Маргарита Гришина
Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Огород на подоконнике
Познавательно – исследовательский проект
Гришина Маргарита Мирославовна,
воспитатель МБДОУ «Звездочка»
пгт Игрим 2020г
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта.
Актуальность проекта.
Пояснительная записка к проекту.
Этапы реализации проекта.
Выводы.
Литература.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
План деятельности в рамках проекта.
Фото-презентация, проведенных мероприятий.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта. «Огород на подоконнике»
Руководитель проекта. Гришина Маргарита Мирославовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Звездочка»
На какую аудиторию рассчитан проект. Проект рассчитан на аудиторию детей средней группы.
Участники проекта. Воспитатель, дети средней группы, родители.
Тип проекта. по доминирующей деятельности познавательно - исследовательский;
по координации и характеру контактов - внутренний;
по количеству участников - групповой;
по продолжительности - краткосрочный.
Сроки реализации проекта. Март 2020г.
Цель проекта. Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях, создание в группе мини — огорода на подоконнике.
Задачи проекта. Задачи работы с детьми.
Образовательные.
1. Познакомить с интересными представителями мира растений.
2. Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
3. Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна. Формировать положительное отношение к совместной деятельности, труду.
3. Дать представления о пользе лука.
Развивающие.
1. Развивать интерес к выращиванию огородной культуры.
2. Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
Воспитательные.
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
2. Воспитывать самостоятельность, активность.
3. Воститывать любознательность и наблюдательность.
Задачи работы с родителями.
1. Привлечения добровольных помощников к реализации проекта.
2. Ознакомление с основными этапами проекта, задачами.
Интеграция с образовательными областями.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Пути реализации проекта.
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Составление перспективного плана проектной деятельности.
3. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
4. Организация работы с детьми (НОД, беседы, показ презентаций, чтение художественной литературы, разучивание стихов, игры, выставка рисунков).
5. Организация работы с родителями (консультации, сбор семян, необходимых для посадки).
Ожидаемые результаты.
Дети познакомятся с культурными растениями.
У детей сформируются навыки посадки растений.
Дети научатся замечать изменения, которые будут происходить с растениями (с луковицами, семенами посажеными в землю, с цветами).
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Создание в группе огорода на подоконнике.
Сформируются представления о пользе лука, растений.
Участие родителей в реализации проекта.
Актуальность проекта:
Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств, приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка. В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок — маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Пояснительная записка к проекту.
Детям очень интересно знать о росте растений, но они не всегда знают, как это происходит. Проект «огород на подоконнике», дает детям возможность в течение месяца работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы, получить возможность посадить растения, наблюдать за их ростом.
Дети получат новые знания, научаться замечать изменения, которые будут происходить с растениями в течение месяца. Смогут проявить активность в процессе выполнения трудовых поручений.
Проекты, представляют собой совместное творчество, которое позволяет любому ребенку почувствовать себя успешным. В процессе деятельности у детей повышается интерес к выращиванию растений, расширяются представления о них.
Этапы реализации проекта.
Конструктивный
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор оборудования и критериев оценки результатов реализации проекта. Планирование деятельности.
Формулирование задач, сбор и обработка необходимой информации, разработка плана деятельности, оформление проекта.
Организация предметно – развивающей среды по теме проекта (подбор материала).
Подбор материала, пособий, необходимых для реализации проекта.
Воспитатель. Март 1неделя.
Практический
Реализация проекта.
Организация НОД в рамках проекта, интеграция образовательных областей (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие).
Организация наблюдений за растениями в группе и на прогулке.
Чтение художественной литературы, заучивание стихов по теме,
Организация сюжетно – ролевых, дидактических игр.
Изготовление работ на занятиях (рисование, лепка).
Оформление папки– передвижки для родителей.
Воспитатель. Родители. Дети. Март 2-4 неделя
Оценочно-рефлексивный
Рефлексия. Подведение итогов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
Воспитатель. Март 4 неделя
Презентативный
Подготовка проекта к защите. Объяснение полученных результатов, их оценка. Представление проекта педагогическому сообществу. Рефлексия. Воспитатель, члены педагогического коллектива ДОУ. Март 4 неделя
Выводы:
Результаты реализации проекта полностью совпадают с ожидаемыми результатами. Дети активно и с большим желанием приняли участие в выполнении заданий.
Дети познакомились с культурными растениями. У детей сформировались навыки посадки растений. Дети научились замечать изменения, которые происходили с растениями (с луковицами, семенами посажеными в землю, с цветами).
Дети стали бережнее относиться к растительному миру, уважительно относится к труду.
В группе был создан огород на подоконнике.
Дети узнали о полезности лука, растений.
Повысился уровень познавательного развития детей. Пополнился словарный запас детей. Родители приняли участие в реализации проекта.
Используемая литература:
Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
Предлагаемый проект может быть использован воспитателями ДОУ, работающими с детьми среднего дошкольного возраста.
Приложение №1. План деятельности.
Первая неделя марта.
Педагог:
Подбор литературы об организации огородов на подоконнике.
Размещение в родительском уголке информации о познавательно-исследовательском проекте «Огород на подоконнике».
Подбор иллюстраций об организации огородов на подоконнике.
Беседа с детьми группы о создании огорода на подоконнике.
Чтение стихотворений о растениях:
Е. Жуковская
Ох, уж этот злющий лук!
Т. Казырина
Баба Таня чистит лук.
О. Шалимова
Мы посеяли горох,
Р. Бикметова
Распустил усы горох.
А. Коган
Посади цветок, посади!
Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».
Рассматривание луковиц лука, семян гороха.
Хороводная игра «В огород мы пойдём»
Дети:
Принимают участие в беседе.
Знакомятся со стихотворениями:
Е. Жуковская
Ох, уж этот злющий лук!
Т. Казырина
Баба Таня чистит лук.
О. Шалимова
Мы посеяли горох,
Р. Бикметова
Распустил усы горох.
А. Коган
Посади цветок, посади!
Принимают участие в хороводных и дидактических играх.
Рассматривают луковицы лука, семена гороха.
Родители:
Знакомятся с информацией на данную тему в уголке для родителей.
Вторая неделя марта.
Педагог:
Чтение отрывка из сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
Беседа «Что можно вырастить в группе».
Подготовка лука к посадке.
НОД познание «Посадка лука».
Заучивание стихотворения
«Ох, уж этот злющий лук». Е. Жуковская
С/Р игра «Овощной магазин»
Настольная игра лото «Что растет на огороде»
Чтение сказки «Репка».
Дети:
Слушают сказку Джанни Родари «Приключения Чиполлино», «Репка».
Принимают участие в беседе.
Принимают участие в подготовке лука к посадке.
Принимают участие в посадке лука.
Заучивают стихотворение «Ох, уж этот злющий лук» Е. Жуковская
Принимают участие в ролевой и настольной играх.
Родители:
Приняли участие в сборе семян (луковицы, горох).
Третья неделя марта.
Педагог:
Показ презентации «Чем полезен лук».
НОД. Рисование с помощью трафаретов «Овощи».
Игра «Чудесный мешочек».
Подготовка семян гороха к посадке.
Чтение стихотворений:
Л. Буртан
Огород свой прополю.
Н. Горюнова
А у нас взошёл горох.
НОД познание «Посадка гороха».
Заучивание стихотворения
Мы посеяли горох, О. Шалимова
Оформление папки-передвижки «Учим вместе с нами»
Настольно-печатная игра «Вершки и корешки»
Наблюдение и уход за посаженными растениями.
Дети:
Принимают участие в просмотре презентации «Чем полезен лук».
Принимают участие в рисовании «Овощи».
Принимают участие в подготовке семян гороха к посадке.
Прослушивают стихи
Л. Буртан Огород свой прополю.
Н. Горюнова А у нас взошёл горох.
Нумен Посади цветок на благо мира.
Принимают участие в посадке гороха.
Заучивают стихотворение
Мы посеяли горох, О. Шалимова
Играют настольно-печатную игру «Вершки и корешки».
Наблюдают и ухаживают за посаженными растениями.
Родители:
Участие в оформление папки-передвижки «Учим вместе с нами».
Четвертая неделя марта.
Педагог:
Беседа о комнатных растениях.
Рассматривание отростков цветов.
НОД познание «Посадка комнатных растений».
Чтение стихотворения
Нумен
Посади цветок на благо мира.
Беседа на тему: «В какие блюда мама добавляет лук».
Д/и «Доскажи словечко».
НОД Лепка «Луковка».
Наблюдение и уход за растениями на подоконнике.
Организовать мини-выставку выращенной продукции.
Дети:
Принимают участие в беседе о комнатных растениях.
Рассматривают отростки цветов.
Принимают участие в посадке комнатных растений.
Прослушивают и заучивают стихотворение
Нумен
Посади цветок на благо мира.
Принимают участие в беседе в какие блюда мама добавляет лук.
Играют в д/и «Доскажи словечко».
Принимают участие в лепке «Луковка».
Принимают участие в наблюдение и ухаживание за растениями на подоконнике.
Участвуют в организации мини-выставки выращенной продукции.
Родители:
Родители делятся рецептами блюд из овощей.
Приложение №2. Фото-презентация мероприятий проект.
1. Беседа с детьми группы о создании огорода на подоконнике.
2. Чтение стихотворений о растениях.
3.«Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде».
4. Хороводная игра «В огород мы пойдём».
5. Чтение отрывка из сказки Джанни Родари.
6. Подготовка лука к посадке.
7. НОД познание «Посадка лука».
8. С/р игра «Овощной магазин».
9. Показ презентации «Чем полезен лук»
10. Игра «Чудесный мешочек».
11. Рассматривание семян гороха и подготовка семян к посадке.
12.«Посадка гороха».
13.«Наш горох растет, цветет и созревает!»
14. Оформление папки-передвижки «Учим вместе с нами».
15. Наблюдение за посаженными растениями.
16. НОД познание «Посадка комнатных растений».
17. НОД Лепка «Луковка».
18. Мини-выставка выращенной продукции.