наталья шевцова
Познавательно-исследовательский проект «Я познаю мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 208 г. Челябинска»
Познавательно – исследовательский проект
Я познаю мир
Автор проекта :
Воспитатель
МБДОУ «ДС № 208
г. Челябинск»
Шевцова Н. В.
Челябинск
2020 год
Тема проекта : Я познаю мир
Участники проекта : дети старшей группы, родители.
Темочки:
Актуальность: С самого рождения детей окружают домашние животные или игрушки символизирующие животных, так же картинки, книжки, сказки. Наши дети знают в основном таких животных как заяц, волк, медведь, лиса, кошка, собака. А знают ли они животных Южного Урала, животных жарких стран? Нет. Дети не имеют конкретных знаний и представлений об этих животных.
Сроки реализации: долгосрочный (октябрь – май)
Цель проекта : создать условия для формирования у воспитанников интегративных качеств: любознательный, эмоционально-отзывчивый, способный управлять своим поведением, навыков познавательно – исследовательской деятельности через расширение представлений об окружающем мире в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Расширить представления детей о животном мире.
2. Упражнять детей в умении делать элементарные выводы по итогам эксперимента.
3. Воспитывать стремление к познанию окружающего мира.
4. Развивать у детей наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал); развивать умение узнавать по описанию животное, растение, отгадывать загадки.
5. Поощрять детей к активному поиску информации по интересующей теме в познании окружающего мира.
6. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
7. Воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.
Ожидаемый результат:
Дети:
• научились устанавливать причинно - следственные связи между образом жизни и средой обитания. Составлять небольшие рассказы о животных.
• дети получают интересную и полезную информацию, которая расширит и обогатит их знания.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
- подбор материала
- рассматривание рисунков, иллюстраций
- просмотр видеоматериала, интернет-ресурсов
Основной этап:
- проведение занятий
- решение игровых ситуаций, используя проблемно-поисковый метод
- разработка конспектов НОД
- создание дидактического материала
Заключительный этап:
- беседы с детьми
- создание слайдовой презентации в фотографиях
- формирование уголка
Методическая база:
- Т. И. Гризик «Познаю мир». М. Просвещение 2001 год
- Интернет - ресурсы
-Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»
-Н. Ф. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»
-Н. Н. Кондратьева «Программа экологического образования «Мы»
Итоговое мероприятие:
• Выставка совместных работ детей и родителей
• Презентация
Я познаю мир
Работа с детьми
Октябрь
Беседа «Дикие животные»
Сюжетная игра «Поход в зоопарк»
Отгадывание загадок о диких животных
Оформление выставки «Дикие животные»
Ноябрь
Беседа «Домашние животные»
Игровое упражнение с разрезными карточками «Составь животное»
Чтение рассказа Л. Н. Толстой «На что нужны мыши»
Оформление выставки «Домашние животные»
Декабрь
Беседа «Животные Южного Урала»
Игровое упражнение «Дорисуй животное»
Оформление с детьми дидактического материала
Оформление выставки «Животные Южного Урала»
Январь
Беседа «Животные жарких стран»
Рассматривание иллюстраций с животными
Рисование «Животные жарких стран»
Оформление альбома «Животные жарких стран»
Февраль
Беседа «Правила поведения в лесу»
Прослушивание песни «Колыбельная медведицы»
Подвижная игра «Волк и зайцы»
Оформление альбома «Безопасное общение с животными»
Март
Беседа «Наши домашние любимцы»
Создание дидактической игры «Кто, где живет»
Просмотр мультфильма «Маша и Медведь»
Фото - выставка «Домашние любимцы»
Апрель
Разучивание считалок
Прослушивание песни Ю. Мориц «Большой секрет для маленькой компании»
Просмотр мультфильма «Теремок»
Выставка плакатов «Берегите природу»
Май
Рассказ о животных, занесенных в красную книгу
Аппликация «Животные в лесу»
Беседа «Чем питаются животные в лесу»
Оформление выставки «Какие разные животные»
Работа с родителями:
- оформление альбома «Безопасное общение с животными»
- оформление альбома «Животные жарких стран»
- экскурсии со своими детьми в зоопарк
Работа с педагогами:
Консультация для педагогов по формированию у детей экологического воспитания
Рекомендации для родителей
- Повторяйте и закрепляйте дома с детьми правила поведения в природе.
- Воспитывайте бережное отношение к животным. Формируйте у детей понимание необходимости защищать и оберегать природу, животный мир нашей планеты. Показывайте пример бережного отношения к живой природе, другим людям.
- Расширяйте представления детей о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
- Побуждайте ребенка к различной активности: наблюдениям, манипулированию с предметами, элементарному экспериментированию.
- Беседуйте с ребенком о его намерениях, целях. Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (у ребенка при этом развивается речь, умение формулировать выводы, рассуждать).
- Расширяйте кругозор, любознательность детей через чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, совместный просмотр фильмов, передач познавательного характера, посещение музея, библиотеки.
- Поощряйте детей к активному поиску интересующей его информации.
- Упражняйте в умении рисовать (животных, растения и др.)
- Выполняйте вместе с ребенком аппликации, лепите, рисуйте, что ребенку интересно, его впечатления о чем – то новом.
- Развивайте двигательную активность детей через различные подвижные игры, игры – имитации, игры – подражания.
Консультация для педагогов по формированию
у детей экологического воспитания
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Знакомить детей с природой надо с раннего возраста. К. Д. Ушинский называл природу «великой воспитательницей: побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры; правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы. Дети учатся устанавливать связи между живой и не живой природой, связь живого организма со средой обитания, приспособленность к ней. Изучают влияние природы на трудовую деятельность людей, которая связана с использованием ее богатств, загрязнением окружающей среды, охраной природы.
Методика формирования элементов экологической культуры у младших дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Работами психологов Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Г. М. Ляминой, В. Г. Нечаевой доказано, что четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами: началом формирования личности ребенка и его самостоятельной деятельности.
У детей появляется самооценка. У ребенка, вместе со стремлением действовать самому, возникает желание соответствовать требованиям взрослых – быть хорошим. Действия детей в любой деятельности приобретают намеренный характер. Происходит подчинение ориентирующему образцу, а первые экологические представления складываются также при усвоении ребенком соответствующих образцов поведения. Под влияние взрослого у детей появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных. Но наряду с этим у младших дошкольников отличается непроизвольный характер всех психических процессов. Исходя из этих особенностей ребенка, нужно создавать благоприятные педагогические условия и отбирать оптимальные методы, которые способствовали бы решению задач экологического воспитания в занимательной форме.
Можно обратиться к игровым обучающим ситуациям, которые строятся по типу сюжетно-дидактической игры. Обучение проходит, как регламентируемая игра: воспитатель предлагает сюжет, берет на себя основную роль, а остальные распределяет между детьми, поддерживает игровую ситуации. План, по которому развивается сюжет, соответствует логике решения дидактических задач занятий и наблюдений. В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектом природы, выполняют обследовательские и трудовые действия.
Таким образом, при целенаправленном воздействии педагога уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры, осознанного отношения к природе. Появление экологической воспитанности это результат воздействия на детей определенной системы методов и приемов воспитания, результат усвоения знаний, доступных пониманию детей этого возраста, постепенного их накапливания и расширения. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями, в стремлении ухаживать за животными и растениями. Формирование элементов экологической культуры находится в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы.