаменитые люди Златоуста», «Художественное творчество Златоуста», «Добро пожаловать в национальный парк Таганай» и мн. др).
2. Набор картинок с изображением людей в национальных костюмах.
3. Материал по знакомству со столицей России - Москвой.
4. Художественная литература о родном крае.
5. Символика России, Челябинской области и города Златоуста.
6. Карта России, Челябинской области и г. Златоуста.
7. Фотографии художественного творчества мастеров Урала.
8. Рисунки и творческие работы детей на тему «Родной край люби и знай!»
9. Картотеки: дидактических игр, развивающих игр, сюжетно – ролевых игр.
10. Словарь «Таганайский словарик» (с объяснением слов так или иначе связанных с Уралом и Златоустом).
11. Альбом «Наши коллекции», где собраны примеры листьев и коры деревьев, лекарственные растения, коллекция насекомых, обитающих в наших краях.
Материал по краеведению лучше усваивается в играх («Расскажи про свой город», «Растения и животный мир нашего края» и др., в которых дети рассказывают о своем городе и его природе и в процессе этого запоминают и обогащают свои знания; беседах; продуктивной деятельности, где дети выражают свои чувства на бумаге, в объемной композиции; в самостоятельной деятельности (дети выбирают в центре краеведения интересный для себя материал, деятельность и занимаются).
Продуктом нашей деятельности является не только создание краеведческого центр, разработка проекта и работа кружка, но и альбомы детских работ, создание родословного древа каждой семьи, выставки детских работ, альбомы с рассказами детей о родном городе и проиллюстрированные ими, постоянно меняющиеся выставки («Семейные династии», «Златоуст – железнодорожный город» и др., которые обогащают знания детей. А самое главное, мы смогли заинтересовать и детей, и родителей, повысить их компетентность в этом вопросе.
Также нами было разработано много конспектов игр, непосредственно образовательной деятельности, конкурсов, игр – путешествий и оформлено все, как методическая разработка для воспитателей детского сада.
Вообще эта тема очень объемна по своему материалу, необходимому довести до детей. Поэтому мы разработали методические рекомендации, которые помогут воспитателям в работе по данной теме:
1. Создать предметно – развивающую среду по краеведению с наглядным дидактическим материалом о родном крае, городе.
2. Использовать различные методы и формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, дидактические игры; чтение художественных произведений; рассматривание и обсуждение альбомов, репродукций картин, иллюстраций; разучивание песен, стихотворений, пословиц, поговорок; привлечение детей к посильному труду в ближайшем для детей окружении (на участке детского сада) и др.
3. Широко и систематически использовать традиции группы, например «Поговорим о хорошем», «Семейные вечеринки», «День рождения веселый праздник».
4. Создавать проблемные ситуации перед детьми и вместе решать их, через мотивацию игровую, общения, заинтересованности.
5. Пополнять свои знания о родном крае, Продумывать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям.
6. Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе родного края.
7. Важно в воспитании патриотических чувств дать возможность детям выразить их в своих творческих работах.
8. Проявлять неподдельный интерес к окружающему миру, к своему городу и передавать свою любовь детям. Быть самим патриотом своей Родины.
Имея большой опыт работы по данной теме, мы имеем возможность поделиться своим опытом с другими педагогами. В частности проводим открытые занятия внутри сада и методобъединения на городском уровне (2008 – открытое занятие на методобъединении «Путешествие по Златоусту», 2012 – открытое занятие на методобъединении «Златоустовское телевидение», участвуем в семинарах внутри детского сада, проводим консультации для педагогов, участвуем во всероссийских конкурсах («Открытый урок»).
В продолжении темы хочу представить сборник методических разработок, в который входят конспекты непосредственно организованной деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Мы думаем, что данный опыт работы поможет в работе педагогам и послужит основой для дальнейшей разработки данной темы.
Заключение.
В последние годы стало уделяться все больше внимания на патриотическое воспитание дошкольников через краеведческий материал. Многие нравственные, духовные качества складываются на основе любви к ближним, родному городу, родной стране. Поэтому очень важно проводить эту работу, начиная уже с детского сада. За несколько лет, что мы исследовали эту тему мы натолкнулись на некоторые проблемы (в частности, некомпетентность в этом вопросе родителей и самих детей, бедная развивающая и методическая база и др.). Решая эти проблемы, опираясь на формы и методы работы, мы пополнили знания детей о родном крае и городе, заинтересовали родители и привлекли их к совместной работе, пополнили методическую базу, на базе нашей группы открыт краеведческий центр с полным оснащением. Работа по этой теме будет продолжаться и в дальнейшем и позволит нам профессионально реализовываться (участвовать в методобъединениях, проводить конференции и семинары на данную тему, в круглых столах и мастер- классах, опубликовывать свои статьи в печатных изданиях и др.).
Структура описания работы:
1. Актуальность темы.
2. Цели и задачи опыта работы, степень новизны, методологические основы.
3. Требования по воспитанию дошкольников на краеведческом материале.
4. Методы, формы работы с детьми.
5. Работа с семьей.
6. Описание результативных параметров.
7. Приложение. Сборник методических разработок для воспитателей ДОУ.
Используемая литература.
1. Методическая копилка группы по краеведению.
2. Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. – Магнитогорск: МаГУ,2003.
3. Земля Уральская. Энциклопедия для детей. -Челябинск: ОАО «Юж - Урал. кн. изд-во»,2004
4. Знакомим дошкольников с родным краем (из опыта работы) : Методическое пособие. - Магнитогорск: МаГУ,2007
5. План –программа педагогического процесса в детском саду : Методическое пособие для воспитателей детского сада/ сост. Гончарова Н. В. и др. ; под ред. Михайловой-СПб: «Детство – Пресс»,2005
6 Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».