Филимонова Анна
Познавательно-исследовательский проект «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя);
Тип проекта : познавательно- исследовательский;
Состав проектной группы : воспитатель и воспитанники старшей группы 5-6 лет;
Цель: Узнать историю возникновения соли, определить ее свойства, зачем нужна соль, научиться находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах;
Задачи:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Соль. Свойства соли, экспериментирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2020
1. Выяснить: что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся.
2. Стимулировать познавательный интерес ребёнка : исследовать свойства и качества, разновидности соли опытным путём, в группе вырастить кристаллы соли.
3. Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, радоваться процессу и результату.
4. Развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к профессиям соляной промышленности.
Актуальность: Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а не чего о ней не знаем.
Гипотеза: Каждый день мы употребляем в пищу соль, имеем представление о ее пользе и вреде, но не знаем о ее «волшебных» свойствах, и о том, где и как ее можно использовать в творческой деятельности.
Анализ ситуации: Почему соль? Чем могла заинтересовать детей обыкновенная соль, что в ней необычного. Почему не сахар или другой продукт. А все очень просто. Двое из детей, делясь впечатлениями после летнего отдыха, рассказали о своей поездке с родителями в Сочи. В своих рассказах Настя и Тимур много раз упоминали о том, что вода в море очень соленая, не похожая на наши водоемы. Ребята стали задавать много вопросов, почему вода соленая? С этого и началось… Ребята продолжали задавать вопросы. Тогда и возникла идея создать проект.
Предварительная работа:
• Поисковая работа по подбору материала по теме;
• Просмотр видео по добыче соли;
• Чтение пословиц, поговорок о соли;
• Беседа о пользе и вреде;
• Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали»;
• Прослушивание Словацкой сказки «Соль дороже золота» (аудиозапись);
• Чтение русской народной сказки «Соль»
• Подбор иллюстративного и фотоматериала с изображениями изделий из соли.
Ожидаемый результат:
Появление интереса к исследованию природы;
Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышения уровня усвоения программного материала;
Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
I. Подготовительный этап
Подбор методической литературы для педагога.
Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.
II. Основной этап
Изучение с детьми познавательной и научной литературы.
Беседы с детьми по данной тематике.
Разучивание поговорок и пословиц о соли.
Исследование соли и её свойств. Знакомство с её разновидностями.
Творческая мастерская. Рисуем с помощью соли.
Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли».
III. Заключительный этап
Мастер- класс «Радуга в баночке».
Обобщение и систематизация полученных знаний.
Рассказ о проведении исследований, показ фотографий.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Понедельник – Вторник
Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
Подбор познавательной, научной и методической литературы.
Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.
Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.
Подбор литературы со сказками, пословицами, поговорками о соли.
Подбор материала и оборудования для бесед, экспериментов, творческой деятельности с детьми.
Основной этап
Среда- Четверг
Беседа «Что такое соль, для чего она нужна?»
Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
Опытно-экспериментальная деятельность
«Изучение свойств и качеств соли».
«Эффект мертвого моря»
«Сравнение кристаллов соли и сахара»
Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.
Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали».
Знакомство с художественными произведениями. - Пословицы, поговорки, загадки о соли;
-Чтение русской народной сказки «Соль»
- Прослушивание словацкой сказки- аудиозаписи «Соль дороже золота» перед сном.
Творческая мастерская.
Рисуем с помощью соли «В гости к Солнышку»
Цель: Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала.
Заключительный этап
Пятница
Мастер- класс «Радуга в баночке».
Рассказ о проведении исследований, показ фотографий.
При организации исследовательской деятельности были использованы методы:
• Изучение информации, беседы.
• Анализ познавательной литературы.
• Подбор материалов и оборудования для исследований.
• Экспериментальная деятельность.
• Исследовательская деятельность.
• Творческая деятельность.
Заключение:
Таким образом, в ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Вместе провели много интересных опытов с солью. Усиленно работали в творческой мастерской: красили соль цветными мелками, декорировали ими баночки и рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях.
А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Картотека опытов и экспериментов
«Свойства и качества соли»
Опыт №1 «Соль хрустит»
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 2 «Соль – чистящее средство».
Соль продолжала удивлять. Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету. Наблюдают за тем, как соль очищает посуду. Сформировано представления о свойствах соли.
Опыт №3 «Плавающее яйцо»
Интересным был опыт, который мы провели с яйцом. Опустили сырое яйцо в кружкус пресной водой, оно сразу же опустилось на дно.
Затем в другую кружку насыпали соль и размешали ее. Что же произойдет, если положим яйцо в соленую воду?
Как видите, яйцо всплыло!
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
НАША ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
1. Рисование солью «В гости к Солнышку»
Гуашью наносим узор на лист. Затем посыпаем его солью. Лишнюю соль надо стряхнуть. Вот и всё! Готовую картину можно поместить в красивую рамочку и повесить на стену.
2. «Радуга в баночке»
Для этой поделки нам понадобились цветные мелки, соль, баночка.
Мы измельчили мелки, смешали каждый цвет с солью. Мы заполнили стакан полностью слоями песка разного цвета.