Татьяна Астапова
Познавательно-исследовательский проект для старшей группы «В мире материалов»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект для старшей группы
«В мире материалов»
Основные сведения о проекте :
• Продолжительность проекта : среднесрочный, 3 мес.
• Время реализации проекта : сентябрь - декабрь 2021 года.
• Тип проекта : познавательный, исследовательский, творческий.
• Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
• Возраст детей: 5-6 лет.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для старшей группы „В мире материалов“» размещена в разделах
Актуальность проекта :
Ребенок легко осваивает материал предметов в его изменении, движении, развитии, что даёт толчок для появления прогностического взгляда на рукотворный мир. С помощью игровых занятий, разъяснительных бесед, наблюдений, детского экспериментирования, художественной деятельности и рекомендаций родителям можно корректировать представление детей о взаимосвязи природы и человека, сделать их более отчетливыми для осознанного ориентирования в окружающем предметно-природном мире.
Цель проекта :
Развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира, направленная на формирование представлений детей о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы.
Задачи проекта :
• Обучающие:
1. Расширять и закреплять представления о материалах, из которых сделаны окружающие нас предметы (дерево, пластмасса, стекло, глина, ткань, бумага, металл).
2. Учить выделять свойства материалов : мягкость - твердость, гладкость - шероховатость, прочность - гибкость и. т. д.
3. Привлечь детей к участию в экспериментальной деятельности.
4. Упражнять в умении проводить несложные опыты с предметами, сделанными из разных материалов, на основе этого делать выводы.
• Развивающие:
1. Приобщать к процессу познания, побуждение интереса к предлагаемой деятельности.
2. Развивать критическое мышление.
3. Развивать связную, монологическую речь.
• Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.
2. Воспитывать и развивать эстетическое восприятие, умение любоваться красотой окружающих предметов, сделанных из разных материалов.
3. Воспитывать умение безопасного использования предметов, опираясь на свойства материала, из которого сделаны эти предметы.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в проекте :
1. Пальчиковые гимнастики
2. Дыхательные гимнастики
3. Игры с су-джок
4. Подвижные игры, эстафеты.
5. Лого ритмическая гимнастика Е. Железновой («Тук ток» (металл, Медвежата с ложками (металл или дерево).
Этапы работы над проектом :
Первый этап.
• Подготовительный: (формулировка проблемы, планирование результатов / продуктов проекта)
Определение темы.
Постановка проблемы перед детьми
Информирование родителей о предстоящей теме и проблеме.
Наблюдение за действиями и высказываниями детей по данной теме.
Подбор наглядного материала и ознакомление с методической литературой, знакомство с нетрадиционными формами работы.
Составление плана работы по реализации проекта
Второй этап
Работа с детьми:
1. Рассматривание образцов разных материалов, иллюстраций по темам "Одежда", "Мебель", "Игрушки", «Посуда», «Инструменты», «Книги».
2. Рассматривание иллюстраций изделий из разных материалов в энциклопедии для детей.
3. Чтение художественной литературы по теме проекта.
4. Экспериментальная деятельность.
5. Продуктивная деятельность: рисование, конструирование, лепка.
6. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно - ролевые игры
Работа с родителями:
1. Рекомендации для родителей по формированию познавательного интереса к предметному миру.
2. Консультация «Знакомство детей со свойствами предметов».
3. Консультация «Познавательные интересы дошкольников».
Заключительное мероприятие: викторина «В мире материалов»
Используемая литература:
1. Н. В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группы. – М. : Элизе трейдинг, ЦГЛ, 2003.
2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
3. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и окружающим миром. Старшая группа. – М. : Мозаика синтез, 2018.
4. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий центр «Сфера», 2002
5. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.
6. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011. – 256 с.
7. Н. А. Рыжова Что у нас под ногами : блок занятий "Песок. Глина. Камни". - М. : Карапуз-Дидактика, 2005