Екатерина Домашняя
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Познавайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Проектный метод обучения направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Метод проектов актуален по ряду причин:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в средней группе „Познавайка“» размещена в разделах
• помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностных рост и самореализацию;
• требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;
• проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно – адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.
Тему проекта выбрала не случайно, хотелось подвести итог, по изучаемой мною, на протяжении нескольких лет методической теме «Формирование познавательной активности у детей».
Мой проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он охвачен жаждой познания огромного мира. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Это даёт детям представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование. Главным доказательством этого является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни. Лев Семенович Выготский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.
Слайд «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
(Лев Семёнович Выготский)
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Слайд Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Срок: средней продолжительности.
Участники проекта : Дети, воспитатели, родители.
Цель проекта – Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи проекта :
1. Развивать инициативность, способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Развивать интерес к объектам природы и любознательность в процессе экспериментирования.
3. Научить детей вести наблюдения за объектами неживой природы.
4. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов неживой природы.
5. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
6. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
7. Повысить компетентность родителей в познавательном развитии дошкольников.
Предполагаемые результаты:
- Сформированность предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Сформированость умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, умения получать сведения об объекте в процессе его практического исследования.
Этапы реализации проекта
мероприятия цель срок реализации участники
I Подготовительный этап (октябрь 2018)
Изучение методической литературы Повышение уровня самообразования, организации познавательно-исследовательской деятельности детей Октябрь 2018 Педагоги
Анкетирование родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома» Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании у него познавательного интереса. Октябрь 2018 Педагоги, родители
Подбор, создание и оформление консультативного материала для родителей Просвещение родителей по данной теме. Октябрь 2018 Педагоги
Организация развивающей среды в группе - оформление уголка экспериментирования Создать необходимые условия для детского экспериментирования. Октябрь 2018 Педагоги, родители
Составление плана мероприятий с опорой на сетку ООД, подбор детской художественной литературы Планирование практических мероприятий по реализации проекта Октябрь 2018 Педагоги
Разработала картотеки «Опыты и эксперименты в средней группе», «Наблюдения за объектами неживой природы». Октябрь 2018 Педагоги
II этап- основной (практический) (ноябрь 2018 – январь 2019)
Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Способствовать желанию родителей принимать участие в поддержании интереса у детей к познавательно-исследовательской деятельности. Ноябрь 2018 Педагоги, родители
Образовательная деятельность «Ветер – ветерок» Продолжать знакомить детей с природным явлением формировать представления о ветре. Дать детям представление о необходимости воздуха для человека и животных; что воздух перемещается за счет ветра, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас. Ноябрь 2018 Педагоги, дети
Совместная деятельность детей и родителей «Изготовление вертушки» Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для познавательно-исследовательской деятельности Ноябрь 2019 Дети, родители
Наблюдение за ветром на прогулке с помощью вертушки Расширять представления детей о ветре. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. Активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, вьюга). Ноябрь 2018 Педагоги, дети
Познавательно-исследовательская деятельность «Дети машут - веером» Формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы. Ноябрь 2018 Педагоги, дети
Итоговое занятие по теме «Ветер, ветер, ты могуч» Закреплять знания детей о природном явлении - ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека. Ноябрь 2018 Педагоги, дети
Беседа «Воздух повсюду» Расширять представления детей о воздухе, его свойствах. Ноябрь 2018 Педагоги, дети
Познавательно-исследовательская деятельность «Надувание мыльных пузырей», «Надувание воздушных шариков» Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы (обнаружить воздух, доказать, что воздух, занимает место). Ноябрь 2018 Педагоги, дети
Образовательная деятельность «В гостях у Зимушки – зимы» Расширять представления детей о свойствах воды, ее состояниях. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Декабрь 2018 Дети, педагоги
Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды» Закрепить уже полученные ранее знания о воде и ее свойствах. Декабрь 2018 Дети, педагоги
Познавательно-исследовательская деятельность «Снег холодный и белый» Выявить свойства снега.
Декабрь 2018 Дети, педагоги
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов (постройки из снега) Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми, укреплять физическое здоровье воспитанников, развивать творческий потенциал детей. Декабрь 2018 Дети, родители, педагоги
Наблюдение за сосульками. Расширять знания детей о различных состояниях воды. Формировать навыки безопасности жизнедеятельности (сосульки могут быть опасны для человека). Декабрь 2018 Дети, педагоги
Аппликация «Сосульки» Учить передавать форму сосулек, отражать свои наблюдения в изобразительной деятельности Декабрь 2018 Дети, педагоги
Беседа «Как много интересного бывает зимой»
Развивать познавательную активность детей : устанавливать причинно – следственные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности. Декабрь 2018 Дети, педагоги
Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»
Продолжать расширять знания детей о различных состояниях воды. Познакомить детей с термометром, понятием «температура». Январь 2019 Дети, педагоги
Наблюдение за снежинками на прогулке Рассмотреть через лупу строение снежинок, объяснить детям, что одинаковых снежинок не бывает. Развивать любознательность и наблюдательность в процессе ознакомления с явлениями природы. Январь 2019 Дети, педагоги
Рисование «Такие разные снежинки» (кляксография с трубочкой) Учить рисовать снежинку, видеть красоту рисунка, выполненного одним цветом. Январь 2019 Дети, педагоги
Образовательная деятельность «Вода – источник жизни»
Закреплять знания детей о воде, о значении воды в жизни живой природы.
Способствовать развитию умения проводить исследования, добиваться результатов, обобщать результаты опытов. Воспитывать бережное отношение к воде. Январь 2019 Дети, педагоги
Беседы «Гололед», «Осторожно тонкий лед» Рассказать, о правилах безопасности в зимнее время - в гололед; учить детей по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть. Январь 2019 Дети, педагоги
Познавательно-исследовательская деятельность «Вода имеет форму!» Помочь детям опытным путем доказать что вода приобретает форму того сосуда, в который налита, развивать любознательность. Январь 2019 Дети, педагоги
Беседа «Как был наказан любопытный язычок» Научить заботиться о своей безопасности в зимний период (железные предметы зимой опасны, нельзя к ним прикасаться языком, губами) Январь 2019 Дети, педагоги
Совместная деятельность родителей и детей «Экспериментируем дома» Продолжать формировать у детей интерес к поисково -исследоветельской деятельности. Январь 2019 Дети, педагоги
Чтение детской художественной литературы: А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч!», Л. Воронкова «Снег идет», Я Аким «Первый снег», Расширять представления об объектах неживой природы средствами художественной литературы. Ноябрь 2018 – январь 2019 Дети, педагоги
III этап- заключительный (февраль 2019)
Игра – развлечение «Познавайки» Расширять знания и представления детей о неживой природе. Февраль 2019 Дети, педагоги
Итоговое анкетирование родителей Выявление уровня заинтересованности родителей в совместных занятиях с детьми по экспериментальной деятельности Февраль 2019 Дети, педагоги
Педагогическая диагностика (Диагностические ситуации «Что мне интересно?», «Что нам интересно?» - О. В. Афанасьева) Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности. Февраль 2019 Дети, педагоги
Круглый стол «Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников» Презентация проекта «Познавайка» Февраль 2019 Педагоги
На подготовительном этапе работы над проектом изучила необходимую литературу по данной теме, организовала развивающую предметно-пространственную среду, подобрала материалы и оборудование.
Составила план мероприятий с опорой на сетку ООД и подобрала детскую худ. литературу.
Разработала картотеки к данному проекту : опыты и эксперименты в средней группе; наблюдений за объектами неживой природы.
Подобрала и оформила консультативный материал для родителей.
Провела анкетирование родителей с целью выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. В результате анкетирования выявилась низкая степень участия родителей в поддержании познавательного интереса у детей, нежелание участвовать в экспериментальной деятельности ребенка. Поэтому, чтобы мотивировать родителей своих воспитанников к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми я провела родительское собрание на тему «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности», организовала посещение подителями занятий в группе, оформила наглядную информацию «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой», «Играя - познаем» в родительском уголке, привлекла родителей к созданию уголка экспериментирования в группе.
СЛАЙД - приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, и магниты;
- Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
- Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, проволка, деревянные, пластмасса, металлические предметы
- Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
- Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стеки, нитки.
Практический этап:
Приступив к выполнению практического этапа с детьми, я обратила особое внимание на то что, важно научить ребят способам добывания знаний. Ребёнок должен стать активным в выборе содержания своего образования. Необходимо поддерживать инициативу детей. Накопления ребёнком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области.
Детям интересно всё : сломать лёд на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер; встретить шмеля и послушать его жужжание и т. д. Доминирующим детским вопросом становится «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками». Почему трава зелёная? Почему ветер дует? Откуда берутся солнечные зайчики? Множество подобных вопросов ежедневно обрушивают малыши на оказавшихся под рукой взрослых и на меня в том числе. Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире.
Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Поэтому каждый раз старалась рассказать детям о том, чем мы будем заниматься на предстоящем занятии, заинтересовывать их. Побуждать их к выполнению тех или иных действий. В последствии, дети сами активно интересовались предстоящими мероприятиями, задавали интересующие вопросы, некоторые с нетерпением ждали опытов, экспериментов, интересных бесед и т. д. Радость, удивление, восторг испытывают дети, участвуя в процессе исследования.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем их к активной помощи. Так, например, было предложено родителям дома проделать ряд опытов с водой, опыт с водой разной температуры. Что растворяется в воде, а что нет. Опыты с цветом красочная лампа, радужная вода и т. д. Провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Сотрудничество с семьями детей не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Заключение
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и образовательный процесс на основе темы проекта, создать познавательную, безопасную, развивающую среду в группе, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь проект — это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Проект позволил разработать цикл мероприятий по познаваетльно-исследовательской деятельности по ознакомлению с объектами неживой природы (воздух, ветер, вода, обогатить развивающую среду группы - создана исследовательская лаборатория, где дети проводят простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.
Мы проводили опыты с воздухом, водой (льдом, ветром. Дети были в большом восторге от результатов своей деятельности и с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты.
Проведенная мною педагогическая диагностика показала, что почти у всех воспитанников сформированы предпосылки познавательной деятельности, дети сами инициируют наблюдения, задают вопросы.
С высоким уровнем развития - 27% (6 чел.) - дети видят проблему, пытаются выдвигать предположения, способы решения проблемы, стараются самостоятельно планировать деятельность, выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат. Стараются делать выводы.
Со средним уровнем – 64% (13 чел.) - дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно или с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Делятся своими суждениями с помощью взрослого.
С низким уровнем развития – 9% (2 чел.) - дети включаются в проблемную ситуацию, но активность быстро затухает. Боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия. Действуют хаотично, переводят экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Таким образом, результаты, предполагаемые мною в начале реализации проекта :
- Сформированность предпосылок поисковой деятельности, инициативы.
- Сформированость умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, умения получать сведения об объекте в процессе его практического исследования, в целом достигнуты.
Нам удалось заинтересовать и увлечь родителей. Анкетирование родителей по итогам проекта выявило положительную динамику роста заинтересованности родителей в совместных занятиях с детьми по экспериментальной деятельности, родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем-либо, поддержка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что не хватает времени на то, чтобы все убрать за ребенком.