Евгения Кирильцева
Познавательно-игровой проект «Мы играем, мы играем, мир сенсорный изучаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно – игровой.
Сроки проведения проекта : сентябрь 2017г. – январь 2018г. (6 месяцев)
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Проблема: Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для его успешного обучения. Я считаю, что эта тема наиболее актуальна для детей. Из своего опыта работы я убедилась, что значение сенсорного развития в дошкольном возрасте переоценить трудно. Насколько хорошо будет развит ребенок в детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новыми знаниями в школьном возрасте. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, внимания. Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной памяти. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Познавательно-игровой проект „Мы играем, мы играем, мир сенсорный изучаем“» размещена в разделах
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца, его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков, и зрительное восприятие начертания букв. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир : зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. С учетом и в соответствии с ФГОС ДО, решила разработать познавательно – игровой проект «Мы играем, мы играем, мир сенсорный изучаем».
Цель проекта :
Через игру обеспечивать накопление представлений у детей о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта :
Для детей:
• Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
• Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
• Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
• Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
• Развивать речь, умение аргументировать свои действия.
• Развивать общую и мелкую моторику рук.
• Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Для родителей:
• Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
• Оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Для воспитателей:
• Осуществлять инновационную деятельность в ДОУ.
Предполагаемый результат.
Для детей:
• Овладение сенсорными эталонами.
• Совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений.
• Установление взаимосвязи с речью и мышлением.
Для родителей:
• Рост уровня знаний родителями по сенсорному развитию.
• Создание дома условий для проведения дидактических игр по сенсорному развитию.
• Заинтересованность родителей в дальнейшем сенсорном развитии своих детей.
Для воспитателей:
• Продолжать внедрять в работу новые педагогические технологии.
Средства реализации проекта.
• Организация предметно – пространственной среды.
• Использование дидактических игр в различных видах деятельности.
• Игровая форма организованной образовательной деятельности.
• Просвещение родителей.
Описание проекта
I этап
Подготовительный:
1. Определение темы проекта.
2. Разработка этапов проекта.
3. Разработка конспектов, дидактических игр.
4. Создание предметно – развивающей среды.
5. Работа с методическим материалом, литературой, интернет ресурсами по данной теме.
II этап
Основной
Реализация проекта :
Перспективное планирование дидактических игр по сенсорному развитию детей
Дидактическая игра Программные задачи Сроки
Зрительное восприятие
«Подбери предмет по цвету»
«Какой это формы»
«Вложи фигуру»
«Что купили в магазине»
«Расставь по размеру»
«Мозаика»
«Разрезные картинки»
«Найди, чем отличаются» Закреплять умение соотносить цвет, как основной признак предметов, развивать зрительное восприятие, память, ориентировку в пространстве.
Учить детей чередовать предметы по форме, развивать последовательность действий, правильность отбора предметов.
Учить вкладывать геометрические фигуры в соответствующие отверстия, развивать зрительное восприятие.
Закрепить знание цвета, формы, величины предмета, развивать зрительное восприятие.
Упражнять в установлении сериационного ряда по высоте, закрепить цвет, развивать зрительное восприятие.
Упражнять в выкладывании цветовых орнаментов, развивать зрительное восприятие, внимание.
Упражнять в составлении целого из частей, развивать зрительное восприятие.
Развивать зрительное восприятие, умение выделять и называть отличия. Сентябрь 2017
Вкусовой анализатор
«Определи на вкус»
«Сырое – вареное»
«Назови вкус предмета» Учить определять вкусовые характеристики предметов и использовать полученную информацию в повседневной жизни.
Учить отличать сырые и вареные овощи. Развивать вкусовой анализатор.
Учить по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус, используя при этом качественные определения характеристик вкуса. Октябрь 2017
Слуховое восприятие
«Где позвонил колокольчик»
«Хлопки»
«Угадай, на чем играю»
«Солнышко и дождик»
«Послушаем улицу»
«Послушаем детский сад» Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.
Развивать слуховое внимание,
упражнять в счете.
Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.
Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Развивать слуховое внимание, учить выделять и называть звуки природы, шум транспорта, другие звуки.
Развивать слуховое внимание. Учить выделять и называть звуки детского сада: хлопанье дверей, музыкальное занятие, разговор в рекреации, звонок телефона и другие. Ноябрь 2017
Органы осязания
«Чудесный мешочек»
«Сухой бассейн»
«Легкий – тяжелый»
«Теплый – холодный»
«Круглое – квадратное» Закрепить умение определять знакомые геометрические фигуры, другие предметы на основе осязательно – двигательного обследования и называть их.
Развить мелкую моторику, массаж рук, пальцев рук, повышать тактильную чувственность пальцев.
Дать детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях
Упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов. Развивать осязательные ощущения, учить делать словесные выводы.
Учить детей различать круглые и квадратные формы на ощупь, находить нужную форму. Декабрь 2017
Орган обоняния
«Что приготовил повар на обед»
«У самовара»
«Коробочки с запахами»
Развивать обоняние у детей, учить определять по запаху, что приготовил повар на обед.
Развивать обоняние у детей, учить различать ароматы чая: с мятой, с лимоном, с лесными ягодами.
Развивать обоняние у детей, учить различать различные бытовые запахи: мыло, духи, кофе, сухие приправы, какао. Январь 2018
Взаимодействие с родителями.
• Изготовление памяток «Развитие сенсорных способностей детей»
• Проведение открытого занятия «Путешествие с Колобком»
III этап.
Итоговый.
1. Создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию.
2. Игровой практикум с родителями «Мы играем, мы играем, мир сенсорный изучаем».
3. Пополнение сенсорного уголка – изготовление сенсорных книжек и игр.
4. Презентация проекта на педагогическом совете в ДОУ.
Заключение.
В ходе реализации проекта я использовала педагогическую технологию метод проектной деятельности с дошкольниками. В группе были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и пособий для развития сенсорных навыков детей. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр дома, консультации по изготовлению дидактических игр.
Совместно с родителями пополнен уголок сенсорики, родители стали более активно интересоваться успехами своих детей.
Следовательно, можно сделать вывод, что системное использование в моей работе с детьми дидактических игр способствует повышению уровня сенсорного развития воспитанников.