ольга прыткова
Познавательно-исследовательская совместная деятельность воспитателя и детей старшей группы «Волшебница-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Волшебница- водица".
Цель:
Вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.
Задачи:
Обучающая:
познакомить детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет);
Развивающая:
развивать навыки проведения первых опытов;
развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
Публикация «Познавательно-исследовательская совместная деятельность воспитателя и детей старшей группы „Волшебница-водица“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитательная :
формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.
воспитывать бережное экономное отношение к воде.
Материалы и оборудование: Подносы, лупы, тазы, одноразовые стаканчики, желоб, полоски разного цвета, игрушка лиса, строительный материал, мнемотаблицы «вода», «снег», «лед», театральные шумы, избушка изо льда, строительный материал.
Методы и приемы: игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты, наглядный (компьютерная презентация, баночки с водой, практический (опыты, словесный (беседа).
Ход занятия.
Вводная часть:
Ребята сегодня у нас в группе гости. Давайте с ними поздороваемся необычно. Подарим им свои улыбки и хорошее настроение.
Стук в дверь.
Ребята, кто-то еще к нам в гости спешит.
Входит «лиса».
Дети здороваются с лисой, спрашивают, почему она такая грустная.
Лиса: Как же мне не грустить. Пойдемте, ребята, я покажу, что произошло с моей избушкой.
Подходим к столу, где стоит ледяная избушка.
Лиса: Ой, ребята, посмотрите на мою избушку…Что произошло с моей избушкой? (Она растаяла). А почему так случилось? А из чего же она была построена? (из льда)
Давайте объясним лисе, почему ее ледяная избушка растаяла. Ты посиди с нами и послушай….
Основная часть:
Я расскажу вам, ребята, небольшую историю… «У Матушки – Водицы была большая семья, с ней вместе жили сыновья: дождь, снег, лед. У них у всех разные интересы: один любит весну, другой лето и осень, третий зиму».
А кто из вас знает, какое сейчас время года? (весна)
Какое время года закончилось? (зима)
А чтобы ответить на вопрос, кто из сыновей Матушки-Водицы любит зиму, надо отгадать загадку.
Он, зимой всегда бывает,
Пухом нежным выпадает,
Коль в ладошку попадёт,
То, в секунду, пропадёт.
Оглянись, зимой, вокруг,
Что увидишь, милый друг? (Снег)
Ребята, у нас на столе на подносе лежит снег.
- Посмотрите, какой он? (белый).
Ребята, знаете, я принесла вам с улицы снег и спрятала в нем игрушку. Можете ли вы сейчас сказать, что это за игрушка (Нет)
Почему? (Снег непрозрачный).
Посмотрим, что же я положила в снег (достает зайчика из снега)
Далее воспитатель предлагает подойдите к столам.
ОПЫТ №1
- У нас на столе, в стаканчике лежит комочек снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите снег в руку и скажите, какой он.
Ответы: холодный, белый, лёгкий.
А теперь посмотрим, что произойдёт со снегом в наших ручках.
Ответ: он растаял и превратился в воду.
А теперь давайте проверим, есть ли запах у снега
Ответы детей : Нет
А сейчас пропустим воду полученную из снега через фильтр (вату). На вате осталась грязь.
Вывод: В снеге содержится грязь. Поэтому снег и снеговую воду нельзя употреблять в пищу, поскольку они очень грязные.
Можно ли сказать, что снег «сын» Матушки-Водицы? Давайте еще раз возьмем в руки немного снега. Совсем немного… подождем и посмотрим, что будет. Что произошло со снегом, расскажите. (Снег растаял и превратился в воду. Ладошка стала мокрая.) Почему? (ладошка теплая. Тепло в группе)
ВЫВОД
Итак, снег – это замерзшая вода и его можно, действительно, назвать сыном Матушки-Водицы.
Давайте подойдем к доске. Посмотрите на нашу помогалочку и расскажите, какой бывает снег. (Дети кратко рассказывают о снеге, используя мнемотаблицу)
Чтобы ответить на вопрос, кто еще из сыновей Матушки-Водицы любит зиму, надо отгадать загадку.
Послушайте другую загадку:
С морозами, пургой и снегом
Зима-волшебница придет.
И все речушки и озера
Покроет скользкий толстый. (Лед)
Какое время года любит этот сын Матушки-Водицы?
Подойдите к другому столу.
Опыт №2.
На столах у малышей тарелочки с кусочком льда. Дети касаются льда и утверждают, что лед холодный. Твердость проверяют, обследуя кусок льда на ощупь, ударяя по нему маленьким молоточком. Лед разбивается на маленькие кристаллики. Дети делают вывод.
Ну что, ребята, какой лед на ощупь? (Холодный и твердый).
"Умеет ли лед плавать?"
На столах у детей емкости с водой. Дети берут ложкой кусочек льда и бросают его в воду. Лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности. Это означает, что лед легче воды. Дети делают вывод.
Ну что, ребята, тонет ли лед в воде? (Нет, он не тонет, а плавает, потому, что он легче воды). Да
Дети, у нас на столе две миски с водой. Давайте обследуем, какая вода в каждой миске? Дети опускают пальчик в одну миску и в другую и делают вывод-в красной миске горячая, в синей-холодная. А теперь возьмите кубики льда и бросьте в горячую воду и в холодную. Посмотрите, в какой воде лед быстрее растаял-в горячей или в холодной? (В горячей) Ребята делают вывод.
Ну что, ребята, в какой воде лед быстрее растаял? (В горячей воде лед быстрее растаял, чем в холодной.).
Какой можно сделать вывод? (лед- это замерзшая вода и его можно назвать сыном Матушки-Водицы)
Давайте подойдем к доске. Рассмотрите помогалочку и расскажите, какой лед. (Дети кратко рассказывают о льде).
Ребята, мы с вами доказали, что снег, лед – сыновья Матушки водицы.
А какими же свойствами обладает сама волшебница-водица.
Давайте подойдем к этому стола, встаньте в кружочек.
Опыт №3.
1. Постойте и посмотрите, что я буду делать.
(Воспитатель из стакана по специальному желобу выливает воду в таз, дети наблюдают происходящее)
Ребята, что вы видите? (Вода льется из стакана, течет по трубе-желобу, выливается в таз)
Почему так происходит (вода жидкая, и может течь)
2. А имеет ли вода свою форму, как лед? Как вы думаете? (Да, нет).
Давайте проверим. Сейчас я буду переливать воду. В сосуды разной формы и мы посмотрим, что будет.
Сейчас я возьму прямоугольную форму и налью в нее воду (налить). Что видите? (Вода приняла прямоугольную форму, форму сосуда). Воспитатель переливает воду в сосуды разной формы, а дети определяют форму и обращают внимание на то, что вода все время принимает форму сосуда, В конце дети с помощью воспитателя делают вывод, что вода не имеет своей формы и всегда принимает форму сосуда, в который ее наливают.
3. Возьмите с подноса стаканчик с водой. Опустите в него любой предмет с подноса. Что вы видите? (предметы лежат в воде)
Можно ли рассмотреть, что именно лежит в воде? (да). Что лежит у тебя.? А что у тебя в стакане с водой?.
Какой можно сделать вывод? (Раз в воде хорошо видны предметы, значит вода прозрачная)
4. Ребята, у нас на столе стоит два тазика с водой. Опустите правую руку в таз с синим кружочком и вытащите ее. Какая стала рука? (мокрая). Какая была вода в тазу? (Холодная)
Давайте опустим рука в таз с красным кружочком. А какая вода в этом тазу? (теплая).
А можно ли опускать руку в горячую воду? (нет, потому что можно обжечься)
- Какой можно сделать вывод? (Вода мокрая, может быть холодной, а после нагревания может быть теплой и горячей.)
Давайте подойдем к доске. Посмотрите на нашу помогалочку и расскажите, какая вода. (Дети кратко рассказывают о воде).
А почему же еще люди называют воду так ласково Матушкой – Водицей? (вода нам всем нужна, она наша помощница)
Ребята, выходите на середину группы. Давайте поиграем в игру «Тепло-Холодно»
Услышав слова "холодно2 мы с вами превратимся в снежинок, а при слове "тепло" превратимся в капельки.
Итак, начали: «холодно» (холодно)
Ребята превратятся в снежинку: легкую, красивую… Снежинки летают, кружатся на ветру (дети в образе снежинки кружатся и медленно «летают» по группе).
Но вот выглянуло солнышко. Пригрело, стало тепло, наступила «весна» и снежинки превратились в капельки. Они упали на землю дождем. Дождь становился все сильнее и сильнее, а капелек становилось все больше и больше и тогда на земле появился ручеек (дети берутся за руки). Ручеек сначала был маленький. Но к нему присоединялись другие капельки, и ручеек стал большим. Ручек радостно бежал по земле и напевал свою песенку – журчал, радовался теплу. (Бегают змейкой)
Но «зима» не хочет уходить и гонит солнышко, закрывает его тучами и на улице становится «холодно». И наш ручеек стал замерзать на морозе, со временем покрылся льдом и совсем замерз. (Дети собираются в большой круг, встают близко друг к другу и замирают).
Но как бы зима не злилась, все равно наступает «весна» и становится «тепло». Ручеек оттаивает и продолжает свой бег.
Молодцы!
Заключительная часть.
Воспитатель спрашивает, понравилось лисе в гостях? Да, ведь она узнала так много нового, интересного. И теперь она поняла, почему растаяла ее ледяная избушка. (оказывается, наступила весна, стало тепло) А дети какие умные, все знают. Воспитатель спрашивает, что понравилось детям.
Давайте поможем лисе и построим для нее избушку, такую, чтобы она не растаяла. У нас в группе есть деревянный конструктор из него мы и построим прочную избушку для лисы (Дети за столами делают постройки).
Лиса благодарит детей. Дети прощаются с гостями и уходят.