Криштопа
Познавательно-практический проект духовно-нравственного патриотического воспитания детей 2–3 лет «СемьЯ»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-практический проект духовно-нравственного патриотического воспитания детей 2–3 лет
Актуальность
В первой младшей группе.
Две бабушки, два дедушки, Родители и я –
Вот так и получается
Обычная семья.
А если семя в воду
На время положить, Водою это семечко
Немного размягчить, То мягкий знак росточком
Раздвинет «эм» и «я» –
Так тоже получается обычная семья.
Публикация «Познавательно-практический проект духовно-нравственного патриотического воспитания детей 2–3 лет „СемьЯ“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Это является основой нравственно - патриотического воспитания. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Данный проект позволяет задуматься о роли семьи в жизни каждого человека. Так же, работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско - родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта :
Задачи проекта
Для педагогов:
-установить партнерские отношения с семьями воспитанников и способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях семьи и детского сада.
Для детей :
-познакомить детей с понятиями «семья», «имя»;
-учить называть членов своей семьи по имени и родственным принадлежностям: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка;
-воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Для родителей:
-способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (октябрь, ноябрь, декабрь).
Состав участников проекта : воспитатель группы, дети первой младшей группы, родители.
Тип проекта : творческий, игровой познавательный.
Методы и формы работы:
• Беседы
• Выставки семейного и детского творчества
• Чтение литературы
• Разучивание стихов, потешек, пальчиковых игр
• Мкузыкальная композиция
Ожидаемые результаты:
Для детей :
1)сформировать представление о своей семье; 2)проявлять уважение и заботы ко всем членам семьи; 3)понимать значимость семьи в жизни каждого человека.
Для педагогов:
1)осуществлений проектной деятельности по обозначенной проблеме; 2)пополнение методической базы группы; 3)повышение профессиональной компетентности в вопросах организации проектной деятельности в ДОУ; 4)укрепление связи между детским садом и семьей.
Для родителей:
1)повышение интереса к жизни воспитанников в детском саду.
Интеграция образовательных областей в процессе реализации проекта
Познавательно – речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы реализации проекта.
1. Организационно-подготовительный этап
Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Я и моя семья», пальчиковых и подвижных игр.
2. Основной этап
-Проведение бесед: «Семья», «У меня есть брат (сестра)», «Бабушки и внуки», «Как ты помогаешь маме?», «Кто живет с тобой в квартире».
-проведение пальчиковых игр: «Семья», «Дружная семья», «Ладушки-ладушки», «Кто приехал». Заучивание игры «Дружная семья»;
-чтение художественной литературы: сказки: «Волк и козлята», «Три медведя», «Репка»; потешка: «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор»; стихотворения: Е. А. Благинина «Мама спит, она устала», Ю. Жукова «Про нас», Н. Майданник «Моя семья»;
-проведение подвижных игр: «Птички в гнездышках», «Гуси-лебеди», «Карусель»;
-проведение физкультминуток: «Дружно маме помогаем», «Семейная зарядка», «Маме надо отдыхать»;
-проведение дидактических игр: «С кем я живу», «Кто главный», «Маленькие помощники», «Кто что делает», «Назови ласково», «Вежливые слова»;
-проигрывание игровых ситуаций: «Поможем кукле Кате накрыть на стол», «День рождения куклы Кати», «Кукла Маша обедает», «Семья».
Показ теневого театра: «Репка», «Колобок», «Курочка ряба».
Изготовление «кукол –пеленашек»
Работа с родителями:
-совместное создание предметно-развивающей среды;
-создание фотоальбома : «Воспитание ребенка начинается в семье».
3. Заключительный этап
-фотоальбом «Моя семья»;
-защита проекта (презентация).
Ожидаемые результаты:
Для педагогов:
-созданы все условия для сотрудничества педагогов, родителей и детей;
-определены оптимальные пути взаимодействия с семьям воспитанников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей.
Для детей :
-сформированы представления о семье и ее членах;
-сформированы уважительные и заботливые отношения ко всем членам семьи.
Для родителей:
-установлены партнерские взаимоотношения с педагогами группы и проявлена заинтересованность родителей к совместным творческим мероприятиям с детьми, педагогами группы.
Продукт деятельности: фотоальбом «Моя семья».
Тематический план работы с детьми
Формы организации совместной взросло-детской деятельности
Беседы
1. «Семья»;
2. «У меня есть брат (сестра)»;
3. «Бабушки и внуки»;
4. «Как ты помогаешь маме?»;
5. «Кто живет с тобой в квартире».
Пальчиковые игры
1. «Семья»;
2. «Дружная семья»;
3. «Ладушки-ладушки»;
4. «Кто приехал».
Чтение художественной литературы
Сказки: «Волк и козлята», «Три медведя», «Репка».
Потешка: «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор».
Стихотворения: Е. А. Благинина «Мама спит, она устала», Ю. Жукова «Про нас», Н. Майданник «Моя семья».
Подвижные игры
1. «Птички в гнёздышках»;
2. «Гуси – лебеди»;
3. «Карусель».
Физкультминутки
1. «Дружно маме помогаем»;
2. «Семейная зарядка»;
3. «Маме надо отдыхать».
Дидактические игры
1. «С кем я живу»;
2. «Кто главный»;
3. «Маленькие помощники»;
4. «Кто что делает»;
5. «Назови ласково»;
6. «Вежливые слова»
7.«Хорошо или плохо?»
8 «Накормим куклу»,
9 «Уложим куклу спать»,
10.«Кукла заболела» ,
11 «Детеныши и родители»
Игровые ситуации
1. «Поможем кукле Кате накрыть на стол»;
2. «День рождения куклы Кати»;
3. «Кукла Маша обедает»;
4. «Семья».
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей «Семейные традиции и ценности»
2. Консультация «Играем с ребёнком дома»
3. Изготовление «Теневого театра»
4. Изготовление стенгазеты и видеоролика ко Дню Матери.
5. Изготовление семейного фотоальбома.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Дата Тема Цель Этап
11.10. 21 Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Я и моя семья», пальчиковых и подвижных игр.
формировать у детей раннего возраста первоначальные представления о семье, воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи. 1 этап
15.10.21
Анкетирование родителей «Семейные ценности и традиции»
Беседа «Семья»
Пальчиковая игра «Семья»
Узнать, есть ли в семье семейные традиции, какие и насколько это «важно» или «нет» для семьи.
Формировать представлений о семье и родственных отношениях.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, речь
2 этап
20.10.21 Беседа «У меня есть брат (сестра)»
Проведение физкультминутки «Дружно маме помогаем»
Сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела» воспитывать доброжелательное отношение к братьям и сестрам; вызвать стремление проявлять заботу о братьях и сестрах; развивать осознанное отношение к проявлению сочувствия к близким людям.
снять усталость и напряжение; - внести эмоциональный заряд; - совершенствовать общую моторику; - выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Закрепить и расширить представления детей о работе врача; пополнить словарный запас: лечить, лекарство, пожалеть, градусник, температура; 2 этап
25.10.21 Пальчиковая игра «Дружная семья» Дидактическая игра «Уложим куклу спать»
Чтение художественной литературы «Волк и семеро козлят» Развивать речь детей и мелкую моторику рук.
Развивать речевую активность, внимание ребенка, сообразительность, мышление, фантазию. Уточнять понятие «день» «ночь»
Развивать у детей интерес к чтению книг. А также учить слушать внимательно, отвечать на вопросы. 2 этап
29.10.21 Дидактическая игра «С кем я живу»
Подвижная игра
«Птички в гнёздышках» закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Развивать двигательную активность детей, двигаться в соответствии с текстом
2 этап
05.11.21 Беседа «Бабушки и внуки»
Дидактическая игра Хорошо или плохо»
Чтение художественной литературы «три медведя»
«Изготовление тряпичных кукол-пеленашек» Вызвать у детей интерес и добрые чувства к дедушке и бабушке; воспитать уважение, любовь к ним
Формировать у детей представление о хорошем и плохом поступке.
Учить внимательно слушать произведение, оценивать поступки героев.
Создание условий для получения детьми начального опыта проживания ценностей и смыслов материнства. 2 этап
12.11.21 Беседа «Как ты маме помогаешь?»
Потешка «Из-за леса из-за гор едет дедушка Егор»
Дидактическая игра
«Вежливые слова»
Показ теневого театра «Колобок»
Консультация с родителями «Играем с ребёнком дома» Воспитывать чувство любви и уважения к маме.
Учить детей слушать внимательно произведение, оценивать поступки сказочных персонажей.
Учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.
Дать представление о театре теней, основанном на игре света и тени, вызвать интерес к играм с тенью
Создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. - Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети и педагоги.
2 этап
17.11.21 Подвижные игры «Гуси-лебеди»
Дидактическая игра «Назови ласково»
Стихотворение «Мама спит она устала» Е. А. Благинина Развивать двигательную активность детей, выполнять движения в соответствии с текстом.
Учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, активизировать речь детей. 2 этап
24.11.21 Беседа «Кто живёт с тобой в квартире»
Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки»
Показ теневого театра «Репка» формировать знание о том, с кем живет ребенок.
Развивать мелкую моторику рук и речь детей.
Вызвать интерес к играм с тенью, показом спектаклей с использованием ручныхтеней 2 этап
26.11.21 Создание стенгазеты ко Дню Матери и видеоролика. Поздравить мам с праздником, проявить внимание, заботу и любовь, создать положительный, эмоциональный настрой 2 этап
30.11.21 Стихотворение Ю. Жукова «Про нас»
Физкультминутка «Семейная зарядка»
Дидактическая игра «Кто главный» Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, активизировать детскую речь
Снять усталость и напряжение; - внести эмоциональный заряд; - совершенствовать общую моторику; - выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье 2 этап
01.12.21 Подвижная игра «Карусель»
Дидактическая игра «Маленькие помощники»
Сюжтно-ролевая игра «Поможем кукле Кате накрыть на стол» Развивать двигательную активность детей, действовать в соответствии с текстом.
Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление. Закреплять умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Закреплять названия предметов чайной посуды. Развивать у детей понимание речи и активизировать словарь. Воспитывать желание играть вместе.
2 этап
06.12.21 Чтение стихотворения Н. Майданник «Моя семья»
Физкультминутка «Маме нужно отдыхать» Продолжать учить детей внимательно слушать стихотоворение. Повторять некоторые слова.
Снять усталость и напряжение; - внести эмоциональный заряд; - совершенствовать общую моторику; - выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. 2 этап
10.12.21 Сюжетно-ролевая игра «Поездка в зоопарк»
Дидактическая игра «Детёныши и их родители» Учить детей принимать на себя роль, развивать сюжетную линию, играть дружно, активизировать речь детей.
Учить детей различать и правильно называть животных взрослых и их детёнышей. 2 этап
15.12.21 Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Кати» Учить детей развивать сюжет игровой ситуации, играть сообща и дружно. 2 этап
20.12.21 Сюжетно-ролевая игра «Семья» Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. 2 этап
22.12.21 Изготовление семейного альбома.
Презентация «СемьЯ» Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях. 3 этап
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет // Науч. рук. И. А. Лыкова / Под общей ред. Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова, И. А Лыковой, О. С. Ушаковой. — М. : Издательский дом «Цветной мир», 2019 (2-е издание).
Касаткина Е. И. Дидактические игры для детей раннего возраста. Методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2018.
Лыкова И. А., Файзуллаева Е. Д. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста. Учебно-методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2018.
Теплова А. Б. Материнский фольклор в образовательной среде. Учебно-методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2019.
Файзуллаева Е. Д. Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2018
Казунина И. И., Лыкова И. А., Шипунова В. А. Первые игры и игрушки. Игровая среда от рождения до трех лет. Учебно-методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2018.
Лыкова И. А. Приобщаем малышей к народной культуре. Методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2019.
Белая С. Г., Казунина И. И., Лукьяненко В. Н. Дидактическая кукла. Развивающие игры и упражнения для малышей. Методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2019.
Николаева С. Н. Экологическое воспитание детей. Третий год жизни. Методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2018.
Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Познание окружающего мира в раннем детстве. Методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2018.
Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Познавательное развитие детей. Третий год жизни. Методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2018.
Ушакова О. С. Речевое развитие детей третьего года жизни. Методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2018.
Александрова Е. Ю., Воробьева И. Н., Кривенко Е. Е., Лаврентьева И. А., Лыкова И. А. и др. Арт-методики для развития малышей. Методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2018.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни. Методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2018.
Волошина Л. Н. Физическое развитие детей третьего года жизни. Методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2019.
Е. А. Благинина «Мама спит, она устала», Ю. Жукова «Про нас», Н. Майданник «Моя семья».