Ольга Гайнутдинова
Познавательно-исследовательский проект «Загадочный лёд и снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Тип проекта : Исследовательски – творческий
Участники проекта : Воспитанники подготовительной группы, дети, родители
Сроки краткосрочный
Продукт проекта : Альбомы со снегом и льдом
Актуальность
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особое место занимает опытническая деятельность. Опытническая деятельность позволяет ребенку создавать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях. Маленький человек, познавая мир, должен все попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Загадочный лёд и снег“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Проекты. Проектная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
1. Опыты используются для ознакомления детей со свойствами живой и неживой природы, а так же со свойствами предметов (железо, стекло, пластмасса, ткань, бумага, некоторыми физическими явлениями (статическое электричество, природными явлениями (возникновение радуги, извержение вулкана) .
2. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача ставится взрослым. Она должна быть правильно и конкретно поставлена.
3. Опыт может проходить как длительное время (выяснение необходимости влаги, света для растений, выращивание растения из семени, так и кратковременное наблюдение (превращение снега в воду, воды в пар). Заключительным моментом опыта является формирование и фиксация выводов на основе полученных результатов.
Для всестороннего развития личности ребёнка важно с детских лет знакомить его с поисково-познавательной деятельностью. Важно направить интерес ребёнка для осуществления поиска необходимой ему информации и способах достижения цели исследований.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.
Задачи:
Обучающая: Продолжать формировать знание дошкольников о зиме. Формировать начальное представление об экспериментировании со снегом и льдом. Познакомить детей со свойствами льда и снега. Активизировать и расширить словарный запас детей (прозрачный, бесцветный, хрупкий, рыхлый). Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива. Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу, уметь слышать и слушать педагога.
Развивающая: Развивать познавательную активность, мышление. Развивать чувство прекрасного через прослушивание звуков природы и просмотра картин в ходе проведения образовательной деятельности. Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитывающая: Воспитывать интерес к познанию природы. Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе. Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию и соблюдения правил поведения при проведении опытов, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный
Разработка плана реализации проекта.
Подбор методической литературы.
Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта.
Вовлечь родителей в проектную деятельность.
2 этап. Практический
Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – снегом, льдом и водой.
Подбор подвижных и речевых игр.
Составление и создание опытов, экспериментов со льдом, снегом.
Наблюдения на прогулке.
Проведение беседы о свойствах льда и снега.
Заучивание стихов про снег, лёд.
3 этап. Заключительный. Продукт проекта.
Чтение художественной литературы:
И. Суриков «Зима»; Русская народная песня «Как на тоненький ледок…», О. Высоцкая «Снежный кролик»; С. А. Есенин «Белая береза»; В. Берестова «Гололедица»; А. Усачева «Снежинка»; Русские народные сказки: «Два мороза», «Морозко», К. Д. Бальмонт «Снежинка»; А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»; В. Донниковой «На катке»; И. Бунин «Первый снег»; разгадывание загадок.
Словесные игры
Пальчиковая игра: «Как на горке снег,снег (по стих. И. Токмаковой, «Что мы делали», «Зайка беленький сидит», «Снежки лепили», «Снежинки».
«Как на ёлке снег" «Из чего- какой» (горка из снега -снежная, «Скажи наоборот» Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».
Подвижные игры
«На полянку, на лужок выпал беленький снежок»; «Снег, снег белый снег»; «Два мороза», «Мороз красный нос», «Снеговик шагает по лесу»; «Санный круг»; Народные хороводные игры: «Снежная карусель», «Метелица», «Что нам нравится зимой». Игровые упражнения «Скольжение по ледяным дорожкам».
Игры со снегом и льдом на прогулке : «Постройка снеговиков и крепость»; «Метание снежков»; «Снег, снег кружится»; «Снежный ком».
Наблюдения
За зимними природными явлениями (снег, снегопад, лёд, гололед);
За зимним небом (снеговые тучи, белые пушистые облака);
За сугробами на улице. За образованием сосулек. За оттепелью.
Рассматривание иллюстраций
«Природные явления», «Рассматривание снежинок», «Рассматривание инея», «Зимние забавы».
Дидактические игры:
«Когда это бывает»; «Наоборот»; «Земля, вода, и воздух»; «Собери снеговика»; «Что зимой бывает?», «Выполни рисунок», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Что прячется за сугробом».
Беседы: «Осторожно, гололед», «Как много интересного зимой», «Что будет, если одеться не по погоде».
Беседа о свойствах снега; Беседа о правилах поведения на улице зимой; «Лед – опасность»; «Снег и его свойства», «Узоры на окнах».
Опыты и эксперименты со снегом и льдом.
«Прозрачность льда»; «Белый ли снег»; «Свойство снега»; «Таяние и замерзание воды»; «Снег и лёд»; «Воздействие соли на снег», «Цветной лед», «Замерзание мыльного пузыря».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование
«Зима», «Снежинка», «Деревья в инее», «Что можно сделать из снега», «На катке», «Зима в городе».
Аппликация
«Пушистые снежинки», «Снеговик», «Зимний лес», «Вырезание из бумаги «В городе зима».
Лепка
«Елочка зимой», «Снежная баба», «Снежинка», «Катание на санках».
Слушание
«Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Консультация для родителей: «Закаляйся»; «Экспериментируем дома -опыты со льдом и снегом», «Осторожно, лед», «Поиграйте с детьми».
3 этап. Заключительный. Продукт проекта.
• Альбом опытов, экспериментов, наблюдений.
• Картотека «Стихи, загадки о зимних явлениях природы»
• Выставки поделок и рисунков на тему проекта.
• Презентация проекта
Список используемой литературы.
1. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» (старшая группа).
2. С. Н. Николаева «Юный эколог»
3. Т. Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке»
4. В. А. Дергунская, А. А. Ошкина «Игры-эксперименты с дошкольниками»
5. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
6. Н. А Рыжова «Исследования природы в детском саду» 1 часть.
7. К. Ю. Белая «Образовательные проекты в детском саду»
8. Автор: Минакова М. С. Организация опытно — экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.