Гошева Елена
Познавательно-развивающая игра по безопасности дорожного движения и профориентации для старших школьников «Автомир»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга.
Опорный центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая разработка по теме
«Познавательно-развивающая игра для старших школьников в сфере профессиональной ориентации, транспортной безопасности и экологии «Автомир»
Публикация «Познавательно-развивающая игра по безопасности дорожного движения и профориентации для старших школьников „Автомир“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Дидактические игры
- Игры для детей
- ПДД в школе. Внеклассные мероприятия для 1-7 классов
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Транспорт. Игры, дидактические пособия с машинками
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Опорный центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма создан в 2016 году на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга.
Основной целью Опорного центра является создание организационно-педагогических условий для обучения детей Колпинского района Санкт-Петербурга безопасности дорожного движения через образовательную и досуговую деятельность.
Указанная методическая разработка относится к досуговой деятельности. Традиционными формами такой деятельности являются тематические акции, конкурсы, соревнования и игры. Изучив информацию о проводимой работе в районе и городе, а также проанализировав имеющиеся методические разработки по тематике безопасности дорожного движения в интернет-пространстве, мы, прежде всего, отметили следующее:
большинство мероприятий охватывает преимущественно школьников младших классов;
знания по правилам дорожного движения нередко подаются некорректно – упрощенно или с ошибками, без учета внесенных изменений;
учащихся не получают целостного представления о транспортном мире, его истории и перспективах развития;
практически отсутствует установка на раннее воспитание социально ответственного водителя – ведь в ближайшем будущем практически все наши учащиеся сядут за руль;
знакомство с профессиями транспортной сферы ограничено поверхностным знакомством с профессиями водителя и инспектора ГИБДД.
Отсюда возникла мысль о необходимости создания серии мобильных познавательно-развивающих игр по безопасности дорожного движения, нацеленных на решение этих задач. Познавательно-развивающая игра выбрана как наиболее эффективная и интересная форма мероприятия, сочетающая различные методики и технологии, позволяющие учащимся с различным уровнем подготовки получить или вспомнить знания по правилам дорожного движения и закрепить их в игровой форме. Мобильность игры заключается в том, что, имея любое учебное помещение, компьютер, демонстрационный экран и презентацию на съемном носителе, при небольшой подготовке её может провести каждый заинтересованный педагог.
В проект вошли несколько познавательно-развивающих игр для начальной, основной и средней школы.
Если в младших классах основной упор делается на повторении основных правил дорожного движения, умении распознать и минимизировать возникающие на дороге опасности, то в среднем и старшем возрасте рассматриваются такие понятия, как транспортная безопасность и социальная ответственность в целом, изучается устройство автомобиля, затрагиваются вопросы профессиональной ориентации.
Первой была разработана познавательно-развивающая игра для учащихся старших классов «Автомир». Данная игра ориентирована на решение задач по социальной адаптации учащихся, позволит подросткам познакомиться ближе с транспортной сферой и её профессиями, понять меру ответственности каждого человека за безопасность дорожного движения, а также за экологическую безопасность общества в целом.
К старшему школьному возрасту познавательные интересы детей соединяются с социальными, появляется ориентация на профессию. Это возраст, когда подросток должен окончательно определиться со своими способностями и наклонностями в познавательной сфере, понять и принять общечеловеческие ценности, такие как общественная польза, ответственность и безопасность, выбрать свой дальнейший профессиональный маршрут.
Игре предшествовала большая подготовка: изучение, анализ и отбор необходимой информации по темам игры, подготовка демонстрационного материала (презентация, видеофильмы, заданий для учащихся, определение критериев оценки выполнения заданий.
При выполнении заданий учащиеся используют различные игровые технологии и методики: интеллектуальную разминку, игровое проектирование, баскет-метод анализа и отбора информации, дидактические игры, фрирайтинг (мозговой штурм).
Первоначально учащимся предлагается познакомиться с инфраструктурой транспортной сферы, причем, после разбора самого определения «инфраструктура», они сначала должны самостоятельно перечислить максимальное число её объектов. Не забыта и история транспортных средств – получив необходимые информационно-справочные материалы по истории дорог, колеса, светофора, дорожных знаков, автомобиля и правил дорожного движения, учащиеся должны подготовить и представить всем участникам краткий устный исторический экскурс по одной из тем.
В качестве проверки знания современных автомобилей учащимся предлагается определить марки 21 автомобиля по их логотипам и познакомиться с основными мировыми производителями автомобилей.
Основной упор при знакомстве с профессиями транспортной сферы сделан на высокую социальную ответственность данных работников, отвечающих за безопасность окружающей среды и людей. Профессии классифицируются по предметам и средствам труда:
проектирование, строительство и обслуживание дорог, мостов, тоннелей;
проектирование и изготовление автомобилей;
эксплуатация автомобилей;
обслуживание и ремонт автомобилей;
продажа и тюнинг автомобилей;
регулирование и управление в транспортной сфере.
Учащиеся проводят презентацию одной из профессий, используя заранее заготовленные информационно-справочные материалы.
Далее рассматриваются темы «Автомобиль и окружающая среда», «Автомобиль и животный мир», «Автомобиль и экология», «Автомобиль и здоровье», «Автомобиль и безопасность». По итогам учащиеся должны представить свои идеи для совершенствования и повышения безопасности дорожного движения и автотранспорта (конструкция и функции автомобиля, пути сообщения, средства дорожного регулирования и контроля, другое на выбор).
Игра командная, предполагающая дух соревновательности. Игра может проводиться в трех вариантах: команды могут формироваться из одного класса (группы); из нескольких классов одной образовательной организации; из разных образовательных организаций. Для победы участникам требуется запоминать и анализировать предложенный педагогом материал, мыслить логически, уметь использовать различные информационные источники, а также применять имеющиеся знания и грамотно их представлять окружающим.
В ходе игры участники не только приобретают знания, необходимые для социальной жизни, но и выполняют задания, что способствует раскрытию способностей учащихся, развитию личностных качеств, проявлению творческой инициативы, формированию профессионального маршрута. В процессе игры школьники также совершенствуют свои коммуникативные навыки, умения продуктивно работать в коллективе, находить компромиссы для достижения общей цели, грамотно излагать свои мысли.
Гошева Е. Н., методист ОЦ по ПДДТТ