Оксана Ивановна Литке
Познавательно-исследовательский проект «Мир воды» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Вода – распространённое, удивительное вещество на Земле, как много тайн хранит она… Кажется, о ней уже известно всё. Но нам захотелось узнать, нет ли у простой воды каких-нибудь тайн. Ребёнку-дошкольнику присуще познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, которые получает ребёнок во время проведения опытов, запоминаются надолго. Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на своих наблюдениях, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. Если посмотреть на глобус, мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Дети – наше будущее.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Мир воды“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
У дошкольников вызывает интерес к исследованию, развивает их мыслительные операции, стимулирует их познавательную активность, любознательность. Также немаловажно и то, что специально организованное экспериментирование носит безопасный характер. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в разных ситуациях.
Актуальность темы: первые представления о воде ребёнок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому. Воды на земле и много и мало одновременно. Её много в морях и океанах, но она не пригодна для питья. А ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения. Вода необходима всему живому на нашей планете. В рамках проекта знакомлю детей со свойствами воды, значением для жизни человека, а также бережного к ней отношения.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (февраль-май 2023) Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Предмет исследования: свойства воды.
Цель проекта: расширение представлений детей о свойствах воды, её качестве, о значении в жизни человека через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, и умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
- расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть) посредством организации познавательно-исследовательской деятельности;
- формировать представления о значении воды в жизни человека;
- развивать наблюдательность, познавательные и творческие способности ребенка в совместно исследовательской деятельности опытов с водой;
- воспитывать бережное отношение к воде.
- вовлечь родителей в познавательно-исследовательскую деятельность детей посредством их участия в совместной – экспериментальной деятельности.
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки, оформление книжек малышек «О воде», продуктивная деятельность.
План реализации проекта.
Этапы проекта.
Подготовительный этап:
Задачи:
1. Разработка плана. Выявление у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.
Формы работы: Подбор литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок, стихов, загадок, сказок, игр о воде.
Беседа: «Вода в жизни человека»
Составление диагностики. Диагностирование детей.
2. Пополнение предметно-развивающей среды в группе для реализации проекта.
Формы работы: создание экспериментальной лаборатории в группе.
Подбор безопасных опытов и экспериментов с водой.
Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.
Разрабатывание конспектов ООД.
3. Вовлечение родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте.
Формы работы:
- Анкетирование родителей
- Составление картотеки игр-экспериментов с водой в домашних условиях.
4. Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, пословицами и поговорками, рассказами, сказками о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.
Основной этап:
Познавательное развитие:
Организованная образовательная деятельность на темы: «Для чего нужна вода», «Мир воды», «Свойства воды». «Вода поднимается вверх», «Почему одни тела тонут, а другие нет». «Можно ли увеличить силу воды» и другие.
Экспериментальная деятельность: опыты с водой:
«Свойства воды»; «Плавучесть предметов в разных средах»; «Движение воды через корешки растений»; «Фонтан». «У воды нет вкуса», Опыт «Вода – жидкая, может течь», «Прозрачная вода может стать мутной», «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».
Наблюдение за погодой.
Беседа: «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озёрной».
Исследовательская деятельность:
Наблюдения: «На что похожи облака», «Дождь», «Лёд».
Дидактические игры:
«Дождик», «Откуда вода?», «Тонет-не тонет», «Отвечай быстро», «Четвёртый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберёт». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
Работа в дневнике наблюдения за природой. Настольная игра: «Где живёт вода».
Речевое развитие:
Беседы по картинкам. «Пословицы и поговорки».
Игра: «Подскажи словечко»
Беседа: «Вся ли вода полезна?»;
Т. А. Шорыгина: «Беседы о природных явлениях и объектах.»
Рассматривание энциклопедии: «Водоёмы. Кто живёт в пресной воде?»
Сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»;
Беседа: «Водичка-водичка, умой моё личико (опасность микробов для человека)»; «Растениям тоже нужна вода».
Придумывание рассказа «Путешествие на море»;
Чтение художественной литературы.
Сказки: Н. А. Рыжова «Почему заплакал ручеёк», «Сказка про капельку», «Сказка о чистоте», «Жила- была река», Чуковский «Федорино горе», Г. -Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах».
Рассказы: «Поэзия дождя» К. Паустовского, рассказа «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина, П. Волцит «Почему из крана вода течёт»; «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой;
Загадки о воде.
Стихотворение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Шёл по берегу туман»; стихи А. С. Пушкина «О море», Н. Николаенко «Дождик-душ»;
Беседа «Как беречь воду».
Рассказ воспитателя о «Всемирном дне воды – 22 марта».
Социально-коммуникативное развитие
Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок».
Физическое развитие:
Подвижная игры: «Дождик», «Ручеёк», «Земля, вода, огонь, воздух», «На болоте», «Лягушки и цапля», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Не намочи ноги», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Капельки и туча».
Игры с водой.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование в нетрадиционной технике: «Облака», «Весёлые снежинки». Аппликации «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Морковки из льда», «Снеговик», «Капли воды».
Слушание: «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад и т. п.) Игра на металлофоне: «Капельки дождя», Слушание и исполнение песен о воде.
Объёмная аппликация «Зонтики»
Трудовая деятельность:
Мытье игрушек, стирка кукольной одежды, полив цветов. Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.
Психогимнастика «Снежинка», «Я журчащий ручеёк», «Цветочек хочет пить».
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников».
Конкурс рисунков «Вода нужна всем»
Создание книжек-малышек на темы: «Всё о воде», «Вода нужна всем».
Анкетирование родителей: «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».
Рекомендации родителям: «Покажи и расскажи детям в домашних условиях, о значимости воды в быту (для стирки белья, приготовления пищи, уборки квартиры, гигиены людей, поливки комнатных растений, домашним животным - всем нужна вода).
Заключительный этап:
Дети практически узнали, что вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета. Представления о свойствах воды дети закрепляли на занятиях, в ходе бесед с воспитателями, в играх–драматизациях: «Где спряталась вода», «Уроки Айболита», «Вода – начало всех начал», «Как используется вода для лечения», – и на итоговом водном празднике в честь «Всемирного дня воды».
В результате работы над проектом дети расширили свои знания о воде, узнали, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой и даже газообразной. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.
Если на начало проекта дети имеют низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», «Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта вновь проведённая диагностика, показывает высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов.
Я считаю, что проект удался, т. к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях.
Продукт проекта:
Оформление книжек малышек: «Все о воде».
- картотек стихов, пословиц и поговорок, загадок о воде,
-картотек наблюдений, дидактических игр, опытов с водой.
Творческо-экспериментальная коллективная работа «Весенние кораблики».
Просмотр презентации «Детям о воде».
Выставка продуктивной деятельности детей: рисунки «Вода нужна всем».
Конспект образовательной деятельности «Путешествие капельки».
Результат:
1. Появление интереса к исследованию природы.
2. Дети с интересом проводили лабораторные опыты. Узнали о свойствах, признаках, значении воды в нашей жизни.
3. Развитие познавательного интереса, инициативность, самостоятельность, творческие способности.
4. Формирование знаний, навыков экспериментирования.
5. Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории.
6. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
7. Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.