Галина Лыгорева
Опыт работы «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ.
«Каждый узнает лишь то,
что сам пробует сделать»
И. Г. Песталоцци.
Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологическое направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений.
Публикация «Опыт работы „Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Метод проектов актуален и очень эффективен. В проектно - исследовательской деятельности ребенок чувствует себя субъектом собственной деятельности, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным.
Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявление поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.
В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека.
Мы обратили внимание, что дети нашей группы в недостаточной степени имеют представления об овощах, фруктах и цветах, которые характерны для нашей местности. Дети имели недостаточное представление о том, из чего и как прорастает росток, где он растёт, о необходимых условиях его роста, и о том, что может вырасти из маленького ростка. В связи с этим мы решили провести проект «Путешествие семечка».
Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского направления. Практическая значимость представляет собой модель формирования поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.
«Зеленое царство» начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растительным миром природы, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения».
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Тема нашего проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего возраста (5-6 лет) и объёма информации, которая может быть ими воспринята.
Цель проекта: формирование начала экологического сознания у дошкольников и развития у них потребности ухода за растительными культурами нашего края, умение наблюдать за их ростом.
Задачи проекта:
1. Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (огурцы, кабачки, фасоль, свёкла, редис, цветы).
3. Формировать умение наблюдать и правильно ухаживать за растениями.
4. Обобщать представления детей о необходимых условиях для полноценного роста растений.
5. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди cажают семена, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
6. Расширять знания детей о культурных растениях и их значении в жизни человека
7. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление, прополка сорняков).
8. Развивать познавательные и творческие способности детей.
9. Развивать навыки активности и самостоятельности мышления.
10. Формировать нравственно-экологические позиции личности.
11. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Новизна проекта заключается в комплексном подходе, в соблюдении принципов систематичности, последовательности и непрерывности в содержании и организации работы по проекту, использовании интерактивных методов обучения и воспитания в экологическом образовании детей. Основным принципом эффективности воспитательно-образовательного процесса является личная включённость детей и родителей в реализацию данного проекта.
Проект реализовывался в три этапа:
1. Подготовительный - постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор и изготовление оборудования для экологического уголка, предварительная работа с детьми, создание условий для поисково-исследовательской деятельности детей.
2. Основной – деятельно - исследовательский (посадка, уход, наблюдение)
поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3. Итоговый - обобщение результатов работы с использованием различных методов и приёмов, анализ, закрепление полученных знаний.
Принципы реализации проекта:
Принцип развития – ориентация на развитие личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов проекта.
Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Для реализации исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Путешествие семечка» были созданы условия по организации поисковой исследовательской деятельности детей : наличие детской исследовательской лаборатории со всем необходимым материалом для экспериментирования, находящимся в доступном для детей месте.
На первом этапе воспитателем была сформулирована проблема предлагаемого исследования: «Как из маленького семечка вырастает большое растение?», «Как и с помощью чего мы сможем добиться предполагаемого результата?».
Были проведены:
беседы по теме: «Какие бывают семена?», «Что я знаю о растениях?»,
сбор художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме (рассказы, стихотворения, загадки, сказки, пословицы об овощах).
рассказы детей о том, как они помогают родителям на огороде.
рисование на тему: «Семена и росточки»
лепка с использованием различных семян
каждодневные наблюдения за ростом растений в природе
На втором этапе была организована индивидуальная деятельность детей, спланирован и определён ход работы : с чего начать, как правильно определить последовательность работы.
На данном этапе проводились:
беседы: «Знакомство с семенами растений» (где их можно приобрести, как правильно хранить, чем они похожи и чем различаются и т. д.);
дидактические игры: «Что нужно для посадки овощей?», «От семени до овоща», «Как сажать и ухаживать за растениями?»;
игры на развитие речи: «Составь логическую цепочку» и т. п. ;
посадка растений для гномиков: лук, овёс, укроп и петрушка;
каждодневные наблюдения и уход за растениями и фиксирование их роста в дневнике наблюдений.
На третьем этапе детям было предложено самостоятельно провести исследовательскую деятельность, в случае необходимости они могли обратиться за помощью к воспитателю. Следует заметить, что воспитатель в процессе данного этапа не участвует, он просто консультирует, ненавязчиво контролирует. Дети самостоятельно высаживали луковицы и проросшие семена укропа, овса и петрушки, поливали, отмечали время посадки, учитывая наличие или отсутствие осадков.
Данный этап предполагает обобщение полученного результата, демонстрация умения детей осуществлять работу, находить решение поставленной задаче-проблеме, делать самостоятельные выводы, умение поэтапно рассказать родителям о проделанной работе и повторить при желании дома.
В ходе реализации рассматриваемой поисково-исследовательской деятельности мы пришли к следующим результатам:
у детей появился интерес к растениям;
дети могут различать некоторые виды растений;
дети умеют вести наблюдения, пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений;
у детей возросли познавательная активность, интерес к миру, они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели;
обогатилась и разнообразилась речь детей;
дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы;
у детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.
Данные результаты нашей работы свидетельствуют о необходимости использования поисково-исследовательской деятельности в обучении и воспитании дошкольников.
Таким образом, делая вывод из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований и строиться как самостоятельный творческий поиск. Работа педагога в проблемном обучении заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения.