Ольга Колданова
Познавательно-исследовательский проект «Эта таинственная тень»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский проект
«Эта таинственная тень».
Познавательно-исследовательский проект :
«Эта таинственная тень».
Цель проекта : узнать о происхождении тени.
Задачи:
1. Развивать умение ставить перед собой цель, выявлять на какие вопросы нужно найти ответ для достижения этой цели.
2. Учиться находить и получать сведения из устных источников и интернет-ресурсов, сравнивать, обобщать и выявлять самую достоверную информацию, делать умозаключения.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Эта таинственная тень“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Темочки
3. Формировать умение планировать, самостоятельно проводить эксперименты, а затем анализировать результаты и делать выводы.
Здравствуйте! Меня зовут Женя! Мне 6 лет.
Однажды дома отключили электричество, в комнате стало очень темно, мама включила фонарик, и на стене я увидела изображение (силуэт) человека. Он был похож на меня. Я стала махать руками, и он делал то же самое.
Мама сказала, что это моя тень, и что с ней можно поиграть, показывая различные фигуры. Эта затея мне очень понравилась. Так интересно мы с сестрой провели этот вечер. Утром, придя в детский сад, я рассказала об этом ребятам. Они меня внимательно слушали и удивлялись. Тогда я заинтересовалась: «А что такое тень и откуда она берётся? Мы с нашими педагогами решили подробнее об этом узнать.
Тень - это тёмное отражение на чём - либо от предмета, который освещён с противоположной стороны. Тень всегда появляется при лучах солнца, от света фонаря, лампочки, свечи.
Я выяснила, что тень не всегда одинакова.
Я провела эксперимент, и заметила, что, если предмет расположить дальше от источника света, он загораживает меньше света, и тень от него будет маленькой, а контуры отчётливыми.
А если близко – тень будет большой, а контуры расплывчатыми.
Я проверила, всегда ли тень может двигаться.
На улице я встала на свет фонаря и посмотрела, будет ли моя тень двигаться
вместе со мной. Тень от меня не отставала.
Затем решила проверить, будет ли тень двигаться за неживым предметом?
Я взяла машинку, навела на нее свет и попробовала катить ее. Прокатила машинку быстро и тень тоже двигалась быстро, прокатила медленно и тень двигалась медленно. Я узнала, если двигать предмет, перемещается и его тень, предмет находится в неподвижном состоянии, и тень неподвижна.
Тень может даже танцевать, если двигается источник света. Я поняла, что тень может двигаться, как от живых, так и неживых объектов,
если их приводят в движение.
Я захотел узнать, а у всех ли предметов есть тень?
В группе мы провели опыты, и я узнала, что прозрачные
предметы не дают темную тень, так как пропускают через себя свет. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее.
Темные плотные предметы дают тёмную тень.
Мне стало интересно, а что будет с тенью, если предмет будет освещён
сразу несколькими источниками света? Я осветил кубик фонариком и лампой и увидел две тени, и я понял, что теней будет столько же, сколько источников света.
Я провела ещё один интереснейший опыт - сравнила тени геометрических тел и удивилась. Тени конуса, пирамиды и параллелепипеда выглядят как треугольник и прямоугольник. Я установила, что тень всегда плоская и не передает объем предмета.
Вместе с мамой мы нашли в интернете, что существует театр теней. Мы узнали историю возникновения теневого театра, а также, что в Китае театр теней – один из видов театрального искусства. Ему более двух тысяч лет. Он очень популярен в народе.
Вместе с ребятами в группе мы поиграли в чудесные превращения тени. Познакомились с новыми дидактическими играми «Узнай по тени», «Чья тень?», «От какой игрушки тень», «Весёлые тени».
А воспитатель нам показала мультфильмы: «Откуда берутся тени», «Как
появляется тень», «Что такое тень», «Котёнок Гав», «Фиксики».
Заключение
Моё предположение оказалось верным, тень появляется только тогда, когда рядом есть источник света. И тут я спросил себя, что было бы, если бы не было тени, и зачем нам нужна тень? Вспомнив проведённые опыты, я поняла, если бы не было тени, стояла бы всегда жара.
Негде было бы спрятаться от нее. Растения стали бы засыхать, а некоторые совсем бы погибли. Животным и птицам негде бы стало строить свои домики. Я бы не смог поиграть с тенью. Не было бы теневого театра.
Очень плохо было бы без тени. Значит нам очень нужна тень!