Юлия Когтева
Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Сухомлинский. В. А.
В современном дошкольном образовании именно данному виду деятельности уделяется особое внимание, что отмечено в федеральном
государственном стандарте дошкольного образования.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. В дошкольном возрасте такая активная позиция предполагает саморазвитие личности именно в познавательной деятельности, в процессе которой ребенок вступает в общение и взаимодействие со сверстниками, происходит становление мировидения ребёнка, осуществляется его личностный рост.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.
Развитие исследовательских способностей детей – одна из важнейших задач образования. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности.
В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования одним из условий развития детей является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной).
Задача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок утверждается в роли активного, сознательного, равноправного участника образовательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо :
• Вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора)
• Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
• Дозировать степень активности взрослого (ранний возраст : взрослый – непосредственный участник; дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнер в выборе деятельности).
• Создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?»
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными.
Организация познавательно-исследовательской деятельности идет по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно-климатических зон, взаимосвязь живой и неживой природы.
2. неживая природа – почва, песок, глина, камни, воздух, вода. Три агрегатных состояния воды (газообразное, жидкое, твердое); небесные тела.
3. физические явления – магнетизм, звук, вес, тепловые явления, движение, свет, цвет и др.
4. рукотворный мир – предмет как таковой, материалы и их свойства,
преобразование предметов.
Чтобы заинтересовать детей исследовательской деятельностью, воспитатель сам должен быть увлечен исследованием. Необходимо читать познавательную литературу (справочники, энциклопедии, сборники занимательных опытов, найти для себя новые сведения, построить предметно-развивающую среду.
При подготовке к эксперименту сначала необходимо обдумать, какие знания воспитатель даст детям, а затем постараться довести его до конца. Во время проведения некоторых исследований дошкольникам необходимо предоставить возможность подумать и предположить, что может получиться в итоге, иными словами произвести прогнозирование результата – это чрезвычайно важная характеристика человеческого мышления. Например, опыт на впитывание воды: впитывает ли воду губка, ткань, калька, газета и т. д.
В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно.
В качестве объектов исследования можно предложить детям, те предметы и явления, которые нас окружают, но само наблюдение построить таким образом, чтобы позволить детям увидеть необычное, новое в привычном и обыденном. Стоит только внимательнее посмотреть вокруг и можно найти множество интереснейших объектов. Зимой – это снег, лед, иней, сосульки, пар. Летом – вода, камни, глина и песок.
Организуя любую работу с детьми, надо стараться, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, необходимо научить их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной. Не надо стараться уберечь дошкольников от ошибок, от заведомо неверных действий. Пусть сами поймут, что сделали неверно и поищут другой путь.
Так например: Организуя познавательно-исследовательскую деятельность в нашей группе, мы начали с несложных экспериментов с водой. Показали детям, что вода принимает форму того сосуда, в который ее наливают, растворимость красок в воде и изменение её цвета, испытывали предметы на плавучесть. Предложили детям заранее угадать, какие предметы утонут, а какие будут плавать.
Интересны были опыты по смешиванию воды с разными веществами. Мы смешивали воду с песком, с солью, сахаром, шампунем, фасолью. Прежде чем добавить в воду очередное вещество, спрашивали, что произойдет с этим веществом, затем выясняли экспериментальным путем, были ли дети правы в своем предположении. Также вызвали восторг у детей опыты с магнитами, которые позволяют детям узнать, на что способен данный предмет. Самое главное дать возможность проверить, все ли предметы притягивает магнит, а если нет, убедиться в этом используя разный бросовый материал.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Вся эта работа невозможна без тесного сотрудничества с родителями. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, а также с удовольствием продолжают исследования дома вместе с детьми.
Таким образом, в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования условия реализации программы должны обеспечить полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития, при этом, содержание указанных образовательных областей может реализоваться в различных видах деятельности (общение, игре, познавательно – исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).