Виктория Кожевникова
Познавательно-исследовательский проект «Яблочная история», в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Яблочная история»
Вид проекта : Познавательно- исследовательский
Участники: дети, воспитатели, родители
Возраст: 5-6 лет
Продукт деятельности: -фотопрезентация «Мамин помощник»;
-развлечение «Яблочная история»;
Сроки реализации: 24.09.2012г. -29.09.2012г.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Яблочная история“, в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Проблема: недостаточные представления детей о жизни яблока, о процессе преобразования, видоизменения от семечка до продукта питания. Большинство современных детей, особенно жителей городов, редко общаются с природой, не умеют видеть и слушать природу, получать эмоциональное удовольствие от ее красоты и неповторимости. Поэтому необходимо показать взаимосвязь человека и мира природы, с которым ребенок сталкивается каждый день.
Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей через организацию познавательной и продуктивной деятельности.
Задачи:
ОО «Познание»
1. Сформировать представление о
• жизни растения как живого существа (оно растет, развивается, размножается, может быть грустным, здоровым, больным, как единого целостного организма;
• строении; функциях и назначении его частей (корень, кора, ствол);
• развитии дерева;
• влиянии света, тепла, воды;
• изменении жизнедеятельности в разные времена года;
• связи дерева с другими животными;
• роли человека в жизни культурного растения;
• экологически грамотном поведении, общении человека с растением.
2. Развивать познавательную активность через рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, мультфильмов, при проведении игровой деятельности (п/г, п/и, д/и, СРИ, театр. деятел-ть, рассматривании и чтении книг о свойствах и особенностях яблока, наблюдения, ситуативный разговор, НОД, чтение и разучивание стихотворений, загадок, чистоговорок, скороговорок и т. д. ;
3. Развивать творческое воображение детей через мыслительно-поисковую и
продуктивную деятельность;
4. Развивать творческое мышление через НОД, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, эксперименты, развлечение.
ОО Коммуникация»
4. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.
5. Развивать коммуникативные качества воспитанников через организацию коллективной деятельности: СРИ, п/и, игровые ситуации, театрализованную деятельность, развлечение;
ОО «Социализация»
-Вызвать интерес к конкретному объекту – дереву-яблоне; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем.
-Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к яблоне, как к живому существу, научить воспринимать привычку заботиться о нем в ходе активной деятельности, формировать устойчивое желание поддержать, уберечь, защитить; помочь детям осознать такие категории, как сочувствие, доброта, милосердие, любовь к ближнему.
-Помочь ребенку сформировать основы активной жизненной позиции; осознать экологическую ценность природы в единстве с человеком; воспитывать умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие; затем – в содействие.
-Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
ОО «Безопасность»
-Закрепить правила и навыки экологически безопасного и грамотного общения с живым существом; упражняться в применении приобретенных знаний и умений в посильной практической природоохранной деятельности. Вызвать желание делиться своими пожеланиями со сверстниками, родителями.
Актуальность.
Яблоню не зря называют деревом любви и плодородия, ведь она покровительствует молодости, браку и детям, а также урожаю.
В христианской традиции это древо познания
К яблоне с давних времен относятся с почетом, уважением.
Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает. Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т. е. положительную мотивация на отношение к природе.
При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Предполагаемый результат:
1. будут знать: о процессе преобразования, видоизменения яблока от семечки до продукта питания;
2. будут уметь: читать стихи о фруктах (яблоке, загадывать загадки; собирать разрезные картинки, раскрашивать рисунки с изображением фруктов; рисовать и лепить фрукты, описывать внешний вид.
3. будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к плодовым деревьям.
римерная схема осуществления проекта
Вид деятельности Пути реализации
Двигательная Физ-ка «Яблоня», П/И «К названному дереву беги», «Найди листок как на дереве», «Найди, о чем расскажу», «Такой листок – лети ко мне».
Игровая СРИ «В фруктовом магазине», «Испечем яблочный пирог»
Трудовая Сбор яблок на территории д/с
Коммуникативная П/г «Компот»; Д/и «Спрячь слоги в ладошки»; «Назови ласково»; «Один - много»,«Опиши яблоко»,«Чудесный мешочек»,«Назови ласково»; НОД р/р «Фруктовый калейдоскоп»; д/и «Четвертый лишний»,«Сложи картинку», «Какой сок?», «Скажи, какое?»
Познавательно- исследовательская и конструктивная ФЭМП «Фрукты в магазине»; форм. цел. карт. мира «Фрукты на прилавках магазина»; эксперим-ние «Яблочная история»; Экскурсия «Яблонька душистая, подружись со мной…»
Восприятие художественной литературы Пословицы и поговорки о плодовых деревьях, яблоках;; Чтение рассказа К. Ушинского «История одной яблоньки»;Чтение стихотворения И. Токмаковой «Яблонька»;Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»;Считалочка Над горою солнце встало…»; «Старик и яблони» Л. Толстой; р. н. с. «Гуси-лебеди»
Продуктивная Рисование «В саду созрели яблоки», лепка «Фрукты на блюде», коллективная аппл. «Фрукты в вазе»
План проекта
1. Вводная часть.
• Постановка проблемы, цели и задач, схема и формы реализации проекта.
• Обоснование реализации проекта, актуальность проблемы.
2. Практическая часть.
• НОД, посвященные теме яблочная история.
• Пословицы, стихи, загадки о фруктах, плодовых деревьях, яблоках.
• Чтение рассказов и сказок.
• Игровая деятельность: СРИ, театрализованная деятельность, п/г, п/и, д/и.
• Двигательная деятельность: физминутка, п/и
• Культурно – досуговая деятельность: развлечение.
3. Заключительная часть.
• Развлечение «Яблочная история»
• Фотопрезентация «Мамин помощник»
Культурно- досуговая деятельность. Развлечение «Яблочная история»
Возрастная группа : старшая
Образовательная область: Познание, социализация, здоровье
Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Задачи:
Образовательные:
- систеиатизировать представления детей о фруктах (яблоке);
- Систематизировать представления детей о процессе преобразования, видоизменения от семечка до продукта питания посредством д/и «Что сначала, что потом»
Развивающие:
- Развивать речь, логическое мышление, память, воображение, познавательный интерес к исследовательской деятельность;
- Развивать умение делать выводы;
- Развивать способность анализировать свою деятельность;
Воспитательные:
- Приобщать к правилам безопасного поведения при пользовании бытовыми приборами и электроприборами;
- Воспитывать умение слушать, уважать друг друга;
- Вызвать положительный эмоциональный отклик
Оборудование:
1. Корзина с яблоками;
2. Домашние заготовки блюд из яблока;
3. Атрибуты для игр;
4. Костюм лисички
Список используемой литературы:
Т. А. Шорыгина Фрукты. Какие они? – М. :Издательство ГНОМ и Д, 2003.
Н. А. Кнушевицкая. Стихи и речевые упражнения по теме «Фрукты», Москва, 2010г.
А. Е. Чижевский. Энциклопедия Я познаю мир : Растения. – М. : ООО «Издательство АСТ», 1997г.
Логика совместной деятельности
Дети входят в зал, педагог приглашает всех встать в круг. Звучит лёгкая музыка. Входит лисичка:
- Здравствуйте, меня зовут Лиса Патрикеевна. Я очень рада встрече с вами!
Посмотрите, какой сегодня чудесный день. Поприветствуем друг друга улыбкой и лёгким пожатием руки. А чем у вас так вкусно пахнет?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята вместе с мамами приготовили разные блюда из яблок и сейчас тебе об этом расскажут.
Презентация блюд
Лисичка: У меня для вас сюрприз. (Показывает корзину с яблоками)
-«Эти яблоки достанутся вам тогда, когда вы сможете разгадать историю яблока».
- Да, у каждого человека, вещи, предмета, есть своя история. Есть она и у яблока.
- Вы готовы приступить к заданию? Узнаем историю яблока?
Д/И «Что сначала, что потом»
-Наша история начинается.
-Что это? (семечко от яблока)
Показ сопровождается действиями педагога и детей
- Куда его посадили? (в землю)
- Что появилось из семечка? (пророс молодой побег, веточка)
- Что ему помогало? (солнце, дождик, лёгкий ветерок)
- Молодой побег постепенно превратился в молодую яблоньку.
Росла в саду яблонька, была она ветвистая, молодая, покажите какая
Физкультминутка (Музыкальное сопровождение)
В саду фруктовом яблонька
Посажена была.
Она цветами белыми
Весною расцвела.
Яблоня в саду
Гнётся на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула,
И вперёд их протянула.
История продолжается
-Расцвела весной яблонька цветами белыми, как невеста. А когда цветы стряхнула, что появилось на её ветках?
- Появились плоды – яблочки
Игра «Опиши яблоко» (активизация речи детей)
Висело яблоко на яблоне и на мир сверху смотрело.
И вы на яблоко посмотрите
И про внешний вид его расскажите
Дети передают яблоку друг другу, называя определения
- Расскажите, яблоко, какое? (румяное, спелое, гладкое, твёрдое, круглое, аппетитное, жёлтое, красивое, наливное)
- Яблоко висело на ветке такое большое, спелое, наливное.
-Что ему помогло вырасти таким: солнце, чистый воздух, тёплый дождик.
- А что могло ему принести вред? (холод, птицы, червяки, снег, град)
Игра «Определи на вкус»
-Попробуем! Закройте глаза, и определите какое яблоко на вкус? (сладкое, сочное, кислое)
- Что мы попробовали? (мякоть)
- Что находится внутри яблока?
- Внутри яблока сердцевина с семечками.
История продолжается
- Какая польза нашему организму от яблок? (много витаминов, полезно для здоровья). Много витаминов, есть сахар, железо и магний.
- Яблоки нужно кушать ежедневно. Яблоки вкусные, полезные, красивые.
- А какие блюда можно из яблок приготовить?
(каша, пюре, пирог, варенье, компот)
Педагог обращает внимание на выставку блюд.
- Пирог из яблок, значит какой пирог?
- Варенье из яблок, значит какое варенье?
- Компот из яблок – яблочный
- Мармелад-
- Кисель –
- Пастила яблочная
Лисичка: Наша история о яблоке завершается. Давайте присядем и вспомним всю историю яблока. (На мольберте предметные картинки)
Рассказы детей
- Начинается история яблока с семечка и заканчивается стаканом сока или вкусным яблочным блюдом.
Прощание с Лисичкой. Педагог раздаёт яблоки
Рефлексия:
Спелое, румяное,
Соком налитое.
Яблоком любуемся –
Вот оно какое!