Наталья Аникина
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательно – исследовательская деятельность в детском саду».
К исследовательской деятельности дети проявляют повышенный интерес. Широко распространенно мнение, что дети – прирождённые исследователи. Но если близкие ребёнку взрослые не разделяют его любознательности по отношению к окружающему миру, интерес к исследованию постепенно иссякнет. Чтобы исследовательское поведение развивалось у детей, они должны иметь бесконечно много возможностей и первое с чего мы начали – продумали предметную среду. Многих детей экспериментирование начинает привлекать тогда, когда они видят необычный предмет: зеркало, фонарики, магнит, соль, горох разложенный, зубочистки. Оставленные на виду материалы стимулируют детей к деятельности. В предметную среду необходимо включать достаточное количество доступной для детей справочной литературы – энциклопедии, атласы, дидактические игры, карты. Инструменты – весы, микроскопы, лупы. Исследовательская деятельность в детском саду позволяет организовывать процесс получения знаний не в готовом виде, а через собственный творческий поиск. Интерес детей к какой-либо проблеме, предмету может перерасти в коллекционирование. По тематике коллекции у нас в группе разные – машинки, открытки, ткани, бумага, семена, динозавры. Мы поддерживаем интерес детей их увлечения – устраиваем выставки детских коллекций, помогаем описать коллекцию (рисунки, печатание названий).
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду» размещена в разделах
Наиболее полно изучить какое-либо явление или предмет можно, используя метод проектов. Данный метод позволяет делить информацию на мелкие части, проводить серии опытов. Например: В рамках познавательно – исследовательского проекта «Наш дом и то, что в нём», были проведены серии тематических дней: «Бумажная страна», «Мир деревянных предметов», «Мир стекла», «Металлические предметы». «Переработка бумажных отходов», «Письмо на камне», «Путешествие в прошлое иголки», «Какой звук у стекла». В качестве итогового мероприятия проекта были тематические альбомы с зарисовками опытов, с мини – рассказами о материалах.
Исследовательский процесс в изодеятельности.
Самый широко применяемый приём для активизации исследовательской деятельности изо использование так называемых нетрадиционных техник в продуктивной деятельности. Нетрадиционные техники предполагают использование различных материалов – рисование декоративной косметикой, воском, использование необычных приёмов работы – выдувание из трубочек, прокатывание окрашенного предмета, набрызг. При рисовании создавались изображения на мятой бумаге, в техники ниткографии, кляксографии, монотипии, граттаж.
При аппликации использовались пищевые продукты – крупяные, макаронные изделия, скорлупа яйца. Окрашенный песок, стружки, вата, нитки, конфетти, фольга, фантики. Использование нетрадиционных техник предусматривает этап экспериментирования т. есть изучение возможностей материалов, способов нанесения. Например: возьмём самый простой материал бумага. Она рвётся, размокает, она мягкая, тонкая, красивая, цветная или белая, её можно складывать, закручивать, сгибать, мять, протыкать пальцам, переплетать.
Исследования в логико – математической деятельности.
Строится как проблемно – игровая. При хорошо развитых интеллектуальных способностях значительная часть детей откликалась на привлекательность информации, новизну ситуации. Было обнаружено, что при знании состава числа, успешном решении математических задач, дети не используют освоенное в решении повседневных бытовых и игровых задач.
Ситуации: Сладкоежки подарили 3 конфеты, но зубная фея разрешила ему съесть их за 2 дня. И только в этом случае, если он узнает, сколько разных вариантов угощения может быть. Детям предлагается определить разные варианты поедания конфет. Условия задачи можно моделировать: использовать геометрические фигуры, зарисовка. 4 варианта (3 и 0, 2 и 1, 1 и 2, 0 и 3).
«Рассадим гостей за столом», (моделирование). Выбрать оптимальную, обосновать.
«Экономное печенье» - разделить пласт теста без остатков.
Литературные произведения для организации детской познавательно – исследовательской деятельности.
К таким произведениям предъявляется ряд требований:
1. Интересный сюжет
2. Загадка, интрига
3. Недосказанность
Прочитав часть текста, которая вводит детей в определённую ситуацию (заинтересованность). Затем чтение прерывается, и взрослый помогает детям выдвинуть цель: «Чем можно помочь и как?». Все гипотезы принимаются и одобряются. Затем следует выбор гипотезы для практической проверки, для чего организуется спец - обстановка. Это и есть мотивация для исследования. Дети уже включились в сюжет и обдумывают пути спасения кого-либо, разгадывают тайны, исправляют ошибки, восстанавливают справедливость.
1. Обида Пети (Ф. Блехер)
2. Вода (Леонардо да Винчи)
3. Лиса и козёл (сказка)
4. Мишкина каша (Н. Носов)
5. Галка (Б. Житков)
Отражение результатов детских исследований организованно по-разному: в дневнике впечатлений, блокноте исследований, на стене успехов, в книге открытий. В которых дети сами, с помощью воспитателя фиксируют интересные факты, вопросы, решения.
Проводя, такую работу мы как воспитатели, справились с задачей развития познавательно – исследовательской деятельности.
Самообразование педагога Аникиной Натальи Викторовны