Пьянкова Любовь
Познавательно-исследовательский проект с детьми средней группы «Деревья — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Кадуйский муниципальный округ «Детский сад № 12 «Родничок»
Познавательно - исследовательский проект
с детьми средней группы на тему :
«Деревья - наши друзья»
Воспитатели:
Пьянкова Любовь Павловна
Головашова Ольга Геннадьевна
Девиз проекта :
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Выше, выше деревце над землей расти.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект с детьми средней группы „Деревья — наши друзья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Пусть услышат веточки детский голосок
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Актуальность
Экологическое образование ребенка дошкольника начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день. Повсеместно нас окружают деревья, они растут, с ними растут и дети. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле, ведь деревья – это легкие Земли, источник кислорода, а значит, источник здоровья. Однако дошкольники, воспринимают дерево как обычное явление, не подозревая, какой огромный и интересный мир скрывается за ним, играя, ломают ветки деревьев, рвут листья, обдирают кору. Зачастую такое небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта.
Участие детей в проекте «Деревья - наши друзья» позволит максимально обогатить знания и представления о деревьях и их свойствах. Ведь люди, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа
Давайте же сердца ей отдадим!
Формулировка проблем: «Что дают деревья для жизни людей : пользу или вред?
«Нужны ли деревья вообще?»
Цель проекта : Формирование у детей представлений о деревья, как о живых объектах и объектах необходимых для жизни человека.
Задачи проекта :
1. Формировать устойчивый интерес детей к познанию мира природы.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к окружающему миру, интерес к экологической деятельности, любознательность.
3. Расширить знания о деревьях : особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
4. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
5. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.
6. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
7. Развивать познавательные и творческие способности детей.
8. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
Задачи воспитателя по работе над проектом :
1. Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
2. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
3. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
4. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
5. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Тип проекта :
познавательно - исследовательский.
краткосрочный – с 15 сентября по 15 октября 2017 года.
Участники проекта : дети средней группы «Угадайка», родители, воспитатели
Предполагаемый результат:
Дети:
• научатся различать, узнавать и называть дуб, клен, березу, рябину, ель, сосну и их плоды;
• разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,
• появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
Родители:
повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.
Воспитатели: накопление практических навыков проектной деятельности.
Методы и приё мы: наглядные, словесные, игровые, практические:
• наблюдения,
• рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,
• беседы,
• чтение художественной литературы,
• заучивание стихов, пословиц,
• игры,
• опыты.
• экскурсии,
Продукт проектной деятельности :
• выставка творческих работ детей;
• создание гербария «Деревья и кустарники нашего края»;
• систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья»,
• коллективная работа «Чудо-дерево»,
• выставка предметов из дерева
• разработанные рекомендации и консультации для родителей;
• интеллектуальная игра «Знаешь ли ты деревья?», созданная с использованием интерактивных технологий
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
2. Подбор методической литературы для реализации проекта;
3. Подготовка предметно-пространственной развивающей среды.
4. Подбор опытно – экспериментальная деятельность.
5. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
II. Основной этап:
• Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели по осуществлению проекта «Деревья наши друзья».
• Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
1. Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира.
1. ОД «Деревья, которые нас окружают».
2. ОД «Что растет в лесу?».
3. ОД «Деревья-наши друзья»
4. ОД «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
5.«Как появляются деревья» (презентация)
6. ОД «Почему нужно беречь и охранять деревья»
7. ОД «Деревья в жизни человека»
8. ОД «Как березу использовали в древности»
Опытно - экспериментальная и исследовательская деятельность.
1. Опыт «Корень – устойчивость дерева».
2. Исследование «Кора разных деревьев».
3. Опыт «Кораблик путешествия» (свойства дерева).
4. Исследование «Измеряем толщину дерева»
5. Опыт «Ветка тополя в воде».
6. Опыты с различным материалом (дерево, резина, стекло, железо, пенопласт, пластик)
7. Развлечение «Приключения Буратино» (сравнение свойств дерева и металла)
Дидактические игры 1. «Угадай дерево». 2. «С какого дерева листок?». 3. «Четвертый лишний». 4. «Детки с какой ветки?». 5. «Так бывает или нет?». 6. «Подбери пару».
2. Образовательная область «Речевое развитие»
Беседы с детьми
«Здравствуй, дерево!»
«Что мы знаем о деревьях»
«Какие деревья растут на участке»;
«Как деревья помогают человеку»;
«Как появляются деревья»;
«Как родился листок у дерева»
«Почему нужно беречь и охранять деревья»
Творческое рассказывание детей по темам
«Мы гуляли на участке»
«Что я видел в парке?»
Словесные игры
«Опиши, я отгадаю»
«Вспомни – назови»
«Один – много»
«Подбери действие».
Ознакомление с художественной литературой
1. И. Семенова «Березка»,
2. О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель»,
3. А. Прокофьев «Наш лесок»,
4. М. Ивенсен «Ёлочка»,
5. И. Токмакова «Ива»,
6. П. Воронько «Липка»;
7. Заучивание: П. Воронько «Берёзка».
3. Образовательная область. Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры
«Магазин семян»
«Путешествие в лес»
Игры – драматизации
«Лесная история»
«Сказки старого дуба»
«Волшебный лес»
Настольно – печатные игры
«Времена года»
«Деревья наших лесов»
«С какого дерева листок»
«Ветки и детки»
«Сложи дерево»
Трудовая деятельность
- уход за деревом, уборка сломанных веток на участке
- уборка опавшей листвы
- оказание помощи в случае необходимости (подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки и др.)
Беседы по ОБЖ
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»
«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»
«Как вести себя в лесу?»
4. Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие
Аппликация
«Березка»
«Деревья летом и осенью»
Коллективная аппликация с использованием природных материалов
Рисование
«Дерево»
«Пейзаж»
«Елочка»
«Ветка рябины в вазе» (коллективное рисование)
«Сказочное дерево»
Лепка
Декоративная лепка «Гроздь рябины спелой»
«Дубок» (пластилинография)
Коллективная работа: «Чудо-дерево».
Прослушивание музыки:
запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении:
Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
Пение
«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой
«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой
Досуги, развлечения
«Час загадки»
«Деревья мы сажаем, наш садик украшаем»
«КВН «Деревья родного края»
Викторина на «Международный день леса» (21 марта) Тема «Друзья леса»
Физкультурно – экологический досуг «День здоровья в лесу» Праздник для детей «День рождения леса»
Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года :
И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «В сосновом бору», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;
5. Образовательная область. Физическое развитие
Подвижные игры
«Поймай листок»
«1,2,3 к дереву беги»
«Найди пару»
«Кто быстрее добежит через препятствие к дереву»
Физкультминутки
«Клён»
«Листопад»
«Ветер дует нам в лицо»
«Береза»
Пальчиковая гимнастика
«Листья»
«Деревья»
«Елка»
«Собираем листики»
Мероприятия по работе с родителями:
1. Стендовая информация для родителей по теме проекта
2. Рекомендации: «Чем занять ребенка на прогулке?»
3. Консультации: «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка», «Влияние природы на духовное развитие ребенка», «Будем любить, и беречь природу»
4. Совместная творческая деятельность: выставка творческих работ из природного материала «Лесная фантазия».
5. Акция «Подари книгу о природе»
6. Папки – передвижки «Прикоснись к природе сердцем», «Прогулки в природу – основа здоровья ребенка»
7. Издание мини –книжки «Узнай дерево»
8. Создание коллекции «Семена деревьев»
9. Привлечение родителей к акции «Наш лес. Посади свое дерево»
III. Заключительный этап
• Подведение итогов проекта
• Оформление выставки «Берегите деревья».
• Презентация проекта «Деревья наши друзья»
• Оценка достигнутых результатов.
Перспектива:
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной посадка молодых саженцев деревьев на территории детского сада совместно с родителями и уход за ними.
Собрали схему изменения листа от зеленого до коричневого сухого.
Презентация проекта прошла в форме создания мини-музея «Опавшие листья». На презентацию пригласили Березку — был изготовлен макет дерева, который внесли в группу. Вместе с родителями дети создали разделы музея: «Одеяло из листьев», «Листья для художника», «Кому нужны опавшие листья», «Листья — вкусная еда», «Листья лечат», «Волшебное превращение листьев». Главная проблема — куда деваются листья — была детьми решена. При организации просмотра выставки Березка поблагодарила за интересный ответ на её вопрос. Сразу была определена новая проблема «Что же нужно Берёзке для её жизни»?
«Паспорт нашего дерева» Здесь указываются общие данные: возраст дерева (старое, молодое, его высота, «ширина» (диаметр ствола, «соседи» наличие молодых деревьев того же вида или его отростков «деток», гнезд на дереве.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Знакомимся с деревом
1. Предложить детям познакомиться с новым другом поближе. Хорошо ли они знают свое дерево?
2. Какой высоты дерево? Выше или ниже детей? Толще или тоньше?
3. Какова ширина (диаметр) дерева?
4. у детей есть друзья, знакомые, соседи. А у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? И т. д.
Изучаем листья
1. На дереве много листьев или мало? Густая крона у нее или нет?
2. Может ли тень нашего дерева двигаться?
3. Исследование листьев: погладить руками сверху, снизу. Какой он?
4. Как прикрепляется лист к ветке? И т. д.
Изучаем кору и ствол
1. Предложить детям найти место, где ствол самый широкий, а где самый узкий?
2. Погладить кору. Какая она?
3. Есть ли на дереве дупла или трещины?
4. Есть ли на коре вашего дерева следы, оставленные человеком?
Изучаем цветки
1. Отметить время появления первых почек, из которых потом вырастут цветки.
2. Цветки нашего дерева заметны из далека? Или вы нашли их не сразу?
3. Чем пахнет цветок? Когда запах сильнее перед дождем или после? Ит. д.
Изучаем корни
1. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле?
2. Если дерево старое, обследуйте прилегающие к нему участки. Може быть вы обнаружите, что некоторые корни выходят на поверхность земли и т. д.
Изучаем плоды и семена
1. Поищите под деревом его семена. Какие они? Легкие, тяжелые? Большие, маленькие?
2. Использует ли их как нибудь человек семена, плоды таких деревьев как ваше? Для чего? И т. д.
Изучаем животных
1. Какие животные (птицы, звери, насекомые) посещают наше дерево в разное время года?
2. Детально с лупой обследуйте кору, листья, цветы. Каких насекомых вы обнаружили? И т. д.
Изучаем почву
1. Каждую осень с дерева падают листья, куда они исчезают, если люди их не убирают?
2. «Покормите» свое дерево : закопайте под ним остатки кожуры овощей, фруктов, яичную скорлупу, птичий помет. Для чего это делается? И т. д.
Изучаем снег
1. Отметьте дату, когда од вашим деревом появился первый снег.
2. Измерьте глубину снега.
3. Понаблюдайте, где снег растает раньше, под деревом или на открытом месте? Почему и т. д.
Дождь и иней
1. Опыт с использованием дождеметра.
2. Любит ли ваше дерево дождь? Может ли он напоить растение? Меняется ли после дождя цвет листьев, коры, их запах? И т. д.
Отчет о проделанной работе по проекту : «Деревья – наши друзья» Реализация содержания проекта.
Данный проект реализовывался тремя основными этапами.
На первом этапе была поставлена проблемная ситуация: разрабатывались дидактические игры, осуществлялось чтение и подбор литературы, планировались экскурсии и наблюдения. Срок осуществления реализации данного проекта осуществлялся 3 месяца.
На втором этапе необходимо было расширить представление о деревьях нашего края. Для этого проводились занятия на тему: «Деревья – наши друзья». Проводились беседы на тему «Деревья нашего участка и наших лесов», наблюдения за деревьями : елью, рябиной, березой, дидактические игры: «Найди листок», «Собери дерево», «В гостях у Лешего» и др.
И на третьем завершающем этапе проводилось представление продукта деятельности. Осуществлялась презентация для родителей в виде газеты «Я и Мир», открытое занятие «В гостях у Лесовичка», презентация проекта для педагогов «Деревья – наши зеленые друзья».
Поисковая деятельность.
Изготовление родителями вместе с детьми гербариев из листьев деревьев, которые были представлены в данном проекте.
Результат реализации проекта у детей.
В ходе реализации данного проекта удалось :
1. Сформировать у детей знания о характерных особенностях деревьев Алтайского края (березы, дубы, сосны, ели).
2. Закрепить понимание детьми насколько опасно для всего живого нерациональное использование природных ресурсов.
3. Сформировать понимание значения для человека и животных.
4. Дать представление как вести себя на природе.
5. Развить у детей познавательную активность, духовно-нравственный потенциал, гуманное отношение к природе в целом.
Результат реализации проекта у родителей.
В ходе реализации данного проекта удалось :
1. Сформировать у родителей понимание всей важности формирования экологического воспитания у детей.
2. Настроить на понимание необходимости продолжения формирования экологических знаний у своих детей.
3. Вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепить в заинтересованности, в сотрудничестве с детским садом.
Результат реализации проекта у педагогов.
В ходе реализации данного проекта успешно удалось :
1. Систематизировать и обобщить знания, имеющиеся у педагогов по данной теме.
2. Пополнить предметно развивающуюся среду.
Отчет по проекту «Деревья наши друзья».
Каждый ребенок участвовал в проекте с желанием, проявляя инициативу; рассказывали о бережном отношении к дереву, о дружбе с ним; старались обнять его, шепнуть. У детей появились высказывания: «буду ухаживать за всеми деревьями», «нельзя обижать деревья», «чтобы не было скучно, надо с деревьями разговаривать», «посадим много деревьев и нам будет лучше». Дети запомнили правила поведения в природе, научились их соблюдать. В ходе реализации возникли и затруднения: мало методических разработок по экологически-ориентированной проектной деятельности; недостаточно материала по краеведению, доступного для дошкольников, у детей бедный словарный запас.