Гришина Екатерина Александровна
Индивидуальный познавательно-исследовательский проект «Почему гусь выходит сухим из воды?»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Почему гусь выходит сухим из воды?»
Краткая аннотация проекта.
Процесс познания - творческий процесс и наша задача поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Исследовательская работа была проведена в МБДОУ детский сад № 2 «Ландыш» с ребенком седьмого года жизни. В нашей работе проводились исследования, необходимые для выявления проблемы, загрязнения воды сточными водами, которая влияет на защиту оперения водоплавающих птиц, что грозит их гибели.
Публикация «Индивидуальный познавательно-исследовательский проект „Почему гусь выходит сухим из воды?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Гусь, гусенок. Все о гусях для детей
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Постановка несложного опыта, зарисовки ребенком – основные этапы исследования.
Руководитель проекта: Гришина Екатерина Александровна.
Должность: Воспитатель.
Фамилия, имя, отчество, возраст ребенка: Б. К. 6 лет.
Участники проекта: воспитатель, ребенок и ее родители.
Вид проекта: познавательно- исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (неделя).
По количеству участников: индивидуальный.
Мотивация к созданию проекта:
В новогодние выходные мы с родителями ездили на озеро «Светлое» заказник «Лебединый», где зимуют водоплавающие птицы, в том числе и гуси. Мы кормили их, смотрели как они плавают и ныряют, но не мокнут. Мне стало интересно: «Почему гусь, выходя из воды, остается сухим?». Еще я слышала пословицу «Выйти сухим из воды». Может это про него?
После выходных я пришла в детский сад и рассказала, где мы были, что я заметила. Обратилась к воспитателю с этим вопросом, и мы решили провести исследовательскую работу.
Цель: почему гусь остается сухим.
Задачи:
• провести наблюдение за жизнью птицы
• изучить строение гусиного оперения и его особенности.
• показать экспериментально причины непромокаемости гусиного оперения.
Методы и приемы работы:
наблюдение, сравнение, беседа, наглядный метод, опытно - экспериментальная деятельность.
Гипотеза: гусь обрабатывает свои перья специальным веществом. По этому, вода не проникает в его оперение.
Предполагаемый результат: Особенное вещество, которое защищает перо гуся от воды. Без него оперение будет намокать, как и у других птиц. Они не смогут так легко плавать и нырять, может погибнуть.
Формы работы:
Совместная деятельность педагога и ребенка:
-беседа о водоплавающих птицах, гусях.
- сравнение куриного пера и гусиного, сухого и мокрого.
- опыт «в окрашенной воде, поменяет ли цвет перо гуся, при добавлении в воду моющего средства для посуды?»
Совместная деятельность ребенка и родителей:
- Сбор информации о водоплавающих птицах;
- Сбор информации через книги, интернет;
- Изготовление схемы «Этапы экспериментальной работы;
Самостоятельная деятельность ребенка:
Наблюдение за гусями в воде.
Рисование схем опытно- экспериментальной работы.
Этапы реализации проекта.
1этап (подготовительный)
1. Воспитатель помогает ребенку сформировать проблему и цель.
2. Сбор информации:
• Что ты знаешь о водоплавающих птицах?
• Что ты хочешь узнать об их перьях?
• Где мы найдем информацию?
3. Составление схемы последовательности действий (педагог, родители и ребенок)
4. Организация деятельности родителей.
5. Обдумывание итога работы над проектом.
6. Формирование проблемы.
Цель: расширить знания ребенка об оперении водоплавающих птиц.
2. Отвечаем на поставленные вопросы.
2 этап (организационные работы над проектом)
1. Планирование деятельности.
2. Организация деятельности.
Практические действия:
• спросить у взрослого
• посмотреть информацию в книгах;
• получить информацию с помощью интернета.
3 этап (выполнение проекта)
1. Содействие в изготовлении модели-схемы «Эксперимента с защитным покрытием пера гуся».
2. Предложение провести опыт.
3. Изготавливает модель-схему
4. Проводит опыт.
5. Рисует рисунок, который объясняет влияние загрязнения воды на оперение водоплавающих птиц.
4 этап (презентация продукта проекта)
1. Практическая помощь (по необходимости).
2. Направляет и контролирует осуществление проекта.
3. Защита проекта.
5 этап (подведение итогов, обсуждение нового проекта решения другой проблемы).
1. Взрослые помогают ребенку сформировать выводы о решении проблемы.
2. Постановка новой проблемы.
1. Оценка эффективности проекта.
2. Обобщение материалов проекта.
3. Обсуждение результатов проекта.
4. Ребенок делает выводы о решении проблемы.
2. Определяют цель нового проекта.
Вывод:
После своего наблюдения и экспериментальной работы я много узнала. Я узнала, почему у гуся всегда оперение остается сухим. У птицы над хвостом находится копчиковая железа, которая выделяет жир. Гусь клювом выдавливает его и смазывает каждое перышко, появляется защита от воды. В ходе эксперимента и сравнения с куриным пером, куриное перо намокло сразу, а гусиное нет. Краска не проникает в перо, когда его опускали в окрашенную воду. После добавления моющего средства, защита разрушилась и перо окрасилось. Моя гипотеза, гусь обрабатывает свои перья специальным веществом, по этому, вода не проникает в его оперение, подтвердилась.
После всей работы, я узнала об очень важной проблеме. Слой, который защищает гусей от намокания, может легко разрушиться. По этому, когда в воду сливаются бытовые отходы, гуси промокают и не могут так легко плавать, могут погибнуть. Такая проблема важна для всех водоплавающих птиц, которые питаются и живут на воде.
Список литературы.
1. Журнал «Биология» № 4/2006. Раздел Зоология. Статья А. В. Тихомирова «Перья».
2. «Лучик света» Энциклопедия для детей: Птицы. www.luchiksveta.ru
3. Игорь Акимушкин «Мир животных. Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся».[Текст]// г. Москва изд. «Мысль» 1989г.
4. Азбука природы. Авторы-составители: Аришина О. В., Батлук Н. В., Марискин И. Н., Патрушева Л. И., Сотова М. В. – Барнаул: АКДЭЦ – 2010. (Научно-популярная книга для детей о природе.)
Приложение.
Я в новогодние выходные ездила на о. Светлое. Там зимуют многие водоплавающие птицы.
Заметила, что они плавают и ныряют, но остаются сухими. Еще слышала много пословиц про гусей. Например: «Как с гуся вода». Мне стало интересно почему вода скатывается с гусей. И они не мокнут.
Смотрела много книг с воспитателем и искали с мамой информацию в интернете.
Схема опыта с защитным покрытием пера гуся.
1. Изучение и сравнение пера курицы и гуся
2. Сравнение изменения перьев побывавших в воде.
3. Эксперимент. Окрасится ли перо в воде с краской, если опустить его на одну минуту.
4. Эксперимент. Окрасится ли перо в воде с краской, если добавить средство для мытья посуды и опустить его на одну минуту.
Опыт с защитным покрытием пера гуся.
1. Изучение строения пера птицы.
Узнала, что у пера птицы есть очин, ствол, наружное и внутреннее опахало, крючочки.
2. Сравнение строения гусиного пера с пером курицы.
Перо гуся больше и плотнее, перо курицы легче и меньше.
3. Сравнение гусиного пера и куриного после контакта с водой.
После того, как намочила перо курицы в воде, все крючочки слиплись, и оно стало не таким пушистым, как было. Гусиное перо осталось таким же.
4. Основной эксперимент гусиного пера и его защитного слоя.
После добавления в воду краски, я опустила перо на 1минуту (время засекали на таймере телефона). Когда достала перо, оно не окрасилось. Это значит, что защитный слой не пропустил ни воду, ни краску.
5. Добавление средства для мытья посуды.
Когда я добавила средство для мытья посуды и опустила перо так же на 1 минуту, оно стало розовым (окрасилось) и стало не таким большим, как будто крючочки на пере намокли и слиплись. Это значит, что защитный слой пера разрушился.
6. Вывод о проделанной работе.
Слой, который защищает гусей от намокания, может легко разрушиться. По этому, когда в воду сливаются бытовые отходы, гуси промокают и не могут так же легко плавать, могут даже погибнуть. Я вижу это вот так. Мусор и отходы, которые попадают в озера и реки, сильно вредят животным и птицам.