Татьяна Черепкова
Познавательно-исследовательский проект по экологии «Насекомые вредные или полезные»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект по экологии
«Насекомые вредные или полезные»
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Продолжительность проекта : май-октябрь
Итог проекта : экологическая сказка «Дачные истории», драматизация «Муха-Цокотуха»
Актуальность проекта :
Вдруг исчезли б насекомые.
Как бы изменился мир?
Публикация «Познавательно-исследовательский проект по экологии „Насекомые вредные или полезные“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Стал приятней бы намного:
Нас не «ели» б комары,
И не докучали б мухи.
Без вредителей полей,
Без болезней…было б лучше,
Нам дышалось бы вольней!
Но ведь оскудели б почвы
Без трудяжек муравьёв,
И не стало б мёда, воска
Без стараний добрых пчёл.
Не было бы урожаев
Фруктов, ягод, овощей.
Ласточки б не щебетали!
И не пел бы соловей.
И без бабочек порханья
Загрустили бы цветы!
Светлячки бы не сияли…
Мрачен мир без красоты!
Автор: Раиса Тростьянова.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Поэтому взрослым необходимо создать условия, для того чтобы сформировать навыки правильного поведения детей в природе, заложить начало экологической культуры.
Дети смотрят на окружающий их мир, но зачастую не замечают его мелких представителей – насекомых. Не видят ни разнообразия насекомых, ни их особого мира, ни их прелести. Для того чтобы дети это увидели, им надо помочь узнать мир насекомых, а узнав, они полюбят его и будут беречь.
Педагоги группы заметили, что одни дети боятся насекомых, а другие стремятся во что бы то ни стало поймать их, не думая о последствиях. Есть дети (и немало, которые безжалостно их уничтожают.
В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Условия реализации проекта : создание на участке детского сада уголка насекомых («Гостиницы для насекомых», где дети могли бы наблюдать за жизнью обитателей, не мешая и причиняя вреда «шестиногим малышам», участие родителей в реализации проекта, подбор информации о насекомых нашего края, создание различных игровых ситуаций, направленных на поисково-познавательные действия детей.
Цель проекта : обогащение представлений детей о насекомых нашего края, формирование бережного отношения к природе.
Задачи:
расширять и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида, условиях жизни;
учить понимать причинно следственные связи, показать взаимосвязь всего живого;
развивать у детей познавательную активность через ознакомление с насекомыми;
развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность;
развивать у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
совершенствовать навыки партнерских взаимоотношений между детьми средствами проектной деятельности;
формировать осознанное отношение к соблюдению правил поведения в природе.
Ожидаемый результат:
-использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях;
-проявление любознательности и вопросительной активности;
-обладание элементарными представлениями о насекомых родного края;
-проявление бережного отношения к объектам природы;
-заинтересованность родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом.
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Разработка и накопление методических материалов:
• подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей, презентаций.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта :
• подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;
• подготовка материалов для продуктивной деятельности;
• подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной, исследовательской деятельности.
3. Создание развивающей среды:
• организация на участке для прогулок уголка насекомых ;
• создание альбомов для рассматривания «Насекомые»
• изготовление лэпбука по теме «Насекомые».
4. Разработка мероприятий по работе с родителями.
• изготовление папки – раскладушки, наглядной информации о наблюдениях за насекомыми (народные приметы, стихи, загадки и т. д.);
• информированность родителей о предстоящей деятельности;
• размещение справочной информации по лексическим темам.
2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
Образовательная область Виды деятельности
Социально-коммуникативное развитие Совместная деятельность
Трудовая деятельность
Сбор веток, коры деревьев, сухой травы, листьев и иголок сосны
для организации «Гостиницы для насекомых»
Формирование основ безопасности:
Беседы:
«Какие насекомые опасны для человека», «Почему нельзя трогать шмеля, пчелу»,
«В лесу мы гости у природы»
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры:
«Наша дача», игры- имитации «Бабочки», «Труженицы пчелки», «Весёлые кузнечики»,
«Труженики муравьи» и др.
«Путешествие на лугу»,
«Зоологический музей насекомых».
Дидактические игры:
«Где летит насекомое», «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Кто, где живет?»,
«Кто как голос подаёт», «Кто летает?», «Сгруппируй предметы», «Угадай по описанию»,
«Что изменилось», «Кого я не назвала?», «Найди ошибку», «Кто больше?», и т. д.
Словесные: «Один – много», «Назови ласково», «Какой, какая, какие?», «Наоборот», «Сосчитай».
Игры-драматизации:
«Муха - Цокотуха».
Физическое развитие Совместная деятельность
Беседы: «Какую пользу приносят насекомые для здоровья человека»
Подвижные игры: Подвижные игры: «Поймай комара», «Превращение», «Жуки».
«Пчёлки и медведи»
Здоровьесберегающие технологии:
Физкультминутки, развитие общей моторики: «Вот такая стрекоза».
Пальчиковая гимнастика по теме «Насекомые» :
«Червячки», «Гусеница», «Оса», «Комарик», «Паучок дом без окон».
Дыхательная гимнастика: «Бабочки летели на цветочки сели», «Паучок на паутинке».
Познавательное развитие Организованная – образовательная деятельность
Познавательно – исследовательская деятельность
«Шестиногие малыши».
«Экологическая тропа весной».
«В гости к хозяйке луга».
Совместная деятельность
«Угадай про кого я говорю» (Загадки про насекомых)
Беседы: «Кто приносит мёд?», «Насекомые вредители.», «Почему
нужны насекомые», «Как появляются бабочки».
Рассматривание иллюстраций с насекомыми
Дидактические игры
Презентация по теме «Насекомые»
Наблюдения:
- за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, выделять и называть характерные особенности
строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых).
Опыты, эксперименты: «Где живёт муравей».
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность
Рисование:
«Пчелки на лугу», «Цветущий луг»
Лепка:
«Гусеница», «Божья коровка» из соленого теста, «Жуки» лепка +природный материал
Музыкальная деятельность
Слушание:
«Голоса насекомых»
Пение: распевка «Мы жуки»,
Аппликация
«Гусеница» объёмная, приёмом скатывания салфеток, «Бабочка» аппликация из кусочков бумаги
и объёмная аппликация.
Речевое развитие Чтение художественной литературы:
Потешка «Божья коровка»
Чтение : А. Барто «Комары»
Б. Заходер «Муха-чистюха»
К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище».
В. Сутеев «Под грибом»
Составление рассказов по сюжетным картинам о насекомых.
Беседы:
«Насекомые весной, летом и осенью».
Работа с родителями Наглядная агитация «Наблюдения с детьми на прогулке».
Помощь в создании «Гостиницы для насекомых» на участке детского сада.
Помощь в подготовке итогового мероприятия- экологической сказки «Дачные истории».
Помощь в создании костюмов для драматизации сказки «Муха-Цокотуха».
3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Выставка поделок и рисунков по лексическим темам.
3. Проведение итогового развлечения экологической сказки «Дачная история», драматизация сказки «Муха-Цокотуха».
4. Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку.
Итог проекта :
По окончании проекта дети узнали много нового о жизни насекомых. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с насекомыми, расширили знания о пользе или вреде, которую они приносят людям и растениям. Они научились беречь и любить природу, замечать изменения в жизни насекомых. А самое главное, получили массу положительных эмоций. Я надеюсь, что эти знания помогут моим воспитанникам стать настоящими ценителями природы.
Список используемой литературы:
1. Емельянова Э. «Расскажите детям о насекомых» : Мозайка – Синтез, 2010г.
2. Танасийчук В. Н. «Экология в картинках» : М. Дет. Лит. ,1989г.
3. 3. Шорыгина Т. А. «Насекомые. Какие они?» : Гном,2014,
4. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»
5. -С. Н. Николаева, Парциальная программа «Юный Эколог». Система работы в старшей и подготовительной группе детского сада.
6. -О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая и подготовительная группа.
7. Интернет ресурсы.