Ирина Трямкина
Познавательно-исследовательский проект «Где-то на белом свете»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект «Где-то на белом свете…»
Всем известно, что дети - самые настоящие маленькие исследователи. А задача воспитателя – поддержать это детское качество в различных видах деятельности.
Исходя из этого целью познавательно-исследовательского проекта стало расширить знания детей о разнообразии медведей, проживающих на планете Земля, об их внешнем виде, среде обитания и жизнедеятельности.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей с помощью взрослых получать информацию об интересующем объекте, посредством проведения экспериментов.
Темочки:
Развивать знания детей о природе Крайнего Севера.
Обобщать знания детей о животных севера.
Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран
Воспитательные:
Учить видеть красоту природы Крайнего Севера.
Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим
Воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивающие:
Формировать элементарные экологические представления
Развивать интерес к жизни животных севера.
Развивать связную речь детей, обогащать их словарь.
Вывод: Все поставленные цели и задачи были выполнены.
Перед началом игры дети распределяют сюжетные роли (сотрудник метеостанции, научные сотрудники из лаборатории «Любознайки», ведущий рубрики «Ваш вопрос – наш ответ», оператор, зрители). Ведущие готовятся к выходу в эфир (причесываются, примеряют украшения, приводят одежду в порядок, наводят макияж, готовят рабочее место, оператор проверяет исправность видеокамеры.
Текст и сообщения ведущих можно поручить подготовить детям вместе с родителями.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые телезрители и гости студии. Добро пожаловать на передачу «Любознайки». Телеведущих и детей прошу занять свои места. (Дети под музыку проходят и садятся на свои места)
Наша передача выходит зимой, посвящена самым бескрайним снежным просторам Северного Полюса и называется «Где-то на белом свете…». Этот загадочный материк полон тайн и загадок. С прогнозом погоды в этом снежном и морозном царстве вас познакомит наш корреспондент метеостанции - Мария Любуцина. Доброе день, Мария.
Корреспондент метеостанции: (Мария рассказывает о состоянии погоды на Северном Полюсе, работает с погодной картой) Температура воздуха на Северном Полюсе -29-30С; ощущается -37С; малооблачно; Полярная ночь; полнолуние; температура воды +3С; ветер 7м/с; толщина снежного покрова зимой 25-90 см., толщина льда зимой – 5м.
Воспитатель: Скажите Мария, а какая погода сегодня в Саранске?
Корреспондент: (Мария)
Воспитатель: Спасибо, с вами была Мария Любуцина. Оставайтесь с нами. Сейчас передаем репортаж из лаборатории «Любознайки». С последними научными открытиями нас познакомит Алесей Сагайдак. Здравствуйте Алексей!
Ребенок: (Алексей) Здравствуйте. В лаборатории «Любознайки» научные сотрудники работают над изучением загадок хозяина Северного Полюса – белого медведя.
Воспитатель: Какие же тайны белого медведя открыты в вашей лаборатории?
Ребенок: (Алекей) Наша лаборатория выяснила, что белый медведь имеет белый окрас шерсти, потому что вокруг все белым-бело.
Воспитатель: Что же еще интересного выяснили ученые в вашей лаборатории?
Дети - «сотрудники лаборатории» : (Роман Ч.) оказывается белые медведи – самые большие медведи в мире. Их длинна = 3,5м., а вес = 1 тонна (1000кг.)
Воспитатель: Это действительно интересно. Похоже, что сотрудники лаборатории «Любознайки» решили узнать все тайны белого медведя. А чем питается белый медведь?
Дети - «сотрудники лаборатории: (Вика П.) Он питается рыбой, моржами, тюленями, хорошо умеет плавать и нырять. Один удар медвежьей лапы полностью оглушает тюленя.
Воспитатель: У гостей телестудии возник вопрос: «Почему же белый медведь, вылезая из воды не замерзает? Ведь на улице сильный мороз!»
(Выслушиваются предположения детей)
Воспитатель: Предлагаю проверить в нашей лаборатории. Прежде чем мы приступим к исследованию я предлагаю вам размяться и немного отдохнуть.
Физкультминутка
Белый медведь.
Утром белый мишка встал
Носик лапкой почесал.
Посмотрел на лапки,
Поглядел на пятки.
Почесался, постоял.
Хвостиком он повилял,
Он за ушком почесал,
Потоптался, порычал
И по льдинам побежал.
Воспитатель: Отдохнули? А сейчас предлагаю вам пройти в лабораторию
Исследовательская деятельность «Вода и жир (масло)»
Для детей подготовлены небольшие емкости, масло и жир, салфетки для вытирания рук. В емкости налита вода.
Воспитатель: Опускаем воду в руку и тут же вынимаем ее. Обратить внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Предложить тряхнуть рукой, вода осталась на руке. Затем протереть маслом и снова опустить в воду и вынуть. Что вы заметили?
Дети описывают состояние руки-вода не покрывает всю руку, она собралась капельками.
Воспитатель: Почему так получилось? (жир не пропускает воду. Можно предложить тряхнуть рукой. Капельки легко отлетают. Сравнить это явление с тем, как медведь стряхивает с себя воду.)
Воспитатель: Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (ответы детей). Шерсть белого медведя пропитана жиром Жир позволяет шерсти слипаться и образовывает водонепроницаемый слой жира защищает белого медведя от арктического холода и от промокания.
Воспитатель: Мы с вами раскрыли главную тайну белого медведя, молодцы.
Воспитатель: В рубрике «Ваш вопрос – наш ответ» обзор писем проведет София Кандрина.
Ребенок: (София Кандрина) Добрый день. К нам на передачу пришло очень много писем (показывает письма). А самое интересное письмо - со станции полярников.
Воспитатель: Давайте его прочитаем. (читает письмо) «Привет от полярников. Слышали вы что-то об айсбергах? Айсберги – это огромные ледяные горы, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктиде и с течением времени их вынесло в море. Как вы думаете как ведут себя айсберги под лучами солнца? Плавают они или тонут? Помогите разобраться. Ждем ответа».
Воспитатель: Я думаю, что все предположения надо научно проверить. Кто хочет принять участие в нашем исследовании айсбергов? Пройдемся снова в нашу лабораторию.
Исследовательская деятельность: «Тонет - не тонет».
Для детей подготовлены небольшие емкости, вода, соль, ложечка для насыпания соли, кусочки льда.
Воспитатель: Что вы сначала собираетесь выяснить? (ответы детей. Что происходит с кусками льда в воде, плавают они или тонут и т. п.)
Воспитатель: Давайте проверим. Сначала мы нальем воды в емкости, Затем нужно сделать воду морской. Как это сделать? (ответы детей). Правильно ее нужно посолить, ведь морская вода всегда соленая. Насыплем в емкость две ложки соли. Размешаем и отпустим в такую воду кусочки льда – как маленькие айсберги. И посмотрим, что получится. Приступайте к исследованию.
Что происходит? (ответы детей). Почему лед не тонет? (ответы детей) Оказывается у льда и соленой воды разная плотность. Лед менее плотный, чем соленая вода, поэтому айсберг может плавать.
Воспитатель: Мы справились с заданием полярников и научно доказали, что наши ответы верны. Спасибо за интересные вопросы и в благодарность, я предлагаю сделать для этих важных людей «снежные очки». Ведь солнечные блики на ярком снегу могут ослепить. А «снежные очки» помогут защититься. Согласны? Приглашаю всех участников программы пройти в творческую мастерскую.
Прежде чем мы начнем изготавливать очки для полярников я предлагаю вам размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Раз, два, три, четыре, пять…»
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять,
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять.
Теперь можете приступать к работе.
Творческая деятельность «Снежные очки»
В импровизированной мастерской заготовлены шаблоны для очков, на которых очерчен силуэт очков с узкими прорезями и местом для крепления резинки. Дети вырезают шаблоны, маленькие прорези для глаз, боковые отверстия для крепления резинки. Затем привязывают тонкую резинку к боковым отверстиям. Для наглядности можно предложить детям пооперационную карту – схему деятельности.
Воспитатель: Давайте проведем испытание «Снежных очков». Закрепите их у себя на голове. Маленькие прорези помогают уменьшить яркость отражения от снега. Как вы думаете, помогут ли такие очки защитить полярникам глаза от слепящего солнца и снега? (ответы детей) Я предлагаю взять очки с собой на прогулку, проверить и только потом отправить их полярникам.
Воспитатель: А у нас есть еще одно сообщение – Ксюша подготовила интересную информацию об айсбергах, давайте ее послушаем.
Ребенок: (Ксюша). Это интересный факт! Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают и ломаются на более мелкие части.
Воспитатель: А я тоже знаю интересные факты. Оказывается киты, рыбы и тюлени обычно плавают вокруг айсбергов, а вот белые медведи предпочитают нырять с айсберга с высоты, достигающей иногда 15 м. (это приблизительно высота 5-тиэтажного дома). Интересно, как же он забирается на скользкий айсберг? Похоже, что у белого медведя появилась новая тайна, разгадать которую предстоит нам всем вместе. Предлагаю и это открытие сделать в более естественных для белого медведя условиях. А именно на улице. Согласны? Тогда я предлагаю завтра на прогулке провести сразу два эксперимента: со «снежными очками» и «Как белый медведь забирается на айсберг?» А сейчас скажите, чем мы с вами сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего