Ирина Александровна Попугай
Познавательно-исследовательский проект «Дуб из желудя»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Целинный детский сад «Теремок» Целинного района Алтайского края
Познавательно- Исследовательский проект :
«Дуб из желудя».
Работу выполнили:
Иванилова Ирина Владимировна
Попугай Ирина Александровна
высшая квалификационная категория
МБДОУ «Целинный детский сад «Теремок».
с. Целинное
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Дуб из желудя“» размещена в разделах
- Дерево Дуб, желуди
- Деревья и кустарники
- Желуди. Поделки
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проект по познавательному развитию для детей старшей и подготовительной группы «Дуб из желудя».
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Участники проекта : дети старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели групп, родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Срок проведения: октябрь 2022г. – май 2023г.
Актуальность темы проекта.
Проблема экологического воспитания – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста, средство образования в сознании детей реалистических знаний об окружающем, основанных на чувственном опыте. Сколько открытий делают дети в процессе наблюдений за природными объектами и явлениями! С дошкольного возраста закладывается и формируется позитивное отношение к природе, правила поведение в ней.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Лес – это лёгкие нашей планеты! Чем больше мы посадим деревьев, тем лучше сохраним природу, улучшим экологию. Нас окружает множество разных деревьев: береза, тополь, осина, ель, сосна, клен, рябина, яблони, но на территории нашего района мало таких деревьев, как дуб и мы не так много знаем о нем. Поэтому наш детский сад, совместно со школьным лесничеством: «Лесной дозор» учителем МБОУ "Целинной СОШ №1" имени Фомичевой Л. П. Забродиной Валентиной Алексеевной выбрали для изучения данную тему и решили вырастить саженцы дубов из желудей для озеленения села. О нашей работе вышла статья в краевой газете: «Природа Алтая».
Цель проекта : вовлечение детей старшего дошкольного возраста в практическую деятельность по выращиванию деревьев (дуба) из желудей в условиях детского сада.
Задачи проекта :
- Познакомить детей с дубом - как символом мощи, силы, твердости.
- Расширять знания о жизни дуба, о развитии, строении, функциях частей дерева (корень, ствол, крона, его взаимосвязях с окружающей средой.
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательские способности в процессе выращивания из желудей дуба в условиях детского сада.
- Создать условия для совместного экспериментирования.
- Способствовать развитию трудовых умений и навыков по посадке, выращиванию и уходу за всходами саженцев дуба.
Развить у детей познавательный интерес, мотивацию и любознательность.
Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Расширять коммуникативные навыки, развивать речь, пополняя литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками.
Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке.
Воспитывать любовь к природе, умения правильно вести себя в природе, желания беречь ее.
- Вовлечь родителей воспитанников в совместную деятельность.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- активизация познавательного интереса детей к жизнедеятельности деревьев, к их красоте и пользе;
- конкретизация представлений детей об условиях роста саженцев деревьев, уходе за ними;
- дети приобретут исследовательские навыки;
- у детей и взрослых повысится уровень экологической культуры, экологического самосознания, у них появится желание вырастить и посадить новые деревья.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный: длительность 1 месяц
-Преемственность со школой в экологической направленности;
-Изучение методической литературы;
- Подбор детской художественной литературы;
- Подбор дидактических и настольных игр;
2 этап – основной:
Беседы: «Деревья в жизни человека». «Что было – бы, если бы не было деревьев?». «О дубе». «Крепкий, как дуб. Что означает это выражение?».
Просмотр мини фильма: «Как вырастает дубок из желудя?»
Интересные факты и легенды о дубе. (приложение).
Дидактические игры и упражнения:
1. «Найди и собери желуди»
2. «С каких деревьев листочки»
3. «Чей плод».
4. «Найди дерево по описанию».
5. «Собери целое дерево».
Игровые упражнения:
«Обведи веточку по точкам»,
«Заштрихуй листики».
Игра с раскраской «Дуб»; «Найди желудь» (мешочек ощущений); «Определи на ощупь».
Познавательная деятельность.
НОД: «В гостях у могучего дуба».
Речевое развитие. Речевое упражнение на развитие языкового чутья «Осенние листья». Знакомство с пословицами и поговорками о дубе. Отгадывание загадок.
Чтение художественной литературы
Подбор художественной литературы о дубе.
Сказка Д. Чехова «Сказка старого дуба»
Рождественская сказка Г. Х. Андерсена «Последний сон старого дуба». https://allforchildren.ru/ft/sk_andersen22.php
Екатерина Серова стихотворение «Мечты дуба»,
И. Токмакова стихотворения «Дуб»
«Песенка дубовых сеянцев»
Любовь Ясиневская сказка: «Голубой дуб
К. Ушинский «Спор деревьев» https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-ushinskogo/spor-derevev/
Просмотр мультфильма: «Сказка старого дуба» 1949 год. https://youtu.be/u2BaET6tB0Q
Продуктивная деятельность:
Рисование: «Дуб – великан».
Лепка: «Дубовые желуди»
Опытно-эксперементальная деятельность: «Вода в жизни растений» (замачивание желудей в воде).
Исследовательская деятельность.
Рассматривание желудя под лупой.
Посадка желудей в опилки.
Уход и наблюдения за всходами, опрыскивание росточков.
Пересадка укоренившейся веточки дуба в контейнеры.
Труд в уголке природы: полив, рыхление почвы. Зарисовка эксперимента (рост дуба).
Посадка в грунт.
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка». Советы по выращиванию дубов.
3 этап – заключительный:
Летом высадить саженцы дуба в открытый грунт.
Экологическая акция: «Дубовая аллея».
Вывод: 1. В ходе проделанной работы мы убедились, что в условиях детского сада, возможно, вырастить дуб. От данного вида деятельности дети были в восторге. Дети называли свои дубки ласково «дубочички», некоторые даже дали имена своим дубкам. Так, например внучка Забродиной Валентины Алексеевны, Подгорная Александра назвала свой дубок – «Петя».
2. Проект расширил знания детей о природе родного края, о пользе деревьев, о том, как из маленького желудя вырастает большой и могучий дуб.
3. Сначала появился корешок, затем стебелёк и листья.
4. В первые дни росток развивался быстрее, а сейчас прирост менее заметен.
5. Самое маленькое растение 5 см, а самое большое – 30 см.
7. Это хлопотливое занятие, но очень интересное детям. А интересно потому, что дети не только узнали о дубе, но и увидели, с чего начинают жизнь вековых деревьев.
8. Место будем выбирать тщательно, т. к. дуб не любит пересадок.
В заключение хочется сказать, что вырастить любое дерево, особенно долгожителя, это не просто событие, а огромное чувство гордости.