Кузьмина Елена Леонидовна
Познавательно-исследовательский проект «Урал, мой край родной» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Урал, мой край родной»
Урал, мой край родной,
Поля, луга, красивые равнины.
Я опьянен такою красотой,
Воды весною полные лощины.
В лесах, разнообразье трав,
И ягод всех не перечислить.
А горы свои головы задрав,
Такую красоту не сразу и осмыслить.
Здесь удовольствие ходить в поход,
Считать на небе звезды, темно синем.
Такой приветливый у нас народ,
Зимою снег искрится, и красивый иней.
Здесь время года словно календарь,
Его сорвешь, меняется погода.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Урал, мой край родной“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
Зверью раздолье, как водилось в старь,
И родниковая вода, лекарственная особа.
Мой край родной, душа моя,
Проснешься с первыми лучами.
Любовью снова наполняюсь я,
Так будет на года,
И встречи с близкими друзьями.
Мария Мальцева
Тип проекта:
• По составу участников: групповой.
• По срокам реализации: 1 месяц.
• По основному виду деятельности: познавательно-исследовательский проект.
• Срок реализации проекта: с 14 по 31 октября 2019 года.
Цель: Приобщение детей к знаниям об истории и культуре родного края.
Задачи:
• Дать представления о богатстве родного края, о памятниках природы.
• Знакомить детей с писателями и поэтами родного края.
• Знакомить детей с русской народной культурой и традициями Урала. Пробудить в детях чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям.
• Формировать у детей представления к истории родного края, символике и достопримечательностям.
• Развивать бережное отношение и интерес к родному краю (природе).
• Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю.
• Воспитывать интерес детей к народному творчеству Урала, уважение к труду людей.
• Воспитывать чувство гордости за наших земляков – олимпийский чемпионов.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Актуальность
Мир XXI века, каким он будет? – во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознании детей будущих созидателей новой жизни.
Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Перед нами, стоит задача – помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка знания, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к родному краю.
Поэтому возникает необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализация проекта: «Урал, мой край родной».
Ожидаемые результаты
накопление группового мини-метод кабинета наглядных дидактических пособий по краеведению;
сформированы представления о родном крае, его истории и легендах, известных спортсменах;
расширены представления о природных памятниках и природных богатствах Урала;
развитие у детей интереса к русской народной культуре и традициям Урала;
освоение знаний о природе родных мест;
активное участие детей и родителей в выставках, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности;
пополнение знаний у детей и родителей об Уральском крае (г. Челябинск).
Реализация проекта
I. Подготовительный:
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Подбор презентаций, фотографий, плакатов.
Пополнение патриотического уголка коллекциями минералов, литературой о природе Южного Урала.
II. Основной:
Проведение
Создание альбомов «Волшебная книга природы» (времена года, «Мой родной город Челябинск», «Знаменитые поэты и писатели Урала».
Создание сборника книги «Волшебные сказки и сказы о Южном Урале».
Создание сборника стихов «Мой родной уральский край».
Оформление дидактических игр для патриотического уголка: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери герб и флаг», «Бабушкин сундучок», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
Выставка детских и семейных работ «Мой любимый край».
Выставка книг и портретов г. Челябинска.
III. Заключительный:
Участие во всероссийском творческом конкурсе «Люблю тебя, мой край родной».
Участие во всероссийском творческом конкурсе «Мой любимый город».
Перспективный план мероприятий
№ Тема Цель, задача
1 Беседа
«История возникновения г. Челябинска» Познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.
Беседа «Знакомство со сказами уральского писателя П. П. Бажова» Познакомить детей с великим сказочником Урала П. П. Бажова. Вызвать интерес к его творчеству.
Беседа «Русская народная культура и традиции Урала» Расширять знания о культуре и традициях русского народа. Вызвать интерес к русским традициям.
Беседа «Самые красивые места в нашем городе» Формировать патриотические чувства у детей. Воспитывать любовь к родному краю, его самым красивым местам и достопримечательностям.
Беседа «Уральские умельцы» Формировать представления детей об удивительной славе уральских мастеров. Знакомство с декоративной росписью; воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное отношение к труду мастеров
Беседа «История создания народной игрушки» Дать представление о народной игрушке, народных промыслах, воспитывать интерес к народному творчеству.
Беседа «Правила поведения на природе» Учить детей соблюдать правила поведения на природе.
2 Дидактические игры: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери герб и флаг», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
3 Подвижные игры: «Стрелок», «Липкие пеньки», «Дедушка Мазай», «У медведя во бору», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Ляпки», «Кот и воробей», «Иголочка, ниточка, узелок», «Горелки», «Золотые ворота», «Гори, гори ясно», «Плетень».
4 Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города.
5 Чтение художественной литературы: Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», р/н. сказки «Соловей - разбойник», чтение р/н. сказки «Иван царевич и серый волк», «Садко», «Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы); «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой); «Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого); «Заяц-хвастун» (обр. О. Капицы); «Царевна-лягушка» (обр. М. Булатова); «Рифмы» (авторизированный пересказ Б. Шергина); «Сивка-Бурка» (обр. М. Булатова); «Финист - Ясный сокол» (обр. А. Платонова).
6 Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок»
7 Работа с родителями:
папка-передвижка: «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»;
консультации: «Мой город – мой дом», «Игры нашего детства», «Потешки, прибаутки для детей», «Сказки рассказанные на ночь».
8 Создание альбомов «Волшебная книга природы» (времена года, «Мой родной город Челябинск», «Знаменитые поэты и писатели Урала».
9 Создание сборника книги «Волшебные сказки и сказы о Южном Урале».
10 Создание сборника стихов «Мой родной уральский край».
11 Пополнение библиотеки группы книгами, содержащими легендами и стихами поэтами и писателями Южного Урала.
12 Заучивание стихов и песен о Родине.
13 Рассматривание альбома «Уроки столового этикета», «Осень на Урале».
Рассматривание русского костюма; деревянной посуды; деревянных ложек.
14 Настольные игры: «Профессии».
15 Наблюдения: за природой на участке.
16 Сюжетно-ролевые игры «Ярмарка изделий народного промысла», «Семья», «В русской избе».
17 Просмотр видеофильма: «Морозко», «Золушка», «Финист – ясный сокол», «Добрыня Никитич», «Красная шапочка».