Заркуа Алена
Познавательно-исследовательский, экологический проект «Хлеб — всему голова!» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Абакана
«Детский сад «Жаворонок»
Познавательно-исследовательский, экологический проект
«Хлеб – всему голова!»
«Детский проект»
Авторы: Заркуа А. В. -воспитатель
Петецкая Н. П. -воспитатель
Абакан, 2023
Паспорт проекта
1. ФИО участника Заркуа Алёна Владимировна, Петецкая Надежда Петровна
2. Территория Г. Абакан
3. Место работы МБДОУ «Жаворонок»
4. Должность воспитатели
Публикация «Познавательно-исследовательский, экологический проект „Хлеб — всему голова!“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
5. Название проекта «Хлеб – всему голова!»
6. Тема проекта Зерно, мука, хлеб.
7. Тип проекта Познавательно-исследовательский групповой проект
8. Сроки реализации 5 дней с 13.11.2023 – 17.10.2023г. г.
9. Возраст Старший дошкольный возраст
10. Цель проекта
Создание условий для формирования целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
11. Цель проекта (детская) Узнать, как хлеб попадает к нам на стол, кто и как его выращивает!
12. Задачи (детские) Собрать информацию о хлебе, изучить историю возникновения хлеба, расширить знания о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении, научится бережно относится к хлебу и уважать людей сельскохозяйственного труда.
13. Проблемное поле с точки зрения детей. Завтракая, обедая или во время ужина, мы всегда говорим детям, есть с хлебом и добавляем пословицу «Хлеб – всему голова», с хлебом полезнее, вкуснее, хлеб надо ценить, так как он достается тяжелым трудом. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда. И детям стало интересно, из чего получается хлеб, почему он достается тяжелым трудом и как его делают. И мы решили это выяснить!
14. Этапы проекта Мы составили модель трех вопросов.
Что знаем: Андрей Казаков – хлеб делают из муки.
Яна – хлеб делает пекарь.
Соня – хлеб бывает белый и черный.
Что хотим узнать: почему хлеб достается тяжелым трудом и как его делают.
Что для этого нужно: спросить у родителей, прочитать в книге, посмотреть познавательные передачи.
Подготовительный - определение целей, задач, составление плана действий, привлечение родителей к проекту
(оказание помощи в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе, материалов для исследовательской деятельности, подбор картинок и материала для изготовления лепбука, чтению художественной литературы по данной теме, стихов). Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике. Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта. Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, стихи.
Основной – рассматривание тем картинок, иллюстраций. Беседы «Как хлеб к нам на стол пришел», дидактические игры, просмотр презентаций.
Завершающий – Изготовление лепбука «Хлеб - всему голова!».
15. Итоги проекта Результат : у детей сформировалось представление о ценности хлеба; дети получили знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, узнали, что хлеб – это итог большой работы многих людей; дети проявляют интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; дети знают, что хлеб является ценным продуктом, стараются бережно относиться к нему.
Продукт: Лепбук «Хлеб – всему голова!»
16. Рефлексивный анализ Рефлексивный анализ был дан детьми после завершения проекта.
№ Этап Содержание деятельности детей Деятельность воспитателя
1 Подготовительный (первый день)
1 день
Выбрали и утвердили тему проекта.
Составили план деятельности на неделю. Рассматривали тематические картинки, иллюстрации. Подготовили презентацию.
Обсудить и направить деятельность детей, используя модель трех вопросов.
Обсудить с родителями детский план проекта, чтобы родители поддержали детей, дома почитали литературу.
2 Основной этап
(1-5 день) Познавательное развитие :
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»; «Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире», «Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом», «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?», «Какой бывает хлеб»; «Пшеница – спутница и кормилица человека»
ОД. Ознакомление с окружающим «Хлеб – всему голова»
Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»; Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Просмотр видеофильмов:
«Как растет пшеница»; «Труд комбайнера»; «По секрету всему свету. Как получается хлеб».
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка; «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х. Андерсена; «Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Знакомство с профессиями:
Агроном; Комбайнер; Пекарь; Кондитер; Продавец.
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (кофемолка ручная, электрическая).
Замешивание теста.
Чтение художественной литературы о хлебе :
Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок» М. Глинская «Хлеб»; В. Ремизов «Хлебный голос»; Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке»; Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; И. Токмакова «Что такое хлеб»; С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый», С. Михалков «Булка»
Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.
Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»; «Хлебный магазин»; «Кулинария».
Дидактические игры: «Назови профессию»; «Что, где растет»; «Что из какой муки испекли?»; «Четвертый лишний»; «Что сначала, что потом»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Как превратить муку в тесто?»; «Назови ласково».
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность: рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
ОД. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми;
ОД. Рисование «Золотые колоски»
Физическое развитие:
Пальчиковые игры: «Копна», «Как у деда Ермолая»
Физкультурные минутки: «Каравай», «Колосок и зернышки» Познакомились с объектом исследования –Хлеб.
Обновление предметно-развивающей среды группы, создание условий для продуктивной деятельности.
Создание условий для познавательной активности детей, для творческой активности детей, для речевой активности, для инициативности и самостоятельности.
3 Завершающий этап
5 день Итоги проекта : Изготовление лепбука «Хлеб – всему голова!»
Создание условий для итога проекта.
17 Организационные формы работы над проектом :
Игровая деятельность Опытно-экспериментальная деятельность Продуктивная деятельность Коммуникативная деятельность
Двигательная деятельность
Взаимодействие с родителями: чтение художественной литературы, помощь в пополнении развивающей среды по теме, изготовлении лепбука (картинки, наглядный материал).