Татьяна Полякова
Познавательно-исследовательский проект «Разноцветная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
«Разноцветная осень»
Воспитатель: Полякова Т. В.
1. Паспорт проекта
Сроки реализации: краткосрочный (сентябрь)
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
2. Целеполагание проекта.
Цель проекта : расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Разноцветная осень“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
•продолжать углублять представления об изменениях в природе осенью;
• развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечь внимания к окружающим природным объектам;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»; «Дары леса»;
• расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
• воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
3. Ожидаемые результаты реализации проекта :
Ребенок:
• углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
• Пополняет словарный запас;
• развивает навыки общения и выразительность речи, пространственную ориентацию;
• стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
• разнообразит способы сотрудничества;
• развивает художественно-творческие навыки.
4. Актуальность:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав; через экскурсии в огород, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, селе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
5. Этапы проекта
1 этап: подготовительный:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с / р игр с детьми. Подбор песен, музыкальных игр, стихов связанных с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями: Оформление выставки работ из овощей, принесённых родителями по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Совместное с детьми изготовление поделок из овощей для выставки «Овощное чудо».
2 этап: основной:
Мероприятия по работе с детьми:
- Чтение художественной литературы
- Просмотр мультфильмов
- Беседы
- разработка конспекта «По следам осени»
- Рассматривание альбомов и картин
- Наблюдение
- Экспериментирование
- Сбор природного материала
- Рисование
- Аппликация
- Лепка
- Конструирование
- Дидактические игры
- Пальчиковые игры
-Музыка
3 этап: заключительный:
Награждение участников конкурса чтецов на лучшее стихотворение об осени.
Поощрение участников выставки «Овощное чудо»
Конкурс чтецов на тему "Золотая осень".
Подведение итогов.
6. Поэтапный план реализации проекта
План мероприятий по реализации проекта
№ п/п Мероприятия Работа с родителями
1. Беседы: «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты»,
«Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы»,
«Осенний лес»,
«Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;
«Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;
- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они - цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»
Коммуникация Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в огороде?»
- участие в выставке работ на тему «Дары осени», подборка иллюстраций, литературы;
- разучивание стихотворений об осени;
- подготовка для родителей экологической газеты «Осенние новости»
- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;
Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;
- Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);
- Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
- Конкурс семейных поделок из даров осени «Дары осени»;
2. НОД Открытое занятие «По следам осени» (приложение конспект)
ФЭМП: д / и «Выложи узор из листьев», «Посчитай сколько…», «Где спрятались листочки», игры с палочками Кюизенера
Ознакомление с окружающим:
«Осенний лес. Дары леса», «Овощи и фрукты», «Приметы осени»,«В гости к осени», «Лесные жители осенью», «У бабушки в деревни».
3. Игры:
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Магазин «Овощи и Фрукты». Игра-пантомима «Был у зайца огород». (Приложение 1) Кукольный спектакль «Корзинка Осени». (Приложение 2)
Дидактические игры: «Перфокарты по экологии»,«Собери урожай», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Две корзины», «Целое - часть»,
«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,
«Знатоки осенней природы», «Парные картинки».
Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме»;
Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что к чему…»,
4. Продуктивная деятельность с детьми;
Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Идет дождь».
Лепка: «Фрукты», За грибами в лес осенний», «Осенний ковер», «Овощи».
Аппликация: «Тарелочка с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.
Конструирование: «Грибок» (из бумаги, «Осенний ковер» (природный материал).
Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей, грибов и фруктов из пластилина, изготовление стрекозы из пластилина и природного материала.
Труд. Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Сбор природного материала на прогулке.
Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Сбор гербария.
Чтение художественной литературы. Рассказы, пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени : Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…».
Чтение детям: И. Соколов - Микитов «Листопадничек».
Художественное творчество.
Музыка Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".
Культурно - досуговая деятельность: Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени;
оформление выставки поделок: «Овощное чудо».
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Рассматривание картин И. Левитана «Берёзовая роща» и «Золотая осень»
7. Заключение
Продукт проекта :
• Выставка поделок из овощей «Овощное чудо»
• Конкурс чтецов «Разноцветная осень»
8. Список литературы:
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры и задания по чудо – воспитанию. Весёлый этикет для детей и их родителей».
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий для детского сада». 3. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДУ.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Средняя, старшая, подготовительная группы».
5. Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок».
6. Мартынова С. М. «Овощи + фрукты + ягоды» = Здоровье.
7. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
8. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми». 9. Соломенникова О. С. «Формирование элементарных экологических представлений».
10. Серия книг Шорыгиной Т. А. «Фрукты, овощи, деревья».
11. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме Осень.