Сидорова Юля Ильинична
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Маленькие исследователи» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, педагоги.
Тип проекта : групповой; краткосрочный; познавательно-исследовательский.
Материалы и оборудование: Уголок по экспериментированию, наборы и оборудование для опытов, картотека опытов.
Публикация «Краткосрочный познавательно-исследовательский проект „Маленькие исследователи“ для детей средней группы» размещена в разделах
Цель проекта : Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.
Задачи:
Для детей :
• Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
• Формировать познавательные действия, становление сознания
• Развивать познавательный интерес детей.
• Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
• Воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе.
Для родителей:
• Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
• Привлечь родителей к выполнению совместных заданий с детьми по проекту.
Для педагогов:
• Развитие творческого потенциала ребенка;
• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Для детей : Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Материально – техническая база:
• уголок экспериментирования в групповой;
• видеотека: видеозаписи экспериментов и опытов;
• презентации по проекту;
• фонотека: музыкальное сопровождение экспериментов и опытов.
Методическое обеспечение:
• демонстрационный материал: иллюстрации;
• тематические картотеки: «Стихи», «Загадки», «Пальчиковые игры»; дидактические и словесные игры.
Актуальность проекта :
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего,
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума».
(В. А. Сухомлинский)
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
• Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач.
• Подбор методической литературы.
• Анкетирование родителей. Оформление консультативного материала для родителей.
• Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
• Составление плана работы по проекту.
Основной этап (практический)
Беседа «О свойствах
воздуха» Знакомить детей с воздухом.
Дидактическая игра «Воздушный шарик» дети надували шарики, чтобы они становились упругими. Воспитатель с помощью этой игры, показывал детям, что внутри шарика находиться воздух.
Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность
Опыты с воздухом: «Воздух невидимка»; «Как поймать воздух?»; «Воздушный шар».
Игра-эстафета с воздушными шарами, вертушками, мыльными пузырями.
Беседа «О свойствах мокрого и сухого песка». Развивать познавательную и речевую деятельность детей.
Игра с песком «Пропусти через сито». Помочь в изучении свойств сырого и сухого песка, в совершенствовании конструктивных умений.
Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки». Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы.
Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей.
Презентация «Ходят капельки по кругу»
Чтение рассказа Д. Перина «Живая вода»
Опыты с водой:«Окрашивание воды», «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду», «Как вытолкнуть воду?», «Куда делась вода?»
Экспериментирование «Переливание воды». Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному.
Беседа «Свойства воды». Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.
Чтение стихотворения Б. Заходера «Течет река».
Отгадывание загадок, заучивание потешек, стихов о воде, чтение текстов из энциклопедий с рассматриванием иллюстраций.
П/и «Ручеек», «Мы–капельки»,
Беседа «Магнит – фокусник»- Познакомить детей с магнитом.
Опыты:«Притягиваются – не притягиваются»; «Взаимодействие двух магнитов» «Магнитные свойства можно передать обычному железу».
Просмотр мультфильма «Использование магнита в медицине, технике, быту, группе»
Фокусы: «Как достать иголку со дна стакана, не замочив рук?»
Игры с магнитами.
Привлечение родителей к оформлению стенгазеты
«Маленькие исследователи»
Консультация для родителей: «Как прекрасен этот мир!»
Анкетирование «Экспериментальная деятельность и ваш ребёнок»
Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Заключительный этап
Оформление коллажа «Маленькие исследователи»
Презентация проекта.
Фотоотчёт.
Литература:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/22/proekt-v-sredney-gruppe-yunye-issledovateli
2. https://multiurok.ru/index.php/files/proekt-iunye-issledovateli.html
3. https://doshkolnik.ru/okr-mir/15584.html
4. https://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimenty-volshebnica-voda.html
5. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов — М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 — 77 с.
6. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. / В. А. Деркунская — М. : Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.
7. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир— М. : Педагогическое общество России, 20013. — 80 с.