Ольга Артемова
Познавательно-исследовательский проект ’Какой он — волшебный мир пчелы’’
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект ’’ Какой он - волшебный мир пчелы’’
• Вид проекта : информационно - познавательно- исследовательский
• Тип проекта : групповой, исследовательский, краткосрочный
• Продолжительность: 10мая -20мая
• Участники: воспитатель, дети, родители
Проблема: в ходе беседы, почему наша группа называется именно «Пчелки», выяснилось, что знания дошкольников о пчелах очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Какой он – волшебный мир пчелы?»
Публикация «Познавательно-исследовательский проект ’Какой он — волшебный мир пчелы’’» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Темочки
Актуальность: Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологической позиции личности. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, познавательная, исследовательская деятельность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей.
Цель проекта : исследование особенностей строения, образа жизни пчёл, истории возникновения пчеловодства и его продуктов в целях экологического образования и развития познавательной активности.
Исходя из выше представленной цели, мы выделили ряд задач:
1. Сформировать у детей элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни); об истории пчеловодства, продуктах пчеловодства.
2. Развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность воспитанников.
3. Способствовать развитию связной речи. Расширять активный словарь детей словами: трудолюбивая пчела, улей, нектар, пыльца, соты, пчеловод, матка, трутень, рабочая пчела, маточное молочко, бортничество, колода, дуплянки, прополис, перга, вощина.
4. Воспитывать любознательность, интерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью пчел.
Предполагаемые результаты: Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы, знания об истории пчеловодства, строении пчелы, местах ее обитания, жизнедеятельности. Сформированы представления о роли пчел природе, полезных свойствах меда. Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде, расширение кругозора и экологических представлений во время реализации проекта.
Основные формы реализации проекта :
-игровая деятельность
-работа с познавательной литературой
-составление альбома
-продуктивная деятельность
-чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений, фольклора
-работа с родителями
-театральные этюды
-прослушивание песен
-просмотр презентаций, мультфильмов
-экспериментирование
-гимнастика пробуждения
-дыхательная гимнастика
План реализации проекта
Этап Форма работы
1 этап Подготовительный Формулировка проблемы, постановка цели, введение в игровую ситуацию
2 этап Основной Решение задач проекта через реализацию образовательных областей, организация продуктивной деятельности
3 этап Итоговый Подготовка продуктов деятельности к презентации проекта
4 этап Рефлексия Самоанализ деятельности, обмен впечатлениями
Реализация проекта
I этап: Подготовительный
Подбор литературы, содержащей информацию о пчелах; подбор детской художественной литературы, демонстрационного материала, видео и аудио материала, подбор игрового материала.
II этап: Основной
Речевое развитие:
артикуляционное упражнение «Пчела».
Чтение:
М. М. Пришвин «Цветущие травы»
В. В. Бианки «Теремок», «Кто, где живет»
Энтин «Врач по имени пчела»
К. Паустовский «Пчела и муха»
Ушинский «Пчелки на разведках»
Т. Дашкевич «Маша- пчелка», «Про добрую пчелку».
С. Иванов «На пасеке»
А. А. Милн «Винни Пух»
Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы».
Н. Абрамцева «Сказка о веселой пчеле».
А. И. Кицак «Пчела Жужа», «Кто в домике живет».
Журнал «Ее величество пчела» («Как пчелы умеют защищаться», «Сказка о пчелке»).
А. Ф. Воронова «Солнечный денек»
Сказки русские народные:«Козел», «Пчела и заяц» Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем».
Пословицы, поговорки, загадки, фольклор.
Б. Заходер «Про все на свете»
Стихотворения о пчелах поэтов : Л. Алейникова, С. Черный, Е. Французова, С. Островский, В. Зубков, С. Бахрушина, С. Маршак, А. Барто.
Познавательное развитие :
Беседы: «Что ты знаешь о пчелах?», «Продукты пчеловодства», «Жизнь пчелы», «Пчела наш друг, пчела- враг?», «Кто такой пчеловод?», «История пчеловодства».
Занятие «Маленькая, трудолюбивая всех медом угощает»
Занятие «Медовое путешествие»
Развлечение «На лесной полянке»
Занятие «Путешествие к пчелам»
Экспериментирование «Рассматривание пчел через лупу», рассматривание и сравнение вощины и сот, рассматривание пыльцы, прополиса, наблюдение за свойствами воска.
Социально – коммуникативное развитие:
Встреча с пчеловодом.
Рассказы об истории пчеловодства, о жизни пчел, о продуктах пчеловодства, о строении пчел.
Знакомство с натуральными продуктами пчеловодства.
Рассматривание картинок на тему: «Какой он - волшебный мир пчелы»
Познавательная минутка «Интересные факты о жизни пчел»
Экскурсии в библиотеку, в магазин, аптеку.
Просмотр мультфильмов:
«ПчелаМайя»
«Жизнь пчел в пчелином улье»
«Пчелография. Земной шар на ниточке»
«Лунтик»
«Маугли»
«Винни-Пух»
Просмотр презентаций: «Кое-что о пчелах», «Эти удивительные пчелы», «Роль пчелы. Пчела - общественное насекомое»
Дидактические игры: «Отгадай насекомое», «Звукоподражание», Цепочка слов. Насекомые», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Насекомые», «Кто больше всех назовет продуктов пчеловодства»
Художественно-эстетическое развитие:
Нетрадиционное рисование «Дикие пчелы» (коллективная работа)
Изготовление атрибутов для дыхательного упражнения «Отправь пчелку в полет за нектаром»
Рисование «Пчелка Майя», «Это улей - в нем живет удивительный «народ»
Лепка «Пчелка на пасеке»
Конструирование макет «Пчелки в улье»
Слушание аудиозаписей:
Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля»
П. И. Чайковский «Вальс цветов»
Сыновья России «Кто пчелок уважает»
Песенка из мультфильма «Пчела Майя», «Пчела».
Звуки природы, рой пчел.
Физическое развитие:
Русская народная игра «Улей»
Игра-драматизация: «Медведь и пчелы»
Подвижные игры: «Цветы и пчелки», «Медведь и пчелы».
Пальчиковые игры: «Пчелки», «Трудолюбивая пчела», «Улей»; гимнастика для глаз «Пчела – оса».
Физминутка «Трудолюбивая пчела»
Гимнастика пробуждения «Медвежата»
Дыхательная гимнастика «Веселая пчелка», «Песенка пчел», упражнение «Отправь пчелку в полет за нектаром».
Работа с родителями:
Консультации: «Пчела наш друг, пчела наш враг» (правила безопасности рядом с пчелами,«Проектная деятельность»; Информация «Что можно рассказать о жизни пчел»; изготовление макета «Пасека», заучивание с детьми стихотворений про пчел.
III этап: Итоговый: продукт проекта : презентация «Какой он – волшебный мир пчелы», изготовление альбома для просмотра, макет пасеки.
IV этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Форма защиты проекта
Публичное выступление на научно – практической конференции дошкольников «Юные исследователи» в форме описательного рассказа: «История пчеловодства», «Жизнь пчел с опорой на мультимедийную презентацию».
Выводы.
-дети много знают о жизни пчелы;
-имеют представление о материалах, из которых изготовлены соты, улей;
-владеют навыками продуктивной деятельности;
-владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи;
-познакомились с трудом пчеловода;
-знают о целебных свойствах меда, продуктах пчеловодства;
-имеют представление о блюдах, включающих в свой состав мед.
Воспитанники, родители и педагоги – все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогло нам лучше узнать друг друга, активизировать творческое общение родителей с детьми. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
Заключение.
Работа над проектом нас увлекла. Вместе с воспитанниками группы, в реализации проекта участвовали :
- воспитатель;
- родители;
В ходе проекта, мы убедились в том, что пчёлы – наши лучшие друзья. Они самые известные и самые уважаемые насекомые. Пчелы – единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу. С давних пор пчела служит символом трудолюбия, дисциплины, чистоты, взаимопомощи.
Список литературы:
1. Зарецкий Н. Н. Приусадебная пасека. -М. : Нива Россия, 1992.
2. Шабаршов И. А. Юному пчеловоду : -Кн. для учащихся. -2-е изд. -М. :Просвещение,1988.
3. РодионовВ. В., Шабаршов И. А. Если вы имеете пчел. -Изд. 3-е. -М. :Колос, 1979.
4. Шеметков М. Ф., Смирнова Н. И., Кочевой М. М---2-е изд. - Мн. : Ураджай, 1983.
5. Коптев В. С. Технология разведения и содержания сильных пчелиных семей. -2-е изд. -М. :Нива Россия,1993.
6. Детская энциклопедия «Всё обо всём», М. : 1999г.
1.