Ильмира Галлямова
Познавательно-исследовательская деятельность «А что мы знаем о пернатых своих друзьях?»
▼ Скачать
А что мы знаем о пернатых своих друзьях?
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о птицах.
Задачи:
1. Закрепить у детей умение составлять описательные рассказы о птицах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки; используя в качестве плана модели-картинки.
2. Уточнить и закреплять представления детей о птицах, обитающих в разных средах, отличающихся друг от друга по внешнему виду, способам передвижения, характеру потребляемой пищи и способам ее добывания.
3. Дать детям новые знания о водоплавающих птица, используя опыты. Учить делать самостоятельные выводы.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „А что мы знаем о пернатых своих друзьях?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
4. Воспитывать уважительное и бережное отношение к пернатым друзьям.
Материалы и оборудование:
- Предметные картинки изображений птиц;
- Модели-картинки для составления рассказа;
- Тазики с водой, жир, маленькие шарики (из под киндер сюрпризов, салфетки, фартуки.
- Модули с изображением снежинки и солнца для игры «Зимующие и перелетные птицы»;
- Аудиозаписи с голосами птиц;
1. «Вводная часть» (использованием элемента сказкотерапии).
Здравствуйте, ребята! Сегодня утром, когда я пришла в детский сад обнаружила посылку. Давайте, прочитаем кому же это посылка. (Читаю адрес детского сада, выделяю какого числа отправлена была посылка и какого дошло). Получается ребята, это посылка от наших пернатых друзей. Наши друзья нас приглашают к себе на лесную полянку. А чтобы мы смогли попасть к ним в гости, они нам отправил волшебную палочку. Как только я прикоснусь каждому палочкой, вы превратитесь в птиц. (Воспитатель включает музыку. Дети вместе с воспитателем летят по-кругу).
- Ребята, вот и наша полянка виднеется. Давайте приземлимся. А теперь с помощью нашей волшебной палочки мы снова превратимся в мальчиков и девочек и продолжим наше путешествие.
- Ребята, послушайте внимательно, в лесу как то тихо? Как вы думаете почему? (Ответы детей). Правильно, птицы улетели в теплые края. А почему так рано? (Ответы детей). Правильно, мы с вами ребята, живем на крайнем Севере, и снег выпадает у нас рано и холода настают раньше, чем в других местностях. Птицы не дождавшись, улетели. Что ж нам с вами теперь делать то? (Ребенок находить записку на дереве).
2. Работа около доски
-Ой, ребята, посмотрите, пернатые друзья нам оставили записку. (Читаю записку).
Подходим вместе с детьми к доске, на которой висят картинки с изображением птиц.
-Посмотрите и скажите, кто это? (Ответ детей).
- А как вы узнали, что это птицы? (Ответы детей).
По каким признакам, ребята, мы узнаем птиц? А как мы отличаем их от других животных?
Посмотрите, сколько птиц. Давайте назовем какие птицы тут нарисованы? (Ответы детей). Как одним слово их можно назвать? (Ответы детей). Правильно, это перелетные птицы. Давайте сравним их друг с другом. Посмотрим и скажем, какое оперение у этих птиц? Что можно сказать об оперение? Какое оно?
- Что можно сказать про ноги и лапки? Какие крылья? Какой хвост? Клюв? (Ответы детей). Молодцы справились.
3. Составление рассказа по алгоритму.
Ребята, на этой полянке нам нужно придумать рассказы про птиц. Чтобы рассказ получился красивым, полным, надо рассказывать все по порядку. В этом нам поможет план-схема. Знаки, которые здесь нарисованы, вам знакомы (вспоминаем вместе детьми знаки). Пожалуйста, кто хочет рассказать про птицу (Рассказы детей по желанию).
Молодцы, ребята и с этим вы заданием справились.
4. Игра «Перелетные-зимующие птицы»
Ребята, вы наверно устали. Давай поиграем в игру «Перелетные и зимующие птицы». (Детей делят на две команды перелетные и зимующие птицы. После знакомлю правилами игры,
Ребята, пока играет музыка вы должны летать на поляне, а как только остановится музыка перелетным птицам нужно встать около кубика где нарисовано солнце, а зимующим где нарисовано-снежок. Будьте внимательны. (Провожу игру пару раз).
5. Игра «Узнай птицу по голосу». (Используется голоса птиц).
Ребята, а как узнать птицу можно закрытыми глазами? Правильно по крику. (Игра проводится также по командам. Воспитатель включает голоса птиц команды по очереди угадывают).
Молодцы ребята. А скажите, как одним словом можно назвать какие это птицы. Правильно, водоплавающие.
Скажите, пожалуйста, почему водоплавающие птицы выходят сухими из воды? Искупается гусь взмахнет крыльями и сухой. Есть даже поговорка «Как с гуся вода». Ребята, птицы хотят поделиться со своим секретом. Для этого они нас приглашают в лесную лабораторию.
6. Опыт с водой и жиром. (Дети проходят за столы. Надевают фартуки, после вместе с воспитателем намазывают одну руку жиром, а вторую нет. Опускают обе руки в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы).
Воспитатель: Что же произошло? Как вода стекает с рук? Она превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с рук. То же происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, поэтому вода скатывается. Помните мы с вами говорили, что у птиц есть сальные железы и они выделяют жир и обмазывают им свои перья.
А хотите узнать почему они не тонут?
7. Опыт с водой и шариками. (Воспитатель предлагает спустить шарики в воду и посмотреть, что с ними произойдёт).
- Посмотрите, ребята, шарики плавают, почему? Потому что в них воздух, а воздух легче воды. Поэтому шарики не тонут. А теперь давайте откроем и наберем воды, что с ними стало? Они тонут, почему? Потому что там теперь нет воздуха.
Вот такие маленькие воздушные мешочки есть под кожей у водоплавающих птиц. Они то их и удерживают на воде.
А что помогает водоплавающим птицам плавать? Как они передвигаются по воде? (Ответы детей, обобщение воспитателем.) Правильно, лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться по воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие.
Ой, ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад. Снимайте фартуки, возьмите салфетки и вытрите руки. А теперь давайте соберемся на поляне и вспомним, как мы попали в лес? (Ответы детей). Вернемся мы в детский сад тоже с помощью волшебной палочки. (Воспитатель прикасается каждом ребенку волшебной палочкой, каждый ребенок превращается в птицу. После включается музыка и дети вместе с воспитателем летят по кругу домой).
Ребята, вот и мы дома. Давайте сядем и вспомним, что мы сегодня узнали нового? (Ответы детей).
Молодцы, ребята, спасибо вам за интересное путешествие.