Наталья Галанцева
Познавательно-исследовательская деятельность «Имя твое — птица в руке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать позитивное отношение к именам.
Создать условия для:
- взаимодействия в мини-группах;
- свободного выбора детьми участников совместной деятельности;
- выражения детьми своих чувств и мыслей.
Задачи:
1. Закреплять представления о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей.
2. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
3. Развивать любознательность, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Имя твое — птица в руке“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
4. Развивать интерес к своему имени, закреплять представления о происхождении имён, их смысловой значимости для человека.
5. Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной и полной формы имени.
6. Раскрыть полоролевые отличия детей на примере имени человека, его внешности и различных видов деятельности.
7. Формировать уверенность в себе, осознание своей самоценности и индивидуальности.
8. Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу, заботливого отношения к младшим.
Материалы: куклы – новорождённые дети с бирками на конвертах, аудиозапись плача ребёнка и песни «Антошка», штемпельная подушечка, карандаши, влажные салфетки, карточки из белого картона, азбука, дидактическая игра «Закодированные слова», фломастеры, лупа на каждого ребенка.
Ход деятельности:
I. Вводная часть
Д/И «Закодированные слова»
С целью привлечения внимания детей к теме воспитатель предлагает прочитать «Закодированные слова»:
К Т Я А И М Д
1. (Катя) 2. (Дима) 3. (имя)
- Что обозначают эти слова? (Это слова – имена).
II. Основная часть
Беседа
- Зачем люди придумали имена? (Чтобы различать людей, по имени можно узнать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина. Дети размышляют и делают вывод, о том, зачем людям нужны имена.)
- Правильно, молодцы. У каждого человека есть своё имя, оно выделяет его среди других.
- Если я спрошу: «Тебе здесь нравится?», вы поймете к кому я обратилась?
- А если я спрошу: «Игорь, тебе здесь нравится -O-
- Верно, Игорь сразу поймёт, что нам важно именно его мнение.
- Когда ребёнок появляется на свет, кто даёт ему имя? (Родители).
- Какие интересные имена давали наши предки своим детям? (Любомир – любящий мир, Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям, Владимир – владеющий миром и это большая ответственность, носить такое имя).
- Если говорят про человека «У него доброе имя» - что это значит? (Это значит, человек хороший, добрый).
- А если говорят: «Не губи имени своего»? (Это значит, не поступай плохо).
- И все, конечно, стараются сохранить своё доброе имя и соответствовать ему.
- А вы знаете, почему вас назвали таким именем? (Дети рассказывают свои истории, воспитатель хвалит).
Звучит запись плача ребёнка
- Как вы думаете, кто это плачет? (Маленький ребёнок).
- Да, с таким плачем рождаются все дети. Это родился ребёнок.
Исследовательская деятельность
(Воспитатель обращает внимание на каталку, где лежат «новорождённые» дети. Все подходят к каталке.)
- Как называют детей, которые только появились на свет? (Малыши, новорождённые)
- Посмотрите, пожалуйста, и скажите, эти новорождённые малыши чем-нибудь отличаются друг от друга? (Дети рассматривают, сравнивают их и обобщают).
- Они почти все одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно.
- Как мы узнали, что эта кукла – девочка (мальчик? (По голубым и розовым пелёнкам).
- Молодцы, правильно. Обычно мамы заворачивают девочек в розовое, мальчиков – в голубое.
- Когда младенцы подрастут, как мы будем их различать? (По внешнему виду: одежда, причёска; по голосу: у мальчиков – низкий (мужской, у девочек – высокий (женский); по интересам: мальчики любят шумные игры, конструкторы, машины; девочки предпочитают игры с куклами, рисуют людей, цветы. Можно различить по имени: у девочек - женские имена, у мальчиков – мужские).
- А бывают имена, которыми можно назвать и девочку, и мальчика? (Бывают; дети приводят примеры: Саша, Женя)
- Можно по нашей выставке поделок узнать, что делали девочки, а что – мальчики? (Рассматривают поделки, делают вывод, что интересы у всех разные).
- Правильно, у нас у всех разные интересы, и мы должны уважать интересы друг друга.
- Каждый ребёнок со дня своего рождения имеет право на собственное имя. У наших новорождённых имён пока нет, а есть только бирочки с цифрами. А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой: Первый, Пятый, Восьмой и т. д. ?
- Как быть с нашими «новорождёнными», у них нет имён? (Воспитатель предлагает детям представить себя в роли родителей. Дети называют малышей, аргументируют выбор имени, на бирочках подписывают имена младенцев).
Звучит запись с плачем новорождённых
- Как можно успокоить малышей? (Взять на руки, покачать, поиграть, дать пустышку, поменять пелёнки и т. д.)
Физминутка (звучит мелодия песни «Антошка»)
- Как называется песенка? Про кого она? (Про мальчика по имени Антошка).
- Ребята, я присмотрю за малышами, а вы повеселите их танцем – шуткой «Антошка» (Импровизированный танец).
- А теперь проводим «новорождённых» в ясельную группу, им пора кушать и спать. (Дети прощаются, садятся в игровой уголок на диванчики).
Беседа об именах
- Открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Как бы вы хотели, чтобы вас называли ласково? (Дети называют ласковую форму своего имени).
- А где у нас в группе можно поместить ваши ласковые имена? (На кабинках).
- Давайте теперь всегда друг к другу обращаться ласково. А почему вы меня называете Наталья Николаевна? (Это уважительное обращение к старшим).
- Как называется такая форма имени? (Полное имя).
- Как получается полное имя? (К имени добавляется имя отца – отчество).
- Всегда ли меняется имя, когда добавляется отчество? (Не всегда: Игорь Иванович).
- Назовите своё полное имя. Когда мальчики станут папами, их имя будет ещё и отчеством. Попробуйте «примерить» своё имя как отчество (Дети выполняют задание).
- Как вы думаете, бывают люди с одинаковыми именами? Как называют этих людей? («Тёзки». Приводят примеры).
- Как мы различаем их? (По фамилии, по индивидуальным особенностям, по внешнему виду, по личностным качествам).
- А у нас в группе есть тезки? (Дети называют детей с одинаковыми именами. Находят сходства и различия между этими детьми).
Исследовательская деятельность
- Правильно, молодцы, дети. Каждый из вас уникален и неповторим. А сейчас я помогу вам в этом убедиться (подходят к столику).
- Сейчас мы сделаем отпечатки пальцев и займёмся исследовательской работой.
Дети делают отпечаток своего пальца на карточке, с помощью лупы рассматривают линии и узоры отпечатков; обсуждают вопросы: «У всех ли отпечатки одинаковые?», «Чем похожи, чем отличаются?» Важно, чтобы дети использовали в речи слова: извилистые линии, полоски, узоры, закрученная спираль, точки и т. д.
Дети с помощью воспитателя делают вывод: каждый отпечаток уникален, у всех людей они разные.
- Каждый из вас особенный, важный, значимый и неповторимый человек. У каждого свои таланты и черты, каждого есть, за что любить и уважать.
Изготовление «именной карточки»
- Я предлагаю вам создать свою «именную» карточку. Рядом с отпечатком напишите своё имя (дети печатают). Затем вы можете написать разные формы своего имени.
- А что ещё можно написать? (Отчество, адрес, телефон). Ребята, я предлагаю вам взять свои именные карточки домой и вместе с родителями написать там своё полное имя, или звучание вашего имени на другом языке.
- Эти карточки мы можем разместить на наших кабинках в группе «Маленькая страна».
III. Заключительная часть
- Что вам сегодня понравилось делать?
- Что интересного узнали?
- Кому помогали?
- С кем вам хочется поделиться информацией?