Дарья
Познавательно-исследовательская деятельность методом экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность методом экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)
Я хочу поделиться опытом нашей работы по организации исследовательской деятельности методом экспериментирования.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
В нашей группе мы сделали зеленый уголок для этого:
Эксперимент №1.
«Выращивание лука на окошке»
Цели:
- дать представление о полезности лука для здоровья человека, особенно весной (проведена беседа);
- закрепить знания детей об условиях произрастания растений (влага, сват, тепло);
- расширить знания о способах посадки растений (посадка луковицы);
- закрепить умения ухаживать за посадками;
- понаблюдать, в какой среде лучше растет лук (в воде или в почве)
- учить наблюдать и делать выводы по результатам наблюдений;
Материалы:
- две емкости - с водой и почвой;
- луковицы;
СЛАЙМ …
Эксперименты с чаем.
1. Рассматривали под лупой
2. Сравнивали чайные листья до запаривания чая и после него.
3. Рассматривали этапы насыщения воды цветом и ароматом.
4. Рассматривали процесс окраски салфетки разными сортами чая. А потом вместе, дружно все пили чай.
в виде мини-лаборатории (кинетический песок, слаймы, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведены опытов
В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:
– приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;