Марина Джумайло
Познавательно-исследовательский экологический проект «Четыре времени года»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайны жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы.
Темочки:
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Времена года. Сезонны, месяцы
- Исследовательская деятельность
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Проект «Четыре времени года» - долгосрочный (рассчитан на 1 год).
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.
Цель: Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта :
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
• Охранять и укреплять здоровье детей.
Участники проекта :
Воспитатели детского сада, воспитанники и их родители
Сроки реализации проекта :
с сентября 2016 года по август 2017 года.
Обоснование проекта :
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Условия реализации проекта :
Комплексный интегративный подход в содержании и организации непрерывной образовательной деятельности. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов, наглядного и дидактического материала, методической и художественной литературы. Тесное сотрудничество с социумом. Активная взаимосвязь с семьями воспитанников.
• Продукт проекта :
• конспекты НОД,
• сценарии праздников и досугов;
• выставки совместной деятельности;
• материалы по работе с родителями (родительские собрания, консультации, анкеты)
Итоговое мероприятие:
Тематический праздник
«Четыре времени года»
Этапы работы:
Подготовительный этап
Выявление проблемы
Постановка цели и задач
Составление календарно – тематического плана
Создание предметно – развивающей среды
Картотека пальчиковых, подвижных и дидактических игр
Материалы для экспериментирования
Разработка конспектов занятий, тематических бесед
Подбор музыкальных произведений и художественной литературы
Вводная беседа с детьми
Разработка диагностических материалов.
Основной этап
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям:
работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
Занятия по проекту, организация совместной и самостоятельной деятельности детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.
Заключительный этап
Анализ работы над проектом
Диагностика ЗУН детей
Выводы
Презентация проекта
Технология работы по реализации проекта :
Получение знаний о временах года, их особенностях. Постановка проблемных вопросов. (НОД)
Наблюдения за сезонными изменениями.
Целевые прогулки
Опыты и эксперименты.
Презентации по временам года.
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений
Установка связей между изучаемыми объектами;
Игровая деятельность –
игры – эксперименты с водой, песком, льдом, почвой, воздухом, листьями и т. д.
дидактические игры: по временам года
сюжетно - ролевые: «Варим компот для мишки», «Зайкин огород»
подвижные игры: «Зайка беленький», «Птички в гнездышке», «Дед Мороз», «Снег кружится», «На елку» и пр.
пальчиковые игры.
Музыкальные игры.
Театрализованные игры.
8. Продуктивная деятельность детей.
(рисование, аппликация, лепка). 9. Праздники, досуги, развлечения.
Содержание деятельности по работе над проектом :
• Работа с детьми
• Работа с педагогами
• Работа с родителями
Результат работы над проектом :
• Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
• Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
• Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью насыщенная предметно – развивающая среда;
• повышенная активность родителей
• интеллектуальная компетентность педагогов