Елена Сидорова
Познавательно — исследовательская деятельность в средней группе «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать развитию познавательного интереса у детей, интеллектуальной активность.
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы, звёздах и других космических объектах. Обогащать словарный запас детей словами: «вселенная», «кратеры», «солнечная система», «воздушная волна», названиями планет, и др.
Развивающие:
Публикация «Познавательно — исследовательская деятельность в средней группе „Космос“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Космос. Все о космосе для детей
- Средняя группа
- Темочки
Развивать у детей навыки экспериментирования. Развивать наблюдательность, активный познавательный интерес, умение делать выводы по результатам экспериментирования. Развивать двигательную активность детей.
Воспитательные: Побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний. Способствовать свободному общению с взрослыми и сверстниками. Воспитание активности, умения работать в коллективе.
Демонстрационный материал: мультимедиа презентация к занятию, макет солнечной системы, воздушные шары по количеству детей, глубокая емкость округлой формы для создания мини-космоса, пипетки на каждого ребенка, миска с мукой, пластилиновые шары на веревке, металлические гайки, вещества для проведения опытов и экспериментов: спирт, вода, растительное масло.
Методические приемы: Наглядные, игровые, словесные, практические
Ход занятия:
Воспитатель заходит вместе с детьми в зал.
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями.
Приветствие «Передай звездочку дружбы»
Воспитатель: А сейчас давайте познакомимся друг с другом. У меня в руках ярко светящаяся звезда дружбы, которую мы будем передавать друг другу, называя свое имя. Я, Елена Игоревна …., следующий ребенок говорит свое имя и передает и т. д. (передаем звездочку дружбы по кругу, и она возвращается обратно к воспитателю)
Воспитатель: Молодцы, вот и мы познакомились. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено космосу.
Воспитатель: С давних пор люди, глядя на небо хотели знать, а что там есть. А вы, ребята, обращали внимание на прогулках на дневное и вечернее небо? А какая между ними разница? Что нам видно вечером или ночью на небе, чего не видно днем и наоборот? ( предположения детей: днем они видят солнце, а вечером и ночью звезды и Луну).
Воспитатель: А может вы знаете, что такое Солнце?
Ответы детей.
Воспитатель: Солнце – это огромная звезда, похожая на те, которые мы видим ночью. Но Солнце во много раз больше других звезд и светит намного ярче. У Солнца есть «семья», в нее входит и наша планета. А как называется наша планета?
Воспитатель: Правильно, Земля. Кроме Земли в эту семью входят также и другие планеты, и называется эта семья «Солнечная система». В центре Солнечной системы ярко светит горячая звезда – Солнце. Вокруг вращаются восемь главных планет. Третья по счёту и есть наша Земля.
Еще с детства я знаю одну сказку про солнечную систему. Хотите послушать? Присаживайтесь поудобнее на подушки и послушайте.
Сказка «Солнечная система» с демонстрацией модели солнечной системы.
Живет во Вселенной дружная семейка "Солнечная система".
Маму зовут Солнцем, а ее детей планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, всех согревает.
Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую дочку - "Венерой", самую добрую - Землей, самый драчливый носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером.
Сатурн — это весельчак с красивыми кольцами.
У планет есть друзья- спутники. У Земли есть подружка – спутник, которую зовут Луна. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна вокруг Земли, заглядывая ей в глаза. Нельзя в Космосе без дружбы.
Воспитатель: Понравилась вам сказка? Кто теперь мне может сказать, что такое солнечная система.
Ответы детей.
Воспитатель подытоживает: Солнечная система - это солнце - вокруг которого вращаются 8 планет. Солнце считают центром Солнечной системы.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас пригласил в гости в свою лабораторию мой давний друг, профессор Потомучкин, чтобы вы узнали больше интересного о космосе. Сейчас он должен выйти с нами на связь.
Воспитатель:
Потомучкин: Здравствуйте юные друзья. Кроме Солнечной системы существуют и другие, и все они находятся в космосе. Космос еще называют Вселенная, со звездами, планетами и множествами других небесных тел. Это бескрайнее пространство, даже если полететь на ракете, невозможно добраться до его края. (видео космоса)
Воспитатель: Как красиво, правда, ребята. Жаль, что мы не можем днем увидеть космос.
Потомучкин: В моей лаборатории вы можете создать космос и понаблюдать за движением планет.
Воспитатель: Ребята, вы хотите увидеть космос своими глазами?
Дети: да
Воспитатель: Ну тогда пройдемте в лабораторию и сделаем с вами мини космос.
Опыт 1: «Космос в сосуде»
Оборудование: Круглая ваза, пипетки на каждого ребенка, шпажки деревянные на каждого ребенка, растительное масло, спирт медицинский, вода.
Подготовка опыта: В круглый сосуд (вазу) заранее налит спирт, растительное масло (нерафинированное) набрано в пипетки.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы приступить с вами выполнению опытов, я хочу вам напомнить правила безопасности:
1. Руками не трогать жидкость в сосуде.
2. При работе с пипеткой быть аккуратными, держать ее строго за резиновую часть.
3. Запрещается пробовать вещества на вкус.
Выполнение опыта:
Воспитатель: Пипеткой осторожно капаем в наш сосуд со спиртом большую каплю масла. Понаблюдайте за каплей. В воде бы капля всплыла и растеклась по поверхности круглым пятнышком жира. А в спирте капля сразу же опустилась на дно в виде как красивого золотистого шара! Все дело в плотности и тяжести этих жидкостей. Тяжелые жидкости "тонут" в более легких.
Как вы думаете, если масло оказалось на дне, т. е. утонуло, оно легче или тяжелее спирта?
Рассуждения детей.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю каждому взять пипетку с маслом и капнуть его в сосуд. Дети капают масло в сосуд.
Воспитатель: Но, если мы хотим, чтобы наш масляный шар не просто лежал на дне, а парил как планета в космосе, нам надо сделать спирт более плотным – т. е. чтоб он был тяжелее масла. Посмотрите, я осторожно в спирт буду добавлять маленькими порциями воду, и шар начинает "парить" над дном сосуда. Дело в том, что вода самая тяжелая из трех этих жидкостей, и она хорошо смешивается со спиртом. Разбавляя спирт водой, он становится тяжелее и начинает выталкивать масло вверх.
Вот посмотрите, как наши шары всплывают и у нас в сосуде появляется свой небольшой космос, где масляные шары и есть космические тела : планеты, звезды. А теперь можно шпажкой взболтать осторожно нашу жидкость и увидеть, как небесные тела будут двигаться в космосе. (проделывает воспитатель)
Воспитатель: Итак, мы увидели, что космос – это множество планет, звезд и других небесных тел.
Воспитатель: Я очень любила в детстве смотреть на звездное небо. Предлагаю нам сейчас отправиться в полет вокруг Земли, посмотреть на звезды. А полетим мы с вами на ракете.
Физкультминутка «Ракета»
Приготовимся, ребята
Нас уже ракета ждёт! встать смирно
руки над головой «домиком»
Отправляемся сегодня
мы в космический полёт. шагаем на месте
Проверяем снаряженье,
Тренировку проведем. руки вперёд, вверх, в стороны
Сквозь космические дали
Вокруг Земли мы «поплывем» Повороты в стороны, руки поочередно ко лбу - смотрим
Быстро мчимся мы в ракете,
Невесомость в корабле. Руки в стороны, имитация движений, присесть
Перегрузки знаем эти
машем мы рукой Земле! Встать и помахать руками
Воспитатель: А сейчас пройдемте в ракету (макет ракеты из ткани и стоек с вырезанными иллюминаторами).
Воспитатель: К старту готовы?
Дети: готовы
Воспитатель: 5,4,3,2,1 – пуск!
Воспитатель: во время полета попрошу всех подойти к иллюминаторам, тогда вы сможете наблюдать за звездным небом.
Включается видео со звездным небом, луной под космическую музыку, во время полета слышен голос Потомучкина.
Потомучкин: Не все звезды может наблюдать человеческий глаз на небе ночью. А с помощью телескопа можно рассмотреть даже далекие звезды. Можно увидеть, что большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми и даже красноватыми.
А вот крутящиеся звезды – пульсары. С огромной скоростью они вращаются из стороны в стороны и издают резкий звук.
Вот Луна, каждый день она разная. Луна это спутник Земли. На каменистой поверхности Луны много впадин и глубоких ям. Их называют кратерами. Кратеры появляются, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные метеориты.
В конце видео воспитатель говорит детям:
Воспитатель: Приготовиться к посадке, приземляемся.
После приземления дети выходят из ракеты.
Воспитатель: Вот мы с вами облетели вокруг Земли на ракете. И что же мы увидели в космосе?
Дети: Луну, звезды, вращающиеся звезды.
Воспитатель: А меня очень поразили вращающиеся звезды, какой они звук издают. А я всегда думала, что в космосе нет звука.
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание в полете на поверхность Луны. Из-за чего поверхность Луны вся в ямах, и как они называются?
Дети: это кратеры, они образовались при падении метеоритов на луну.
Воспитатель: Давайте посмотрим с вами, как образуются кратеры.
Эксперимент 3 «Лунные кратеры»
В чашку или тарелку насыпать горку муки (песка, манки). Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера.
Вывод: Это происходит, потому что Луна не защищена атмосферой и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки.
После эксперимента на экране включается космическая музыка и появляется инопланетянин.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, и нам пора. Вам понравилось наше занятие? А что больше всего вам запомнилось? Вам было трудно?
Спасибо вам за интересную встречу, думаю, что полученные знания вам очень пригодятся. До свидания.