Ирина Шаптефрац
Познавательно-исследовательский проект «Колобки-чистюльки» (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
Воспитатели: Простякова Светлана Николаевна (реализация);
Шаптефрац Ирина Анатольевна (реализация).
Дети: Воспитанники группы раннего возраста от 2 до 3 лет «Колобок», родители воспитанников группы, медсестра, машинист по стирке белья.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА : Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Колобки-чистюльки“ (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Проекты
- Темочки
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредствам познавательно-исследовательской деятельности.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:«Познание», «Здоровье», «Социализация», «Труд».
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Посредством дидактической и сюжетно-ролевой игры закреплять культурно-гигиенические навыки;
2. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
3. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
4. Расширять круг наблюдения детей за трудом взрослых, а именно работай сотрудников прачечной;
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : краткосрочный (2 недели)
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1 этап – подготовительный (4 дня)
2 этап – основной (7 дней)
3 этап – заключительный (3 дня)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ С ДЕТЬМИ:
Знания детей о предметах быта, об элементарных представлениях сохранении своего здоровья.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ С РОДИТЕЛЯМИ:
Активное участие в совместной проектной деятельности.
ФОРМЫ ПРОЕКТА :чтение художественной литературы, дидактические игры, беседы, экскурсия, наблюдения.
МЕТОДЫ ПРОЕКТА : анкетирование, наблюдения.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них например, прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий.
Привычку быть чистым и опрятным воспитать у ребенка, в общем, несложно. Здесь важна, прежде всего, ваша последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что руки у малыша грязные, и моете их, если вы всегда вытираете ему лицо, когда он измазался едой, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в порядок. И пока он не приведет себя в порядок — сам или с помощью взрослого, он испытывает своеобразное неудобство.
Постепенно предоставляйте ребенку все большую самостоятельность в умывании. Естественно, вы покажете, как правильно мыть руки и лицо, как правильно намыливать их, как вытереться после умывания.
ПЛАН – СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Подготовительный этап:
Чтение и просмотр иллюстраций книги К. Чуйковского «Мойдодыр»;
Игра «Умой куклу Машу» (дети умывают, причесывают, переодевают куклу Машу);
Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо?» (изображение в виде картинок положительных гигиенических навыков и отрицательных);
Дидактическая игра «Предметы умывания»;
Дидактическая игра «Азбука здоровья».
2. Основной этап:
Рассказ медсестры «Важность соблюдения гигиенических норм»;
Работа с родителями – нарисовать микроб;
Просмотр книги о микробах;
Беседа «Где живут микробы?»;
Экскурсия в прачечную «Чистота – залог здоровья».
3. Заключительный этап:
Выставка рисунков Микроб»;
Создание стенгазеты «Как мы боремся с микробами»
4. Презентация «Итоги проекта «КОЛОБКИ - ЧИСТЮЛЬКИ».
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня.
Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
***
АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ
Цель:систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ
Цель:способствовать формированию навыка пользования носовым плат-ком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать ротносовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться.
Материал: носовой платок
Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:
- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д.
***
ВЫМОЕМ КУКЛУ
Цель:закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
***
ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание, формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
***
ПОДБЕРИ КАРТИНКИ
Цель:уточнить представления детейо предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни
Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены
Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)
***
ИГРА "ВЫМОЙ РУКИ"
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
***
***
ИГРА "МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
***
ИГРА "УМЫВАЛОЧКА"
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"
***
ИГРА "ФОНТАНЧИКИ"
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
***
ИГРА-ЭТЮД «МАЛЬЧИК ПЕТЯ»
Педагог
Мальчик Петя поздно встал -просыпаться тяжко. Умываться он не стал -он ведь замарашка. Педагог просит детей высказать свое отношение к поведению Пети.
Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки?» Дети высказываются; затем с помощью движений и мимики изображают Петю.
( Выразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.)