Елена Ежова
Познавательно-исследовательская деятельность детей в системе работы воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская
деятельность детей в системе работы воспитателя дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей в системе работы воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС » размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Дошкольники по своей природе исследователи, им хочется испытывать все самим, удивляться всему новому, а мы знаем, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.
Я считаю, что исследовательская деятельность дошкольников, имеет неоценимое значение для становления личности. Этот вид деятельности является важным и одним из ведущих в ДОУ. Именно в ходе исследования дети познают окружающий мир и осваивают новые знания. Познавательно - исследовательская деятельность необходима в каждом возрастном периоде дошкольника. Она включается в различные формы работы с детьми соответствующих возрасту видов детской деятельности, это могут быть: экскурсии, трудовая деятельность, наблюдение, экспериментирование, целевые прогулки, проведение опытов и различные проблемные ситуации.
Задачи исследовательской деятельности и экспериментирования специфичны для всех возрастов. В младшем дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию, где ведущей является роль педагога; активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации, совместно с педагогом; формирование начальных предпосылок поисковой деятельности - практические опыты.
Наиболее эффективными методами и приемами организации экспериментально-исследовательской деятельности считается :
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- моделирование (создание моделей в частности, об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксацию результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности (проводится педагогом совместно с детьми).
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- использование загадок, поговорок, стихотворений и т. д;
- подражание голосам и звукам природы;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
В процессе работы с дошкольниками, я заметила, что у детей системная познавательная активность проявляется через все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для деток младшего дошкольного возраста, характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно ребята познают все новые и новые предметы. Для того чтобы игры-эксперименты успешно осуществлялись в группе, я постаралась создать соответствующую предметно-пространственную развивающую среду - центр экспериментирования. Центр содержит: прозрачные и непрозрачные ёмкости (пластиковые контейнеры и бутылки, стаканы). Мерные ложки, колбы, пробирки, воронки разного размера, пипетки с закругленными концами, шприцы пластиковые, резиновые груши, шпатели, деревянные палочки. Резиновые перчатки, одноразовые шапочки, фартуки; микроскоп, свечи, термометр, песочные часы, компас, лупы с разным увеличением, зеркала, фонарики, магниты. Природный материал: ракушки, камешки, мел, песок, желуди, скорлупки орехов, семена, глина, перья и мн. др. Материал, подлежащий исследованию: пищевые материалы: рис, изюм, сахар, соль, мука, крахмал, кофе, чай, активированный уголь и т. п; растворимые ароматические вещества: соли для ванн, детские шампуни, а так же йод, зелень бриллиантовая, краски акварельные и т. п. ; бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, пробки, вата, салфетки, нитки, резинки и т. п.
Еще в работе по исследовательской деятельности использую сделанные схемы этапов работы – это карточки для самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников (старший возраст).
Исследовательскую деятельность, включаю в разные виды деятельности : в игру, на занятие, прогулку. В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы.
В процесс познания включаются все органы чувств ребенка. Малыш слушает, смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие признаков предметов. Ребенку с помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире.
В процессе занятий, бесед и игр дети узнают, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (перышки, поролон) нет.
С большим интересом дети наблюдают за тем, что водичку можно «покрасить», и они с большим удовольствием окрашивают воду разными цветами (а ведь можно разлить в формы и заморозить (зимой, а затем развесить на дерево, на участке группы).
В заключении хочется сказать, что познавательно-исследовательская деятельность заключается не только в том, чтобы способствовать усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к миру природы, окружающей среде, но и позволяет ребенку качественно развиваться.
Младшие дошкольники с помощью педагога, а старшие самостоятельно идут к поиску знаний, испытывают интерес ко всему новому, неизвестному, задают взрослым множество вопросов, строят догадки, рассуждают, экспериментируют, обдумывают, ищут различные способы решения проблемных ситуаций, радуются и удивляются собственным открытиям. Исследовательская деятельность очень важна и необходима детям, а мы – педагоги, должны всячески этому способствовать и помогать узнавать больше интересного, ведь чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Список использованных источников и литературы
1. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. : Сфера, 2012.
2. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004