Марина Грицкова
Познавательно-исследовательский проект «Удивительная и загадочная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №27 «Колосок»
Познавательно-исследовательский проект
«Удивительная и загадочная соль»
Разработчик:
воспитатель
Грицкова М. А.
Сатис, 2021
Цель проекта : создать условия для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир в процессе поисковой деятельности.
Задачи:
- Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Удивительная и загадочная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Исследовать свойства соли опытным путём.
- Расширить представления о добыче соли.
- Развивать у детей стремление к познавательно-исследовательской деятельности.
- Развивать любознательность, мыслительную активность и творческие способности детей.
Актуальность:
Дошкольное детство - очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы. Вот и мы с девочками решили всё узнать о соли, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная.
Гипотеза:
При исследовании соли, дети расширят знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для наблюдений, проведения различных опытов и применение в детском творчестве.
Вид проекта :
Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.
Материалы для проведения проекта.
Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, микроскоп, прозрачные баночки, стаканчики, ложки, соль, яйцо, лёд, вода, краски.
Материал для творческой деятельности: картон, плотные чертежные листы,
клей ПВА, обычная и цветная соль.
- ИКТ- слайды в презентациях, иллюстрации, картотека опытов с солью.
Новизна и значимость проекта :
В процессе проекта дети узнают новые области применения соли и смогут использовать ее в разных целях:
- лечебных,
- консервировании,
- творческой деятельности.
Этапы работы над проектом :
I. Подготовительный этап.
- Совместное обсуждение с детьми плана деятельности: постановка цели, задачи для экспериментирования,
- Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно
экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов.
- Подбор информации по теме проекта, проведение бесед, отгадывание загадок, чтение литературы о том, какую роль играла соль в средние века.
- Просмотр презентации о добыче соли и применение её в разных областях.
- Рассматривание соли через лупу, микроскоп и сделав вывод, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная).
Из бесед с воспитателями и родителями дети много узнали интересного о соли. Оказалось, что добыча соли началась с древних времен. В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю.
Откуда она берётся? Нам рассказывали, что источниками соли являются моря и океаны. С древних времён соль добывали в залежах Мёртвого моря - оно считается самым солёным в мире. Также соль находится в природе в виде залежей - это каменная соль. Каменную соль добывают в горах в специальных карьерах. Мы выяснили, что соль бывает : поваренная, каменная, морская.
Наши мамы, бабушки рассказали и показали нам, что соль используется в приготовлении пищи, при солении и консервировании продуктов: овощей, грибов, рыбы, мяса, Соль обладает свойством убивать микробы и бактерии, поэтому продукты долго хранятся.
Вывод: соль не допускает гниения продуктов.
Во время экскурсии в медицинский кабинет медсестра нашего детского сада, рассказала, что с помощью соли лечат различные заболевания. Подсоленной водой можно полоскать горло при заболевании ангиной. Соленую воду закапывают в нос при насморке. Если принимать ванны с морской солью, то можно вылечиться от многих заболеваний.
Вывод: оказывается соль - лечебное средство.
В конце первого этапа интерес к изучению соли у нас возрос, и появилось желание провести опыты и эксперименты с солью.
II Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.
Для того чтобы исследовать свойства соли, мы провели несколько опытов: Опыт 1. «Эффект Мертвого моря»
Мы опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий солёный раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности.
Вывод: частички соли не дают утонуть яйцу, поэтому человек не может утонуть, плавая в воде с большим содержанием соли.
Опыт 2. «Соль - чистящее средство»
Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.
Вывод: соль действительно является чистящим средством!
Опыт 3. «Выпаривание соли»
Мы растворили соль в воде. Налили соляной раствор в ложку. Поместили ложку над свечкой (делали совместно с воспитателем) и нагревали до тех пор, пока вся вода не испарилась, на дне ложки осталась сухая соль в виде кристаллов.
Вывод: при нагревании соляного раствора вода испаряется, а кристаллы соли остаются на дне и стенках ложки.
Опыт 4. «Получение кристаллов»
Мы растворили соль в теплой воде, подсыпали соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Потом опустить в стакан веревочку, на которой будут образовываться кристаллы. Через несколько дней появились кристаллы. Вывод: Соль способна кристаллизироваться.
Проведя ряд опытов, мы узнали о свойствах соли. Соль это -
- вещество белого цвета, сыпучая,
- не имеет запаха,
- на вкус солено-горькая,
- при нажатии скрипит как снег,
- служит чистящим средством,
- растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной,
- в насыщенном солёном растворе яйцо не тонет,
- при испарении воды из солёного раствора остаются кристаллики соли.
- в солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной.
- окрашивается с помощью красок в разные цвета,
- можно использовать в изготовлении аппликаций и сувениров.
Самым интересным для нас стал эксперимент по выращиванию кристаллов. Мы проводили эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности мы уверенно и с интересом выполняли опыты, наблюдали, удивлялись своим находкам, делали выводы.
III Заключительный этап.
Для достижения своей цели мы:
• беседовали с воспитателями и родителями;
• посетили кабинет медицинской сестры;
• провели вместе с воспитателем и ребятами эксперименты;
• наша опытно-экспериментальная лаборатория полнилась образцами соли.
• познакомились с самыми разными способами рисования картин с использованием соли, научились делать поделки из соленого теста.
• самостоятельно вырастили кристаллы.
Результат.
В процессе проведённой работы мы много интересного узнали о соли, обобщили и расширили свои знания о ней. Теперь мы знаем, какие виды соли бывают, как добывают и где используют и делаем вывод: соль - единственное вещество, которое человек употребляет в пищу. Она не только улучшает вкус многих блюд, но и полезна и даже необходима для здоровья. Это единственный продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь невозможна. Также мы убедились в том, что самые простые и знакомые нам вещества могут быть необычными и удивительными
Список литературы
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2007 г.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» М. ,
2006 г.
3. Детская энциклопедия «Всё обо всём».
4. Иванова А. И. «Живая экология» М., 2006 г.
5. Интернет-ресурсы.