Елена Глухова
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников как средство реализации образовательной области «Познание»
▼ Скачать
Содержание
Введение.
1. Актуальность проекта
2. Проблема проекта
3. Цель проекта.
4. Задачи.
5. Теоретическое обоснование темы.
6. Реализация проекта.
7. Ожидаемый результат.
8. Заключение. Выводы.
Список литературы.
Введение.
1. Актуальность проекта
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей, через решение следующих задач: сенсорное развитие, развитие познавательно - исследовательской деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников как средство реализации образовательной области „Познание“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Для этого необходимо уделять больше внимания проведению с детьми наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
2. Проблема проекта.
Часто работники дошкольных учреждений в процессе ознакомления дошкольников с природой больше внимания обращают на их интеллектуальное развитие в этой области. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально – положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи детского сада.
Для реализации данных задач необходимо создать систему по формированию знаний о природе и её свойствах, обеспечивающих понимание элементарных взаимосвязей живой природы с неживой природой, воспитание осознанно- правильного отношения к природе, повышение у родителей экологической образованности.
3. Цель проекта.
Цель нашей работы - повышение уровня развития познавательной активности, любознательности, самостоятельности воспитанников, основ экологической грамотности средствами поисково – познавательной деятельности.
4. Задачи.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Развивать познавательный интерес к предметам и явлениям неживой природы, умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы, через пытно-экспериментальную деятельность.
3. В ходе проведения совместных экспериментальных действий развивать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы; любовь к родному краю.
4. Разработать систему познавательных занятий, игр, наблюдений.
5. Пополнить исследовательскую лабораторию новыми атрибутами для исследовательской деятельности детей.
6. Привлечь родителей к активному участию в работе.
5. Теоретическое обоснование темы проекта.
5.1 Поисково-познавательная деятельность как средство развития мировидения ребёнка.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Т. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько).
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития, дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно - следственных родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о природе.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Действуя практически с объектом исследования, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, связи и отношения.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
5.2. Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме;
совместная деятельность педагога с детьми;
свободная самостоятельная деятельность детей.
Организация экспериментальной работы в нашем учреждении осуществляется по трем направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
живая природа (характерные особенности времен года, животные и их приспособление к окружающей среде, неживая природа (камни, песок, глина, воздух, вода, цвет, вес, человек и рукотворный мир (части тела, материалы и их свойства, преобразования предметов).
6. Реализация проекта.
Подготовительный этап
Изучение методической литературы по вопросам ознакомления дошкольников с неживой природой через познавательно-исследовательскую деятельность.
Анкетирование родителей
Основной
Обеспечение условий для реализации проекта.
Оформление уголка «Почемучки» мини — лаборатория.
Чтение экологических сказок, рассказов, стихов по ознакомлению с природой.
Проведение игр –экспериментов, игр-опытов.
Проведение целевых прогулок; экскурсий
Опытно - исследовательская деятельность.
Работа с родителями.
Проведение семинаров, консультаций.
Заключительный
Оценка эффективности работы.
Анкетирование родителей.
7. Ожидаемый результат.
1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
2. Развивать у детей самостоятельность, уверенность в себе посредством развития мыслительных операций
3. Способствовать пониманию ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде.
4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
5. Повысить уровень педагогической культуры родителей.
8. Выводы.
Практика убедительно показывает, что экспериментальная деятельность помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию научного мировоззрения. Результатом реализации поисково-познавательной деятельности является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм. Я очень хочу видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Получая знания, необходимые в экологическом воспитании, дети растут отзывчивыми, добрыми, милосердными, гуманно относятся ко всему живому.
Список использованной литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Издательство «Учитель», Воронеж, 2002г.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. «Неизвестное рядом» Творческий центр,- М. 2005г.
3. Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами», Педагогическое общество России. – М. ,2006г.
4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»
5. А. И. Иванова «Детское экспериментирование - как метод обучения»
6. И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование»
7. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание дошкольников», - М. ,1998г.
воспитание» №6 за 2006г.)
8. Нисканен Л. Г. «Первое знакомство с природой» - М. «Школьная пресса», 2005г.
9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под редакцией Прохоровой Л. Н., - М., АРКТИ, 2005г.
10. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду» Издательский дом «Карапуз», - М., 2001г.
11. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». – М., 2003г.
12. Интернет ресурсы: https://ds216.centerstart.ru/node/209
https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/opyt-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-starshikh-doshkolnikov