Наталия Филиппова
Познавательно–исследовательский проект в старшей группе «Растительный мир Забайкальского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад№16»
Познавательно– исследовательский
«Растительный мир Забайкальского края»
Подготовила проект : Филиппова Н. А
Актуальность проекта :
Публикация «Познавательно–исследовательский проект в старшей группе „Растительный мир Забайкальского края“» размещена в разделах
- Забайкальский край
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Растительный мир нашего края - это неоценимый источник развития любознательности, сопереживания.
Впечатления, полученные от природы в детстве, остаются в памяти навсегда, создают прочную основу для дальнейшего ее познания.
Дети, которые ощущают природу: сезонную красоту деревьев, аромат цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту.
Цель: познакомить воспитанников с многообразием растительного мира Забайкальского края, воспитывать любовь и патриотические чувства к малой родине.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить воспитанников с разнообразием растительного мира Забайкальского края;
- формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность;
- развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;
- развивать эмоционально – чувственное отношение у воспитанников к окружающему миру.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру, заботливое и бережное отношение к природе;
- воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемые результаты
• Расширение знаний о растительном мире нашего края.
• Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
• Научатся вести наблюдения и проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Тип проекта : информационно-исследовательский.
Состав участников: воспитатель, воспитанники, родители (законные представители).
Сроки реализации: долгосрочный
Возраст детей : воспитанники старшей группы.
Формы реализации проекта :
- ООД, целевые прогулки;
- беседы, познавательно-исследовательская деятельность;
- чтение художественной литературы;
- использование мультимедийных презентаций;
- работа с родителями (законными представителями).
Виды деятельности :познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
• Изучение методического, научно-популярного материала по изучаемой теме.
• Разработка проекта.
• Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
• Разработка конспектов образовательной деятельности.
Основной этап:
• Работа с детьми:
• Беседы: «Какие растения родного края я знаю», «О правилах поведения на природе».
• Рассматривание: «Лекарственные травы Забайкальского края»
• Экскурсия «Жемчужина Забайкалья»
• ООД: «Растительный мир Забайкальского края»
- Путешествие по «Азбуке Забайкалья»
-Прогулка по "Экологической тропе"
- Рисование «Деревья нашего участка».
-зимой;
-весной;
-летом;
-осенью;
- Лепка «Цветы» с использованием природных материалов
-Аппликация "Корзинка осени" с использованием природных материалов
• Загадывание загадок: о растительном мире, о природе.
• Д/ игры: «Дары природы», «Что, откуда, почему», «Растительный мир», «Найди по описанию», домино «Растения», «Деревья», «Дерево, куст, цветок»
• Чтение художественной литературы: А. А Плешков «Зеленые страницы»
• Целевая прогулка вокруг детского сада
• Трудовая деятельность: сбор природного материала для поделок.
• Познавательно – исследовательская деятельность : сравнение еловых и сосновых шишек, сравнение веточек сосны и ели.
Просмотр презентаций: «Природа Забайкальского края», «Растительный мир Забайкальского края», «Правила поведения на природе».
Работа с родителями:
• Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»
• Информация на стенд «Природа Забайкальского края»
• Найти и выучить стихи о любимом дереве родного края;
• Создание альбома «Растительный мир Забайкальского края»
Итоговый этап:
• Викторина «Растения Забайкальского края».
Литература
• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005.
• Лопатина А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008.
• Луконина Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - М. : Айрис- пресс, 2002.
• Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М. : Всемирный фонд дикой природы, 2006.
Статьи из журналов
• Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
• Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»
Цель:
• Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
• Развивать память и мышление детей.
• Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование:
Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.
Содержание беседы:
• Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».
Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.
Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.
Дидактическая игра «Природа – не природа».
• Ввести понятия живая и неживая природа
Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т. п.
Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.
Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».
Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»
Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.
Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
- Надо охранять и беречь природу.
- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы, для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.
- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.
- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.
И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.
Например:
- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.
«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».
«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.
Почему она так ответила Вове?
- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.
«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.
«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.
Что рассказал папа Серёже?
Беседа с детьми: :«Правила поведения в природе»
Цель: формировать знания детей о правилах поведения в природе. Учить применять полученные знания на практике.
Когда мы отдыхаем на природе, очень важно, чтобы во время отдыха не произошли неприятности, которые причинили бы вред нашему здоровью.
Обязательно запомните правила, соблюдать которые совсем несложно.
1 Незнакомые растения и цветы ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот. Некоторые растения, если взять их в руки, вызывают сильное раздражение кожи, которое может длиться несколько недель. Есть и ядовитые растения, яд которых не менее опасен, чем змеиный.
2 С грибами, найденными вами в лесу, тоже нужно быть очень осторожным. Собирайте только известные вам грибы и обязательно покажите собранные грибы взрослому, который в них разбирается. Когда гуляете по лесу, не трогайте поганки: они очень ядовиты.
3 Не пей сырую воду из какого бы то ни было водоё ма: реки, озера или ручья. Возможно, в этот водоем сбрасывали мусор, отходы. Вода в нем неизвестна нам. Поэтому не стоит рисковать своим здоровьем.
4 Для защиты от укусов насекомых (клещей, ос, пчёл, комаров, отправляясь на прогулку в лес, надевай длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и обязательно головной убор. Открытые участки тела намажь средством, отпугивающим насекомых.
5 Помни, что запахи одеколонов, духов и другой парфюмерии сильно привлекают насекомых.
6 Если вы собираетесь ночевать в палатке, позаботься о сетке, защищающей от комаров, и средствах, отпугивающих насекомых.
7 В жаркую погоду нельзя долгое время находиться на солнце без одежды, головного убора — можно получить тепловой удар или солнечные ожоги. Никогда не смотрите прямо на солнце даже в течение непродолжительного времени — от этого может ухудшиться зрение.
8 Будьте осторожны с огнем. Выберите место для костра с учетом направления ветра. Это место нужно очистить от мусора, сухой травы и веток, окопать его или обложить камнем. Нельзя оставлять костер без присмотра. Уходя, залейте костер водой и засыпьте землей. В случае загорания не теряйтесь, тушите огонь подручными средствами – залейте водой, засыпьте землей, накройте плотной тканью.
9 При купании на воде: не купайтесь в запрещенных местах. Не отплывайте далеко от берега. Не нарушайте правила пользования плавсредствами.
При соблюдении этих нехитрых правил Вы сохраните свое здоровье и обезопасите свою жизнь.
Конспект занятия
«Растительный мир Забайкальского края»
Цель: знакомство детей с растительным миром Забайкальского края.
Задачи: учить подмечать характерные признаки растений, узнавать их по описанию ; формировать умение детей двигаться в соответствии характером мелодии и текстом песни; развивать мелкую моторику рук; воспитывать любовь к природе родного края, бережному и доброму отношению.
Материал: презентации с изображением деревьев, ягод; аудиозаписи звуков леса, русской народной песни «Калинка»; видео с природой родного края.
Предварительная работа: беседа о растительном мире Забайкальского края, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма.
Ход занятия.
Заходим в группу, встаем в круг.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
(Дети выполняют упр.)
Здравствуй, Солнце!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Земля!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, планета Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Воспитатель: Ребята, наша страна Россия очень большая. И у каждого человека есть своя малая Родина. Мы с вами живем в городе Чита Забайкальского края. Мы должны бережно относиться к природе своего края, гордиться ею и любить свою малую Родину.
Сегодня к нам на почту детского сада пришло необычное письмо. Давайте прочитаем его вместе!
Воспитатель запускает на компьютере презентацию с изображением зеленого конверта из которого вылетает письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут пингвиненок Лоло. Я живу в Антарктике. Здесь холодно и нет никаких растений. Пришлите мне пожалуйста картинки растений, который растут в вашем краю.»
Воспитатель: ну что? Поможем пингвиненку Лоло?
Дети: да, обязательно поможем!
Перед тем, как отправиться в путешествие и ближе познакомиться с природой нашего края, давайте вспомним правила поведения в лесу. (Дети рассматривают на компьютере «запрещающие» знаки и рассказывают о том, чего в лесу нельзя делать.)
Воспитатель: Наш край необыкновенный. Посмотрите, как много здесь растений.
Загадки о деревьях.
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)
Ветерок угомонился,
И деревья не шумят,
Но лишь тонкие листочки,
На том дереве дрожат!
(Осина)
Надела к осени оранжевые бусы
С немного горьким,
но приятным вкусом.
Зимою ими сможет насладиться,
Снегирь, пичуга, сойка и синица.
(Рябина)
Зайчик уколол со сна
Лапку сильно об иголку.
Думал зайчик – это ёлка.
Оказалось, что (сосна)
Колючая, пахучая,
Зелёная она,
Шишки вертикально,
Растут её всегда!
(Пихта)
(Видеозапись природы Забайкальского края).
- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли? ( дети: В лес.)
Компьютерная презентация игра «От какого дерева листочек»
(воспитатель использует картинки на интерактивной доске с изображением разным листочков).
Дети отгадывают с какого дерева листочек, употребляя слова: берёзовый, осиновый, рябиновый, пихтовые и сосновые иголки)
Воспитатель:
Можно ли ломать веточки? Почему?
Дети: дереву больно. Растения надо беречь.
Воспитатель: Какое дерево нам помогает легко дышать?
Дети: ель, сосна
Воспитатель: правильно, деревья нужны всем живым существам на планете Земля. В лесу растут не только деревья.
Отгадайте мою загадку
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Собирать в лукошко дети. (Ягоды)
Компьютерная презентация «Ягоды».
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, как много ягод в лесу. Назовите те ягоды, которые вы знаете.
Дети: брусника, черника, клюква, голубика, земляника.
Воспитатель: молодцы! предлагаю вам немножко отдохнуть и потанцевать под нашу любимую песенку.
Физминутка.
(Р. н. песня «Калинка».)
Воспитатель: а сейчас, я хочу предложить вам нарисовать растения, которые вам сегодня больше всего понравились, чтобы потом отправить их пингвиненку Лоло.
(Дети садятся на свои места.)
Перед тем, как приступить к работе, мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков.
(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…
- Перед вами лежат листочки разных цветов. Выберите какой вам больше нравится и можете начинать рисовать.
В процессе работы воспитатель подходит к каждому ребенку и, если необходимо, помогает.
Воспитатель: какие вы молодцы! Посмотрите, какие красивые растения у вас получились! Пингвиненку Лоло ваши рисунки обязательно понравятся!
Звучит музыка «Мелодии леса».
Конспект ООД по рисованию «Деревья на нашем участке»
Цель:
Учить детей создавать в рисовании образ дерева;
Рисовать предметы, состоящие из прямых вертикальных и наклонных линий;
Располагать изображения по всему листу бумаги, рисовать крупно, во весь лист.
Продолжать учить рисовать красками.
Задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Память ;
Воспитывать самостоятельность, аккуратность;
Бережно и внимательно относиться к природе;
Предварительная работа.
Наблюдать за изменениями в природе.
Наблюдать на прогулке за деревьями.
Рассматривать картинки с изображениями деревьев.
Загадывание загадок.
Материал.
Лист бумаги
Краски гуашь
Мягкие кисточки
Стаканчик с водой
Салфетки
Ход занятия.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Доброе утро глазки вы проснулись?
С добрым утром ушки вы проснулись?
С добрым утром щечки вы проснулись?
…. И т. д.
Потянулись, улыбнулись!
Тук-тук.
В-ль: Ой, ребята кто-то к нам стучится?
Давайте посмотрим, кто к нам пришел?
Смотрите, да это же Зайка!
Дети: Здравствуй Зайка.
В-ль. А,что за письмо у тебя Зайка в лапках?
Зайка: Это не письмо, а загадка для детей.
В-ль. Ребята, давайте мы с вами отгадаем загадку.
Много рук,а нога одна. (дерево).
Зайка: Правильно ребята, это дерево.
В моем лесу тоже есть деревья. Я там живу! Я очень хочу научиться рисовать дерево.
Но вот беда, я не умею рисовать.
В-ль. А давайте научим Зайку рисовать деревья.
Дети: Да, научим.
В-ль. Давайте вспомним, что есть у дерева?
Дети: Ствол и ветви.
В-ль: А каким цветом ствол и ветви?
Дети: Коричневым.
В-ль. Молодцы, вы все правильно назвали.
В-ль. Ребята, я вас приглашаю сесть за стол. Мы покажем Зайчике, как рисуют дерево.
-У вас на столе лежит кисточка, лист бумаги, краски коричневого цвета, стаканчик с водой, салфетки.
Давайте в воздухе с вами прорисуем деревце, возьмите кисть в руку и нарисуем ствол, а потом веточки.
Берем кисточку набираем коричневую краску, прикладываем кисточку к верхней части листа и ведем кисточкой сверху в низ прямую линию, у нас получился ствол. Дальше мы рисуем веточки, которые растут в разные стороны от ствола.
Набираем опять краску и рисуем веточки, наклонные линии в стороны и вверх.
По ходу работы воспитатель дает детям указания, советы, помогает у кого не получается.
В-ль. Пока наши рисунки сохнут, мы с вами поиграем в игру.
Посадили маленькое деревце (дети присели)
Дождик деревце поливал,
Солнышко деревце пригревало.
И деревце стало расти, ствол окреп (дети выпрямляются,
Ветви стали тянуться к солнцу (тяну руки вверх)
Ветер подул и веточки стали качаться (руки вверх, качаем руками из стороны в сторону).
Листочки зашелестели на ветру (пальчиками пошевелили)
А осенью листья опали (присели).
Рефлексия.
В-ль. Ребята,давайте покажем наше деревце Зайке.
Зайка: Как здорово вы рисуете! Спасибо вам ребята, я понял,как надо рисовать дерево.
Работы выставляются на стенды.
В-ль. У нас получился большой лес!
Молодцы ребята, все очень старались и по трудились на славу.
И теперь ваши рисунки мы покажем родителям